№2-1354/2011 Решение о признании свидетельств о праве на наследство недействительным (не вступило в законную силу)



Дело №2-1354/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 июля 2011 года

судья Туймазинского районного суда РБ Булатова Р.Р.

при секретаре Мухаметзяновой Г.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гимранова А.Д. к Гимрановым Д.Г., З.Д. о признании свидетельств о праве на наследство недействительными, определении долей в совместной собственности, признании права собственности на 1/6 долю жилого дома и земельного участка и 1/6 долю квартиры

установил:

Гимранов А.Д. обратился в суд с иском к Гимрановым Д.Г., З.Д. о признании свидетельств о праве на наследство недействительными, определении долей в совместной собственности, признании права собственности на 1/6 долю жилого дома и земельного участка и 1/6 долю квартиры. В обоснование иска указал, что его отцу - Гимранову Д.Г. в ДД.ММ.ГГГГ его (Гимранова Д.Г.) сестрой был подарен жилой дом по <адрес>. Об этом ему стало известно лишь в ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении в отношении него иска Гимранова Д.Г. о выселении. Отец состоял в браке с М. с ДД.ММ.ГГГГ, они вели совместное хозяйство, проживали совместно в жилом доме. В результате стоимость дома была значительно увеличена, дом стал их совместной собственностью. В данном доме проживали отец, мать, он и сестренка - Гимранова З.Д. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ на совместные деньги истца и родителей была куплена однокомнатная квартира дома по <адрес>, которая была оформлена на имя отца. ДД.ММ.ГГГГ М. умерла. После ее смерти осталось три наследника - он, отец и сестренка. Истец фактически принял наследство, так как проживал в доме умершей на день ее смерти и, следовательно, унаследовал свою долю (1/3) в ее имуществе. После смерти матери отец обменял квартиру дома по <адрес> на трехкомнатную с доплатой по адресу: <адрес>. В дальнейшем отец оформил фиктивный договор купли-продажи данной квартиры с его сестрой - Гимрановой З.Д. В связи с тем, что нарушены его наследственные права, истец просил суд установить факт принятия им наследства после смерти матери - М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, вступив во владение и управление наследственным имуществом; признать свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом З. после смерти М., умершей ДД.ММ.ГГГГ недействительными; определить долю в праве собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>; на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за умершей М. в размере 1/2 доли; признать запись о регистрации права собственности Гимранова Д.Г. на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> недействительными; определить доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> за ним (Гимрановым А.Д.) в размере 1/6 доли в порядке наследования; взыскать с Гимранова Д.Г. в его (Гимранова А.Д.) пользу стоимость 1/6 доли квартиры дома по <адрес>.

В судебном заседании Гимранов А.Д., его представитель Хасанов К.З. иск поддержали, просили суд его удовлетворить.

Представитель ответчика - Гимрановой З.Д. по доверенности Мингазова Р.К. иск не признала. Суду пояснила, что жилой дом по <адрес> был подарен Гимранову Д.Г. его сестрой - Г., в связи с чем является единоличным собственником. Следовательно, указанный выше дом не входит в наследственную массу после смерти М. - супруги Гимранова Д.Г. Кроме того, истцом не представлено суду доказательств фактического принятия им наследства после смерти матери в течение шести месяцев. В этой связи просила суд в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гимранов Д.Г. вступил в брак с М. ДД.ММ.ГГГГ между Г. (даритель - сестра Гимранова Д.Г.) и Гимрановым Д.Г. (одаряемый) был заключен договор дарения жилого дома по <адрес>. За Гимрановым Д.Г. зарегистрировано право собственности на указанное выше домовладение и земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ М. умерла. ДД.ММ.ГГГГ между Гимрановым Д.Г. (собственником <адрес>) и Басковыми был заключен договор мены указанной выше квартиры на квартиру дома по <адрес>. Впоследствии (ДД.ММ.ГГГГ) Гимранов Д.Г. продал квартиру Гимрановой З.Д. Последняя зарегистрировала за собой право собственности на нее.

В обоснование своей позиции истец указывал, что имеет право на долю в совместно нажитом его родителями имуществе как наследник матери, фактически принявший наследство после ее смерти, а именно на 1/6 долю в домовладении по <адрес> и на денежную компенсацию за 1/6 долю в <адрес>, отчужденную Басковым без его согласия.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В обоснование своих доводов о фактическом принятии наследства после смерти матери - М. Гимранов А.Д. указывал, что на день ее смерти он проживал вместе с ней по адресу: <адрес>. В качестве доказательства он привел домовую книгу и паспорт, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по сегодняшний день истец состоит на регистрационном учете по вышеуказанному адресу.

Доводы Гимранова А.Д. не представляются суду обоснованными. В материалах дела действительно имеется домовая книга, согласно которой Гимранов А.Д. состоял и состоит на регистрационном учете по вышеуказанному адресу. Вместе с тем, регистрация гражданина по какому-то конкретному адресу является административным актом и сама по себе не свидетельствует о проживании гражданина в данном жилом помещении.

Более того, в материалах наследственного дела к имуществу умершей М. имеется справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ председателем уличного комитета о том, что М. на день смерти проживала по адресу: <адрес> с дочерью Гимрановой З.Д. Как пояснил суду Гимранов А.Д. о существовании данной справки он узнал в начале ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени он не оспаривал законность и правомерность данной справки. Указанное выше обстоятельство по мнению суда подтверждает тот факт, что Гимранов А.Д. действительно не проживал с матерью на день ее смерти. Лишь при предъявлении иска в суд он в целях его удовлетворения указал, что проживал на день смерти матери вместе с ней.

Таким образом суду не представлено доказательств, подтверждающих факт принятия Гимрановым А.Д. наследства после смерти матери в установленный законом шестимесячный срок, в связи с чем иск Гимранова А.Д. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении искового заявления Гимранова А.Д. к Гимрановым Д.Г., З.Д. о признании свидетельств о праве на наследство недействительными, определении долей в совместной собственности, признании права собственности на 1/6 долю жилого дома и земельного участка и 1/6 долю квартиры отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья     Р.Р. Булатова