жалоба об отказе совершать нотариальные действия.



                                                                           Дело № 2-1450/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2012 года                                                              г. Набережные Челны

Тукаевский районный суд РТ в составе

председательствующего судьи Такаевой Н.Г.

при секретаре Шайдуллиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гиззатуллиной Г.М. на отказ совершать нотариальные действия,

установил:

Гиззатуллина Г.М. обратилась в Тукаевский районный суд РТ с вышеназванной жалобой, указывая, что она после смерти своей матери    обратилась к нотариусу Кубиевой Х.Х. с заявлением об оформлении наследства, открывшегося после смерти Нуриевой Л.Г. Однако нотариус отказала ей в оформлении наследства по тем основаниям, что завещание удостоверено ненадлежащим органом.

Заявитель просит обязать нотариуса выдать ей свидетельство о праве на наследство по завещанию.

В судебном заседании заявитель полностью поддержала жалобу и просила её удовлетворить, указывая, что умершая Нуриева Л.Г. при составлении завещания выразила свою волю, находилась в здравом уме, никакого давления на нее никем не оказывалось.

Нотариус Кубиева Х.Х. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена.

Суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствии.

Выслушав доводы заявителя, исследовав и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, суд считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Нуриева Л.Г.     составила завещание, согласно которого все свое имущество, в том числе и жилой дом с надворными постройками, расположенный <адрес> все домашнее имущество завещала своим детям – заявителю по делу и Нуриеву Ф.М. (л\д 10).

Данное завещание удостоверено заместителем председателя сельского совета. Данное завещание не отменено и не изменено.

Как показала заявитель в момент составления завещания Нуриева Л.Г. находилась в здравом уме, на учетах у психиатра и нарколога не состояла, что подтверждается документально (справки прилагаются), принуждения и насилия, давления со стороны кого-либо на нее не было. Она сама добровольно выразила свое желание.

Согласно свидетельства о смерти Нуриева Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л\д 11).

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Кубиевой Х.Х. вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, согласно которого заявителю отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию по тем основаниям, что завещание удостоверено ненадлежащим органом (л\д 12).

Поэтому завещание удостоверенное лицом, не имеющим полномочий, не может быть признано нотариально удостоверенным.

Однако, суд считает доводы нотариуса необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

Согласно статье 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть им, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Нуриева Л.Г. распорядилась по своему усмотрению своим имуществом, то есть завещала его своим детям - заявителю и ее брату - Нуриеву Ф.М.. Завещание не изменено и не отменено. Она являлась собственником жилого дома, расположенного <адрес>

При оформлении завещания Нуриева Л.Г. предполагала, что должностные лица сельского совета обладают полномочиями по оформлению завещания, об отсутствии таких на тот момент полномочий ей сообщено не было, тем более, что ранее председатель сельского совета и его заместитель имели такие полномочия. Кроме того, действующим законодательством органы местного самоуправления обладают такими полномочиями.

Более того, в части 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия (перечень определен), согласно пункту 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1993 года, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

Таким образом, инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.

Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в пункте 10 статьи 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.

В пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.

Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.

Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, пункт 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С целью реализации данного конституционного принципа в пункте 5 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.

Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла отражение в пункте 7 статьи 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона.

В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.

Данные акты после вступления в силу Конституции Российской Федерации в части названных норм изменений не претерпели.

Более того, 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", пункт 10 статьи 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.

В статье 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.

Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьей 312 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Жалобу Гиззатуллиной Г.М. на отказ совершать нотариальные действия удовлетворить.

Обязать нотариуса Тукаевского нотариального округа РТ Кубиеву Х.Х. выдать Гиззатуллиной Г.М. свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Нуриевой Л.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца с момента изготовления решеня в окончательной форме, путём подачи апелляционой жалобы через Тукаевский райсуд.

Судья