№2-208/2011Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2011 года г.Туймазы РБ
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шарафутдиновой Р.А.
при секретаре Якуповой И.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шафиковой М.Н. к Министерству труда и социальной защиты населения о признании незаконным бездействие Министерства труда и социальной защиты населения в непредоставлении средств технической реабилитации,
у с т а н о в и л :
Шафикова М.Н. обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействие Министерства труда и социальной защиты населения в непредоставлении средств технической реабилитации на том основании, что она является инвалидом второй группы, ДД.ММ.ГГГГ, Филиалом № Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан разработана индивидуальная программа ее реабилитации. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ей установлена нуждаемость в калоприемниках двухкомпонентных илеостомных, диаметром 28*25 мм, в количестве 30 штук в месяц (1 штука в сутки). Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технического средства реабилитации является Фонд социального страхования. ДД.ММ.ГГГГ ответчик поставил ее на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, для получения калоприемников, но до сегодняшнего дня она не получила от ответчика ни одного калоприемника, несмотря на то, что в них остро нуждается после перенесенной операции, с ДД.ММ.ГГГГ она самостоятельно приобретала калоприемники за счет собственных средств на общую сумму 7009 рублей 70 копеек. От индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей она не отказывалась. Таким образом, она имеет право на обеспечение, за счет федерального бюджета, техническими средствами реабилитации, в том числе калоприемниками. Необходимость предоставления данных технических средств реабилитации установлена ей по медицинским показателям и содержится в индивидуальной программе реабилитации. Бездействия ответчика по непредоставлению ей средств технической реабилитации, которые указаны в ее индивидуальной программе реабилитации, существенно ухудшают ее положение. В связи с вышеизложенным, просит признать незаконными действия указанных должностных лиц и обязать их предоставить средства технической реабилитации в полном объеме, в соответствии с программой реабилитации.
В судебном заседании истец Шафикова М.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором исковые требования Шафиковой М.Н. не признает и просит отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск Шафиковой М.Н. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Закона).
В соответствии со статьей 9 Закона, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно статье 10 Закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11 Закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 Закона, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских Показаний и противопоказаний.
По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347 - р, к техническим средствам реабилитации относятся специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. При этом согласно п. 10 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждонных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005. № 877, сроки пользования техническими средствами реабилитации до их замены устанавливаются Минздравсоцразвития РФ.
Минздравсоцразвития РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, Приказом от 07.05.2007. N 321 утвердило сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Пунктом 22.6. названного нормативного правового акта установлен для дренируемых мешков для двухкомпонентных калоприемников при колостомах и илеостомах срок пользования на одно изделие не менее 24 часов. Названный приказ действует с 13.06.2007.
Приказом от 07.05.2007. № 321 предусмотрено, что технические средства реабилитации могут предоставляться в различных конструктивных исполнениях.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005. N 2347-р утвержден такой перечень. Среди технических средств реабилитации федеральный перечень технических средств реабилитации указывает специальные средства при нарушении функций выделения.
Исходя из этого, а также учитывая, что решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации в необходимом количестве принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, которые устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и по которым устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, обеспечивающими компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), индивидуальная программа реабилитации инвалида соответствует законодательству, подлежит исполнению ответчиком.
Из материалов дела следует, что Шафикова М.Н. является инвалидом 2 группы по причине общего заболевания с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ для нее разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно которой установлена ее нуждаемость в калоприемниках двухкомпонентных илеостомных, диаметром 28*25 мм, в количестве 30 штук в месяц (1 штука в сутки).
ДД.ММ.ГГГГ Шафиковой М.Н. получено уведомление № о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями в ГУ - региональном отделении Фонда социального страхования РФ по РБ.
15.11.10г. между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством РБ достигнуто соглашением о передаче Правительству РБ осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, подписанное Министром здравоохранения и соцразвития Голиковой Т.А. и Президентом Республики Башкортостан Хамитовым Р.З.
Согласно соглашению № 7/11-920 от 19.01.11г., все полномочия ГУ - региональном отделении Фонда социального страхования РФ по РБ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно переданы Министерству труда и соцзащиты населения РБ.
Из материалов дела следует, что Шафикова М.Н. с момента постановки ее на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и по настоящее время ни разу не получила указанные средства, необходимые и предписанные ей индивидуальной программой реабилитации.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Шафиковой М.Н. к Министерству труда и соцзащиты населения РБ.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> предоставить Шафиковой М.Н. средства технической реабилитации: калоприемники двухкомпонентные илеостомные, в полном объеме в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 389 штук за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней через Туймазинский районный суд РБ.
Судья Р.А.Шарафутдинова