№2-1728/2011 Решение об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания (не вступило в законную силу)



Дело № 2-1728/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 августа 2011 года

Судья Туймазинского районного суда Республики Башкортостан Булатова Р.Р.

при секретаре Мухаметзяновой Г.Ф.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания

установил:

<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Отделу МВД России по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания. В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка технического, санитарного состояния, соблюдения иных условий содержания осужденных и арестованных в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по <адрес>. Результаты проверки выявили, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе не соответствуют требованиям Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ № 950 от 22.11.2005 года, а также Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания в органах внутренних дел, утвержденной совместным Приказом МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.1999 года № 1115/475. Так, в изоляторе материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых выполняется не в полной мере, санитарные и гигиенические нормы в ИВС не соблюдаются; кабинет фельдшера с процедурной отсутствует; не ведется учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; лицензия на осуществление медицинской деятельности в изоляторе отсутствует; в помещении изолятора временного содержания хранятся легковоспламеняющиеся предметы - хозяйственный инвентарь: метелка, швабры, тазики. В этой связи <адрес> межрайонный прокурор просил суд признать бездействие руководства отдела МВД России по <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по устранению выявленных нарушений в деятельности изолятора временного содержания, создании необходимых санитарных и бытовых условий для содержания граждан незаконными. Обязать отдел МВД России по <адрес> оборудовать кабинет для фельдшера с процедурной; вести учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; получить лицензию на осуществление медицинской деятельности; освободить помещения изолятора временного содержания от легковоспламеняющихся предметов - хозяйственного инвентаря. Приостановить деятельность изолятора временного содержания до устранения нарушений, указанных в акте проверки условий содержания изолятора временного содержания.

В судебном заседании помощник <адрес> межрайонного прокурора Родин Г.В. иск поддержал, просил суд его удовлетворить.

Представитель Отдела МВД России по <адрес>, Министерства внутренних дел РФ Сафин Д.Р. иск не признал. Суду пояснил, что в изоляторе временного содержания кабинет для фельдшера с процедурной имеется; необходимость ведения учета больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний ведомственными приказами не предусмотрена; лицензия на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания не предусмотрена законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как медицинская деятельность не является для изолятора основной; помещения изолятора временного содержания от легковоспламеняющихся предметов освобождены; возможность приостановления деятельности изолятора временного содержания действующим законодательством не предусмотрена. В этой связи просил суд в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания регламентируется Законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Правилами внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950.

Согласно ст.9 Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником <адрес> межрайонного прокурора была проведена проверка условий содержания изолятора временного содержания ОВД по <адрес>, в ходе которой выявлены следующие нарушения: материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых выполняется не в полной мере, санитарные и гигиенические нормы в ИВС не соблюдаются; кабинет фельдшера с процедурной отсутствует; не ведется учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; лицензия на осуществление медицинской деятельности в изоляторе отсутствует; в помещении изолятора временного содержания хранятся легковоспламеняющиеся предметы - хозяйственный инвентарь: метелка, швабры, тазики.

Вместе с тем, прокурором не указано конкретно, в чем выражается невыполнение материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, в связи с чем проверить правильность доводов <адрес> межрайонного прокурора не представилось возможным.

Кроме того, согласно представленным ответчиком фотографиям, в изоляторе имеется медпункт с процедурной. Доказательств обратного суду не представлено.

Также в исковом заявлении прокурора указано, что в изоляторе не ведется учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний, чем нарушены требования Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания в органах внутренних дел, утвержденной совместным Приказом МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.1999 года № 1115/475. Изложенные выше доводы необоснованны. Указанная выше Инструкция не содержит требований о необходимости ведения учета больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний.

Еще одним из оснований иска прокурора явилось наличие в помещении изолятора временного содержания легковоспламеняющихся предметов - хозяйственного инвентаря: метелки, швабр, тазиков. Как следует из рапорта и.о. начальника ИВС отдела МВД России по <адрес> ФИО4, изолятор временного содержания был освобожден от легковоспламеняющихся предметов - хозяйственного инвентаря.

Прокурор также просил суд обязать Отдел МВД России по <адрес> получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Как указано в п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст.138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ст.198 ч.5, 204-207 ГПК РФ).

Порядок лицензирования определенных видов деятельности (в том числе медицинской) регламентирован Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Исполнение решения суда об обязании ответчика получить лицензию на осуществление медицинской деятельности может быть невозможным, так как лицензирование - сложный процесс, требующий взаимодействия с определенной организацией (лизензирующим органом) с предоставлением в нее конкретных документов для получения лицензии.

Кроме того, прокурор просил суд в связи с выявленными нарушениями приостановить деятельность изолятора временного содержания. В связи с тем, что при рассмотрении дела нарушений, указанных прокурором в иске судом не усмотрено, либо они ко дню рассмотрения дела устранены (освобождение изолятора от легковоспламеняющихся предметов - хозяйственного инвентаря), изложенное выше требование прокурора также не подлежит удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как указал в п.2 своего Постановления Пленум Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

В обоснование своих требований о приостановлении деятельности изолятора временного содержания прокурор не указал норму закона, позволяющую суду удовлетворить его требования в данной части. Не сделано было этого и в ходе судебного заседания.

Указанное выше обстоятельство, является еще одним основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о приостановлении деятельности изолятора.

При таких обстоятельствах, иск Туймазинского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении искового заявления <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

                 Судья                          Р.Р. Булатова