Об обязанности изменить виде разрешенного использования



по делу № 2-620/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года гор. Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Низамовой Ж.М.

с участием истцов Гатина И.Ф. и Муртазина Р.М.

при секретаре Кочуровой Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гатина И.Ф. и Муртазина Р.М. к <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ о признании отказа об изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,

установил:

Гатин И.Ф. и Муртазин Р.М. обратились в Тукаевский районный суд с вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года по договору купли-продажи ими был приобретен в общедолевую собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым №, находящийся по адресу: <данные изъяты> сельское поселение, категория земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства.

В целях более рационального использования указанного земельного участка, а так же в связи с тем, что соседние участки используются под сады огороды, они решили изменить вид разрешенного использования с сельскохозяйственного производства в разрешенное использование для т ведения садоводства и дачного строительства.

В связи с чем ими были получены заключение Тукаевского отдела Управления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ветеринарная справка о благополучии местности, проведены публичные слушая на территории <данные изъяты> сельского поселения, где было принято решение об изменении разрешенного вида использования принадлежащего им земельного участка.

Но как пояснил им глава <данные изъяты> сельского поселения, для получения правового акта об изменении вида разрешенного использования им необходимо обратиться в <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ.

Однако при обращении в исполком им было отказано в этом, с чем они не согласны.

Просят признать данный отказ незаконным и обязать изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Представители <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ, <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ, Муниципального образования <данные изъяты>, Федерального государственного учреждения <данные изъяты> в суд не явились, надлежащим образом извещены, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Истец Гатин И.Ф. иск поддержал. Подтвердил изложенное в нем.

Истец Муртазин Р.М. иск поддержал. Подтвердил изложенное в нем.

Выслушав истцов, изучив и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.

По правилам части 2 и части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 9 статьи 35 и частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу положений статьи 43 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

На основании пункта 3 части 1 и пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть

до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года

решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

По статье 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8).

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 15апреля1998года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Анализ вышеперечисленных нормативно-правовых актов показывает, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы собственниками земельных участков, гражданами, в том числе для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства с определением разрешенного использования самостоятельно, без дополнительных разрешений, так как в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а, следовательно, и разрешенное использование, не устанавливается и не осуществляется.

То есть разрешенный вид использования земельного участка сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения выбирается правовобладателем земельгого участка с учетом видов использования, разрешенных в целом для категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе собственник земельного участка вправе изменить вид разрешенного использование с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства».
При этом до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые организуются и проводятся в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, то есть в данном случае на территории Калмиинского сельского поселения Тукаевского муниципального трайона РТ.

Следовательно, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 31 декабря 2012 года, допустимо принятие решения об установлении такого вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, как «для дачного строительства».

Таким образом, состоявшееся изменение разрешенного вида использования в отношении земельных участков, являющихся сельскохозяйственными угодьями, оформляется, в том числе принятием решения об изменении разрешенного использования земельного участка главой местной администрации.

Материалами дела установлено следующее.

Согласно свидетельствам о регистрации права собственности (л.д. 15, 16) истцам на праве общей долевой собственности, с долей в праве ? принадлежит земельный участок с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв. метров, категория земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства.

Из заключения (л.д.17) следует, что Тукаевский отдел <данные изъяты> сведениями о наземных и подземных линейных сооружений в радиусе двух километров от испрашиваемого земельного участка не располагает, обременения не зарегистрированы.

Согласно ветеринарной справки (л.д. 21) испрашиваемый земельный участок находится в благополучной по инфекционным инвазионным болезням с/х животных и птицы местности, и объектов утилизации биологических отходов не имеют.

Из протокола публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка №, проведенного в населенном пункте <адрес> Тукаевского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ следует, что принято решение о ходатайстве перед <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцам.

Таким образом, процедура изменения вида разрешенного использования, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ, земельного участка, принадлежащего истцам, проведена.

И поскольку именно правообладатель по своему усмотрению выбирает вид разрешенного использования земельного участка, а решение об изменении вида разрешенного использования по своей сути является оформлением данного изменения, то отказ в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка является незаконным.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению и необходимо обязать ответчика изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым № в границах <данные изъяты> сельского поселения с разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения» в разрешенное использование «для ведения садоводства и дачного строительства».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Гатина И.Ф. и Муртазина Р.М. удовлетворить.

Признать отказ <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № незаконным и обязать <данные изъяты> Тукаевского муниципального района РТ изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым № в границах <данные изъяты> сельского поселения с разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения» в разрешенное использование «для ведения садоводства и дачного строительства».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Верховный Суд РТ путем подачи кассационной жалобы через Тукаевский районный суд РТ.

Судья: