о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством.



                                                                                  Дело № 2-1485/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2012 года                                                                г. Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Такаевой Н.Г.

при секретаре Шайдуллиной Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского областного государственного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» к Хаматдинову Р.Р. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством,

установил:

Кировское областное государственное учреждение «Дорожный комитет Кировской области» обратилось в Тукаевский районный суд РТ с вышеназванным исковым заявлением, указывая что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком осуществлялась перевозка груза на транспортном средстве - автомобиль <данные изъяты> регистрационный номер с полуприцепом <данные изъяты> регистрационный номер по маршруту: <адрес> в нарушение действующего законодательства РФ и нормативно - правовых актов Правительства Кировской области. Ответчиком допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств ДД.ММ.ГГГГ Данные нарушения выявлены истцом в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам на автомобильной дороге <адрес> и зафиксированы в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения проверки были использованы весы автомобильные переносные ВА-15С-2. Весы были использованы надлежащим образом, в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации М 014.060.00 РЭ, которые прошли поверку. Ответчиком не был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств ДД.ММ.ГГГГ Не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Ответчику была направлена претензия о добровольном возмещении ущерба, однако ущерб не возмещен по настоящее время.

В своем заявление истец просит суд рассмотреть дело в его отсутствии.

Ответчик Хаматдинов Р.Р. полностью не признал исковые требования и суду показал, что на момент составления акта он не являлся владельцем транспортного средства автомобиля <данные изъяты> регистрационный номер с полуприцепом <данные изъяты> регистрационный номер Данное транспортное средство находилось в аренде у Петрова Н.Н., который и управлял транспортным средством на основании доверенности. Груз, перевозимый транспортным средством, также не принадлежит ему.

Суд, выслушав доводы ответчика, исследовав и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу статьи 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В соответствие со статьей 14 Федерального закона РФ № 196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Статьей 30 Федерального закона РФ № 257 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.

В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 г. № 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Согласно пунктам 16, 18, 19 данного Порядка временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период - в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

Временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.

Предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общего пользования нагрузки на оси транспортного средства определяются на основе данных транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, полученных по результатам диагностики.

В период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.

В соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения; собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам.

Согласно «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляемыми перевозки тяжеловесных грузов», утвержденного Постановлением Правительства РФ за № 934 от 16.11.2009 г. вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кировским областным государственным казенным учреждением «Дорожный комитет Кировской области» был составлен акт за о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось (л\д16).

Согласно данного акта на транспортном средстве тягаче <данные изъяты> регистрационный знак и полуприцепе регистрационный знак движущегося по маршруту: <адрес> обнаружено превышение предельно допустимых значений нагрузок на ось. С данным актом был ознакомлен водитель транспортного средства Петров Н.Н..

Согласно расчета размера вреда, причиненного транспортным средством в связи с данным превышением, составляет <данные изъяты> (л\д 17-18).

Ответчику истцом была направлена претензия о возмещении причиненного ущерба (л\д19-21).

Ответчиком оспаривается факт причинения вреда.

Суд считает, что доводы ответчика обоснованы.

Согласно представленного ответчиком договора автотранспортного средства с правом выкупа за от ДД.ММ.ГГГГ Хаматдинов Р.Р. передал в аренду с последующим выкупом Петрову Н.Н. автомобиль <данные изъяты> регистрационный номер с полуприцепом <данные изъяты> регистрационный номер (договор аренды прилагается). Данный договор подписан сторонами. По акту приема - передачи транспортное средство передано Петрову Н.Н. (акт приема – передачи прилагается).

Данным транспортным средством на момент составления акта за управлял водитель Петров Н.Н.. Как пояснил ответчик, ни автомобиль, ни груз, перевозимый им, ему не принадлежал. Согласно транспортной накладной и расходной накладной грузоотправителем являлся ООО «Мар», грузополучателем - ООО «Стройдизайн» (л\д 14-15). То есть на момент составления акта от ДД.ММ.ГГГГ пользователем транспортного средства являлся Петров Н.Н., который и управлял транспортным средством.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 г. за № 934 установлена обязанность возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, владельцами (пользователями) указанных транспортных средств. Следовательно, возложение обязанности по возмещению ущерба на Хаматдинова Р.Р. неправомерно.

Кроме того, согласно акта за от ДД.ММ.ГГГГ, размер ущерба указан в <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейка. Данная сумма фигурирует в претензии, направленной на имя ответчика. В расчете и в исковом заявлении сумму ущерба составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кировского областного государственного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» к Хаматдинову Р.Р. о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Верховный Суд РТ, путем подачи апелляционной жалобы через Тукаевский районный суд РТ.

Судья