№2-456/2011 Решение о приведении Устава МБОУ СОШ в соответствии с законом РФ `Об образование` (вступило в законную силу 09.03.2011)



       № 2-456/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2011 года                   г.Туймазы

Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шарафутдиновой Р.А.

при секретаре Якуповой И.Ф.

с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора Идрисова А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> РБ о приведении Устава в соответствие с Законом Российской Федерации «Об образовании»,

у с т а н о в и л :

Туймазинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ <адрес>, о приведении Устава в соответствие с Законом Российской Федерации «Об образовании» на том основании, что он утвержден главой администрации муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ в Устав образовательного учреждения внесены соответствующие изменения.

По результатам проведенной проверки установлено, что отдельные положения Устава школы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Так, из п. 3.7 Устава школы следует, что финансово - хозяйственная деятельность образовательного учреждения осуществляется в соответствии с целями и задачами Устава и в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем, согласно изменениям, внесенным в п. 6 ч.1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ), в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;

ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

Кроме того, согласно п. 1 ст. 27 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, образовательное учреждение, в соответствии с лицензией, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения или научной организации.

Согласно п. 4 ст. 27 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственных или муниципальных образовательном учреждении либо научной организации по программам последующего уровня образования.

Согласно п. 8 ст. 27 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, сведения о выданных документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях вносятся в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение которого на электронных носителях организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, в целях информационно-технологического обеспечения проверки подлинности таких документов.

Ведение федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими его совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Образовательные учреждения, научные организации, осуществляющие выдачу документов государственного образца об образовании, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу документов государственного образца об ученых степенях и ученых званиях, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем внесения этих сведений в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Перечень сведений, вносимых в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, порядок формирования и ведения указанного федерального реестра, в том числе порядок предоставления доступа к содержащимся в нем сведениям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако, в п. 4.6 раздела 4 Устава образовательного учреждения «Организация деятельности Учреждения», вышеуказанные положения, предусмотренные п.п. 1, 4, 8 ст. 27 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, отсутствуют.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, к компетенции образовательного учреждения относятся:

- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);

- обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.

Согласно ч. 4 ст. 32 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность сведений, указанных в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно п. 5. ст. 32 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети "Интернет" и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

Порядок размещения в сети "Интернет" и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в текст указанного Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ внесена ст. 33.1 «Лицензирование образовательной деятельности», согласно которой лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам, однако в Уставе образовательного учреждения отсутствуют соответствующие разделы, регламентирующие данную деятельность.

Также в Закон с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ внесена ст. 33.2 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций», согласно которой государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса, однако в Уставе образовательного учреждения отсутствуют соответствующие разделы, регламентирующие данную деятельность.

Отдельные положения п. 4.7.18. Устава школы не соответствуют положениям ст.55 Закона РФ «Об образовании», а именно: не указано право работников образовательных учреждений на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади, право проходить профессиональную переподготовку.

Согласно п. 5 ст.55 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади.

Отсутствие в п. 4.7.18. Устава, в котором указан перечень прав педагогических работников школы, данной нормы закона, существенно нарушает права лиц из числа педагогических работников образовательного учреждения, на указанные льготы.

Кроме того, п. 5 ст.55 Закона с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ предусмотрено, что педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Однако, согласно абзацу 2 п. 4.7.18. Устава работники Учреждения имеют право лишь на «повышение своей квалификации», что также нарушает права педагогических работников образовательного учреждения.

Таким образом, в настоящий Устав ответчиком не включен ряд значимых норм законодательства об образовании, что недопустимо, в связи с чем, соответствующие статьи Устава МБОУ СОШ <адрес> РБ подлежат приведению в соответствие с Законом РФ «Об образовании».

Туймазинский межрайонный прокурор исковые требования поддержал частично, а именно в части привидения Устава в соответствие с ч.2 ст.32 Закона «Об образовании» по вопросам об обеспечении создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет и с п. 5 ст. 55 Закона о том, что педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже, чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации просил удовлетворить, а в остальной части от исковых требований отказался.

Представитель ответчика, МБОУ СОШ <адрес>, Моисеева Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Туймазинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, с учетом изменений.

Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносятся в протокол судебного заседания, и подписывается ответчиком в случае признания иска, выраженных в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет сторонам последствия признания иска.

Признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Последствия признания иска сторонам разъяснены и понятны.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым принять признание иска и решение об удовлетворении требований заявленных истцом.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 191-194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Принять признание представителем ответчика, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> РБ, иска Туймазинского межрайонного прокурора о приведении Устава в соответствие с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Обязать ответчика привести в соответствие с законом Российской Федерации «Об образовании» с изменениями от 29.12.2010 № 439-ФЗ положения Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> РБ, а именно: внести дополнение в части обеспечения создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет и дополнить абзац 2 п.4.7.18, о том, что педагогические работники образовательного учреждения имеют право не реже, чем один раз в пять лет проходить не только повышение квалификации, но и профессиональную переподготовку.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток через Туймазинский районный суд РБ.

Судья         Р.А.Шарафутдинова