по делу № 2-341/2011РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2011 года гор. Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Низамовой Ж.М.
с участием представителя истца Зариповой Х.Г.
представителя третьих лиц Рамазанова Р.С. и Абзалова И.Ф.
при секретаре Набиуллиной А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гайфуллиной М.С. к <данные изъяты> сельскому поселению Тукаевского муниципального района РТ, муниципальному образованию <данные изъяты>, эксплуатационно-производственному управлению «<данные изъяты>», Гайфуллину А.Г. о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Гайфуллина М.С. обратилась в Тукаевский районный суд с вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж, брак с которым был заключен в ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ она и ее муж пользовались земельным участком площадью <данные изъяты> кв. метра с кадастровым №, находящимся по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, <адрес>, выделенным для ведения личного подсобного хозяйства.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ выделение данного земельного участка было оформлено на имя ее мужа.
В настоящее время она хотела бы получить данный участок в собственность, в связи с чем подготовила межевой план, кадастровый паспорт. Однако регистрация права невозможна в связи с отказом в выдаче ей необходимых документов <данные изъяты> сельским поселением.
Она и ее муж свыше пятнадцати лет открыто владели и пользовались данным участком, после смерти мужа она продолжает им пользоваться.
Указанный земельный участок не является ограниченным в обороте, не установлен запрет на его приватизацию, не резервирован для государственных или муниципальных нужд, индивидуализирован, проведено межевание, определены его размер и местоположение, произведен кадастровый учет.
Границы земельного участка определены, установлены. Земельный участок находится в границах населенного пункта Старые Гардали.
Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется гражданином и совместно проживающими с ним членами семьи.
Просит признать за ней право собственности на вышеуказанный земельный участок.
Представители <данные изъяты> сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ в суд не явились, поступило письмо с просьбой рассмотреть дело без их участия, с иском согласны, подтверждают тот факт, что земельный участок предоставлен истцу в ДД.ММ.ГГГГ без внесения записи в похозяйственную книгу, так как участок был предоставлен под посадку картофеля.
Представители муниципального образования «<данные изъяты>» в суд не явились, надлежащим образом извещены, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.
Гайфуллин А.Г. в суд не явился, поступило заявление о признании иска и рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель истца иск поддержала, подтвердила изложенное в нем, пояснила, что они не возражают передвинуть забор еще на полметра, чтобы земельный участок не входил в границы 10 метровой охранной зоны газопровода, если необходимо, то проведут новое межевание.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Рамазанов Р.С. иск не признал и пояснил, что поскольку границы с ними не согласованы, часть земельного участка находится в границах охранной зоны газопровода, просят в иске отказать. Не будут против, если истец перенесет забор.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» Абзалов И.Ф. - начальник ССМ эксплуатационно-производственного управления <данные изъяты> поддержал позицию Рамазанова Р.С., пояснил, что с выездом на место они установили, что участок на расстоянии <данные изъяты> метра входит в охранную зону.
Выслушав явившихся лиц, изучив и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25октября2001года №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», (в ред. федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
На основании пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 05.04.2011 N 56-ФЗ), не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу положений пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статьей 28.1 Земельного кодекса РТ от 10июля1998года (в ред. Законов РТ от 22.11.2010 N 82-ЗРТ) предусмотрено, что охранные зоны трубопроводов устанавливаются в целях защиты населения и территорий, окружающей среды от неблагоприятного воздействия трубопроводов и их объектов и обеспечения необходимых условий для их эксплуатации.
Охранные зоны трубопроводов при любом виде их прокладки устанавливаются в виде участков земли или акватории с особыми условиями использования вдоль линейной части трубопровода и его объектов независимо от категории и формы собственности соответствующих земельных участков, если иное не установлено федеральным законом.
Предприятия, эксплуатирующие трубопроводы, имеют право подъезда автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ, а также иные права, предусмотренные нормативными правовыми актами.
Согласно статье 28 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» от 31марта1999года №69-ФЗ (в ред. закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ), земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Материалами дела установлено следующее.
Согласно кадастровому паспорту (л.д.7) сведения о правах на земельный участок с кадастровым № не зарегистрированы, площадь участка составляет <данные изъяты> кв. метра.
