Дело № 2-2397/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года Судья Туймазинского районного суда Республики Башкортостан Булатова Р.Р. при секретаре Мухаметзяновой Г.Ф. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания установил: <адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Отделу МВД России по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания. В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка технического, санитарного состояния, соблюдения иных условий содержания осужденных и арестованных в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по <адрес>. Результаты проверки выявили, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе не соответствуют требованиям Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ № 950 от 22.11.2005 года, а также Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания в органах внутренних дел, утвержденной совместным Приказом МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.1999 года № 1115/475. Так, в изоляторе материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых выполняется не в полной мере, санитарные и гигиенические нормы в ИВС не соблюдаются; медицинская деятельность, оказываемая медицинскими работниками ИВС подпадает под обязательное лицензирование; не соблюдаются требования пожарной безопасности. В этой связи <адрес> межрайонный прокурор просил суд признать бездействие руководства отдела МВД России по <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по созданию необходимых санитарных и бытовых условий для лиц, содержащихся под стражей незаконными. Обязать отдел МВД России по <адрес> получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью; оборудовать ИВС Отдела МВД России по <адрес> кабинет для фельдшера с процедурной; вести учет больных, поступивших в ИВС с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; разработать и на видном месте вывесить план (схему) эвакуации людей в случае пожара; установить систему (установку) оповещения людей о пожаре; оборудовать камеры, хозяйственный блок, помещение личного состава ИПС, вещевой склад автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить открытие дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания; выполнить высоту проходов на путях эвакуации более 2 метров, высоту дверей на путях эвакуации более 1,9 метров; оборудовать помещения и коридоры ИВС естественным освещением; смонтировать в коридорах вместо дымовых извещателей тепловые; выполнить отделку в коридорах на путях эвакуации материалом с низкими показателями пожарной безопасности; обеспечить дежурный персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного персонала; оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, бачками для питьевой воды, приточной и вытяжной вентиляцией; санпропускником и дезинфикационными камерами для обработки постельных принадлежностей и белья подозреваемых и обвиняемых, системой принудительной вентиляции камер, душем; приостановить деятельность ИВС ОВД по <адрес> в связи с угрозой безопасности жизни и здоровью содержащихся в нем лиц, сотрудников ИВС до полного устранения выявленных нарушений. В судебном заседании помощник <адрес> межрайонного прокурора Родин Г.В. иск поддержал, суду пояснил, что все действия, о которых прокурор просил в исковом заявлении, ответчику необходимо произвести в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Представитель Отдела МВД России по <адрес>, Министерства внутренних дел РФ Сафин Д.Р. иск не признал. Суду пояснил, что в изоляторе временного содержания кабинет для фельдшера с процедурной имеется; необходимость ведения учета больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний ведомственными приказами не предусмотрена; лицензия на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания не предусмотрена законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как медицинская деятельность не является для изолятора основной; возможность приостановления деятельности изолятора временного содержания действующим законодательством не предусмотрена. В этой связи просил суд в удовлетворении иска отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему: Порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания регламентируется Законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Правилами внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950. Согласно ст.9 Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Из материалов дела следует, что помощником <адрес> межрайонного прокурора была проведена проверка условий содержания изолятора временного содержания ОВД по <адрес>, в ходе которой выявлены следующие нарушения: материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых выполняется не в полной мере, санитарные и гигиенические нормы в ИВС не соблюдаются; кабинет фельдшера с процедурной отсутствует; не ведется учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; лицензия на осуществление медицинской деятельности в изоляторе отсутствует; помещения изолятора временного содержания не соответствуют требованиям противопожарных норм и правил. Прокурор просил суд обязать отдел МВД России по <адрес> получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью. В соответствии со ст.12 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит в том числе и медицинская деятельность. Порядок лицензирования определенных видов деятельности (в том числе медицинской) регламентирован вышеуказанным законом. В соответствии с п.1 Приказа МВД РФ, Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Исходя из смысла указанной выше нормы, медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь, то есть занимаются медицинской деятельностью, лечением и оказанием медицинской помощи. Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из приказа начальника ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на должность фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ принята ФИО5 Указанное выше свидетельствует о том, что медицинская деятельность, оказываемая фельдшером изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по <адрес> (состоящим в штате ОВД) требует наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности (которая у ответчика отсутствует). Таким образом, исковые требования <адрес> межрайонного прокурора об обязывании ОВД по <адрес> получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью основаны на законе и подлежат удовлетворению. Кроме того, прокурор просил суд оборудовать ИВС отдела МВД России по <адрес> кабинет для фельдшера с процедурной. Действительно, согласно Приказа МВД РФ, Минздрава РФ от 31.12.1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» в изоляторе временного содержания должен быть медицинский кабинет. Судом были исследованы ранее представленные представителем ответчика фотографии, согласно которым в изоляторе имеется медпункт с процедурной. Доказательств обратного суду не представлено. При таких обстоятельствах, иск прокурора в данной части удовлетворению не подлежит. Также в исковом заявлении прокурора указано, что в изоляторе не ведется учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний, чем нарушены требования Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания в органах внутренних дел, утвержденной совместным Приказом МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31.12.1999 года № 1115/475. Изложенные выше доводы необоснованны. Указанная выше Инструкция не содержит требований о необходимости ведения учета больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний. Не содержится таких требований и в должностной инструкции фельдшера ИВС ОВД по <адрес>. При таких обстоятельствах, иск <адрес> межрайонного прокурора в части обязывания отдел МВД России по <адрес> вести учет больных, поступивших в ИВС с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний удовлетворению не подлежит. Согласно заключения дознавателя ОНД <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> Лазарева (приложенного прокурором к уточненному исковому заявлению) в изоляторе временного содержания отдела МВД России по <адрес> имеются следующие нарушения норм пожарной безопасности: план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТу 12.2.143-2002 (нарушен п.16 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее ППБ 01-03); двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания (нарушены п.52 ППБ 01-03 п.6.17 «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 (далее СНиП 21.01-97*); высота проходов на путях эвакуации менее 2 метров (нарушен п.6.27 СНиП 21.01-97*); высота дверей на путях эвакуации менее 1,9 метров (нарушен п.6.16 СНиП 21.01-97*); в коридорах на путях эвакуации настелен линолеум с высокими показателями пожарной опасности (нарушен п.6.25 СНиП 21.01-97*); в помещениях и коридорах ИВС отсутствует естественное освещение (нарушен п.5.1, п.7.62 СНиП 23-05-95); в камерах, хозяйственном блоке, помещении личного состава ИПС, в вещевом складе не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация (нарушен п.38 табл.3 НПБ 110-03); в коридорах вместо дымовых извещателей смонтированы тепловые (нарушен п.3 НПБ 110-03); в ИВС отсутствует не менее двух люков или окон шириной 0,9 метров и высотой 1,2 метров (нарушен п.1.12 СНиП 2.08.02-89*); дежурные персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного персонала (нарушен п.129 ППБ 01-03). Таким образом суд считает доказанным факт не соответствия помещений изолятора временного содержания требованиям правил пожарной безопасности. Доказательств обратного суду не представлено, иного в судебном заседании не установлено. В этой связи суд считает требования прокурора в части обязывания Отдел МВД России по <адрес> привести помещения ИВС в соответствие с противопожарными нормами и правилами подлежат удовлетворению. Ответчику необходимо разработать и на видном месте вывесить план (схему) эвакуации людей в случае пожара; установить систему (установку) оповещения людей о пожаре; оборудовать камеры, хозяйственный блок, помещение личного состава ИПС, вещевой склад автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить открытие дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания; выполнить высоту проходов на путях эвакуации более 2 метров, высоту дверей на путях эвакуации более 1,9 метров; оборудовать помещения и коридоры ИВС естественным освещением; смонтировать в коридорах вместо дымовых извещателей тепловые; выполнить отделку в коридорах на путях эвакуации материалом с низкими показателями пожарной безопасности; обеспечить дежурный персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного персонала. В Правилах внутреннего трудового распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № содержится перечень предметов обихода, которыми должны быть оборудованы камеры изолятора временного содержания. В частности, в п.45 вышеуказанных Правил указано, что камеры должны быть оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; приточной и/или вытяжной вентиляцией. Как указано в исковом заявлении и не опровергнуто представителем отдела МВД России по <адрес>, камеры ИВС указанными выше предметами не оборудованы, в связи с чем исковые требования прокурора об обязывании Отдел МВД России по <адрес> оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, бачками для питьевой воды, приточной и вытяжной вентиляцией основаны на законе и подлежат удовлетворению. Еще одним требованием истца было обязывание Отдела МВД России по <адрес> оборудовать ИВС санпропускником и дезинфикционными камерами, которые в ИВС не оборудованы (что не опровергнуто представителем ответчика в ходе судебного заседания). Согласно п.14 Правил внутреннего трудового распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. В соответствии с п.11 Приказа МВД РФ, Минздрава РФ от 31.12.1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней. Из смысла вышеприведенных норм следует, что отсутствие санпропускника в ИВС допускается. В этом случае подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в бане общего пользования населенного пункта. В этой связи исковые требования прокурора в части обязывания Отдела МВД России по <адрес> оборудовать ИВС санпропускником удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, в обоих вышеуказанных нормативных актах указано, что вещи лиц, помещенных в ИВС должны быть подвергнуты обработке в дезинфекционной камере с занесением соответствующих сведений в журнал регистрации дезинфекции. При таких обстоятельствах суд считает, что законодателем установлена обязательность наличия в ИВС дезинфекционных камер, в связи с чем исковые требования прокурора в части обязывания Отдела МВД России по <адрес> оборудовать ИВС такими камерами подлежат удовлетворению. Согласно п.47 Правил внутреннего трудового распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Указанное выше свидетельствует о том, что в ИВС должна быть душевая, которая в ИВС Отдела МВД России по <адрес> отсутствует, что подтверждено представителем Отдела МВД России по <адрес>. В этой связи исковые требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению. Что касается требований прокурора о необходимости оборудования ИВС системой принудительной вентиляции, они удовлетворению не подлежат, так как данная необходимость не предусмотрена ни одним из вышеперечисленных актов. Кроме того, исковые требования прокурора об обязывании ответчика оборудовать камеры ИВС приточной и вытяжной вентиляцией уже рассмотрены и удовлетворены. Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда. Как было указано выше, в ИВС Отдела МВД России по <адрес> имеется ряд нарушений как противопожарных норм, так и в части материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в нем, что свидетельствует о незаконности бездействия руководства отдела МВД России по <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по созданию необходимых санитарных и бытовых условий для лиц, содержащихся под стражей. Доказательств обратного вопреки ст.56 ГПК РФ, обязывающую каждую сторону представлять доказательства в обоснование своих требований и возражений ответчиком суду не представлено. Вместе с тем суд находит, что приостановление деятельности ИВС противоречит общественным интересам. Кроме того, как указано в п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст.138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ст.198 ч.5, 204-207 ГПК РФ). Суд считает, что исполнение решения о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных в нем нарушений может вызвать затруднения, так как при этом остается неясной судьба лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде административного ареста. Исходя из вышеизложенного, иск <адрес> межрайонного прокурора в части приостановления деятельности ИВС ОВД по <адрес> до полного устранения выявленных нарушений удовлетворению не подлежит. При таких обстоятельствах, иск <адрес> межрайонного прокурора подлежит частичному удовлетворению. Суд, принимая во внимание, что устранение выявленных недостатков связано со значительными временными затратами, устанавливает срок для их устранения - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, решил: Исковое заявление <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по <адрес>, Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания удовлетворить частично. Признать бездействие руководства отдела МВД России по <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по созданию необходимых санитарных и бытовых условий для лиц, содержащихся под стражей незаконным. Обязать отдел МВД России по <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью; разработать и на видном месте вывесить план (схему) эвакуации людей в случае пожара; установить систему (установку) оповещения людей о пожаре; оборудовать камеры, хозяйственный блок, помещение личного состава ИПС, вещевой склад автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить открытие дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания; выполнить высоту проходов на путях эвакуации более 2 метров, высоту дверей на путях эвакуации более 1,9 метров; оборудовать помещения и коридоры ИВС естественным освещением; смонтировать в коридорах вместо дымовых извещателей тепловые; выполнить отделку в коридорах на путях эвакуации материалом с низкими показателями пожарной безопасности; обеспечить дежурный персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного персонала; оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, бачками для питьевой воды, приточной и вытяжной вентиляцией; оборудовать ИВС дезинфикационными камерами для обработки постельных принадлежностей и белья подозреваемых и обвиняемых и душем. В удовлетворении оставшейся части исковых требований <адрес> межрайонного прокурора отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней. Судья Р.Р. Булатова