Решением Азьмушкинского сельского Совета местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ за Гайфуллиным Г.Г. закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га., находящийся в дер. <адрес> для посадки картофеля без права строительства.
По свидетельствам Гайфуллина (Салимова) М.С. заключила в ДД.ММ.ГГГГ брак с Гайфуллиным Г.Г., который умер в ДД.ММ.ГГГГ.
Из ходатайства главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ о выделении земельного участка следует, что спорным земельным участком истица пользуется с ДД.ММ.ГГГГ, сажает картофель.
Актом определения границ от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе начальника <данные изъяты>», старосты деревни <данные изъяты> и Гайфуллиной М.С. установлены границы выделяемого участка в десяти метрах от газораспределительного пункта в н.п. <данные изъяты>.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении спорного земельного участка в собственность истице отказано на том основании, что участок располагается в 50 метровой санитарной зоне.
Из постановления главы администрации <данные изъяты> следует, что земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. метров, располагающийся под газораспределительной подстанцией в <адрес> передан в бессрочное пользование обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> с установлением охранной зоны в виде территории ограниченной замкнутой линией на расстоянии десяти метров от границ этих объектов.
По плану земель населенного пункта <данные изъяты> спорный земельный участок граничит с одной стороны с земельным участком №, с другой граничит, но не пересекает земельный участок, имеющий конфигурацию земельного участка, располагающегося под газораспределительной подстанцией в <адрес> и переданный в бессрочное пользование обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> с установлением охранной зоны на расстоянии десяти метров от границ этих объектов.
Из пояснений представителя ответчика следует, что часть земельного участка находится на расстоянии <данные изъяты> метров от границы ГРП, а не 10 метров как положено, что не оспаривается представителем истицы, которая пояснила, что они не возражают передвинуть забор, накануне судебного заседания забор ими передвигался, видимо произошла ошибка в замерах.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен семье Гайфуллиных в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьями 44 и 69 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего в ДД.ММ.ГГГГ, что в последующем подтверждено решением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сельского совета о предоставлении данного земельного участка Гайфуллину Г.Г.
Земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. метров, располагающийся под газораспределительной подстанцией в <адрес>, принадлежит обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>.
Следовательно, истица, как член семьи умершего Гайфуллина Г.Г., и так как земельные участки под огороды и для ведения личного подсобного хозяйства предоставлялись и предоставляются на семью, Гайфуллин Г.Г. при жизни не зарегистрировал право собственности на спорный земельный участок, а наследник Гайфуллин А.Г. не претендует на него, вправе зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок.
Оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка истице в собственность не имеется.
Таким образом, учитывая, что истица не возражает переместить забор за пределы охранной зоны, представитель исполкома Тукаевского муниципального района РТ возражения относительно иска не представил, представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> не возражает против иска, если истец переместит забор, и поскольку из представленных в суд картографических материалов следует, что спорный участок не пересекает, а граничит с земельным участком располагающимся под газораспределительной подстанцией, то есть истицей произошло неправильное установление пограничного забора на местности, суд полагает необходимым удовлетворить иск в нижеследующей формулировке.
Признать за Гайфуллиной М. С. право собственности на спорный земельный участок за пределами охранной зоны на расстоянии 10 метров от границы газорегуляторной подстанции (ГРП).
Эксплуатационно-производственное управление <данные изъяты>», к которому предъявлен иск, является структурным подразделением третьего лица - общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>».
При этом представители истца и третьего лица произвести замену ответчика не просили, суд произвести замену ответчика по своему усмотрению не вправе, и, учитывая, что пользователь земельного участка пограничного со спорным участвует в судебном заседании в качестве третьего лица, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гайфуллиной М.С. удовлетворить.
Признать за Гайфуллиной М.С. право собственности на земельный участок с кадастровым №, располагающийся по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, <адрес> за пределами охранной зоны на расстоянии 10 метров от границы газорегуляторной подстанции (ГРП).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд РТ путем подачи кассационной жалобы через Тукаевский районный суд РТ.
Судья: