№2-2265/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 декабря 2011 года Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Демяненко О.В., при секретаре Мингазовой З.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайпрокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП <адрес> о приведении свалки в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями у с т а н о в и л: <адрес> межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с настоящим иском к Администрации СП <адрес> о приведении свалки в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в сельском поселении функционируют свалки в д.<адрес>, <адрес>, на которой выявлены несоблюдение требований экологического законодательства, а именно: при эксплуатации свалок твердых бытовых отходов отсутствует обвалование свалок, не производится окучивание, утрамбовка, послойное захоронение отходов. Истец просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения муниципального района <адрес>, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории поселения; обязать Администрацию СП <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести свалки, расположенные в <адрес>, <адрес> с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: обваловать территории свалок и оградить территорию свалки по всему периметру в <адрес>; провести в установленном порядке окучивание, утрамбовку, послойное захоронение отходов; организовать учет состава и объема принимаемых отходов. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Родин Г.В. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить. Представитель ответчика - Администрации СП <адрес> по доверенности Камалетдинов И.К. иск не признал, суду показал, что в соответствии с федеральным законом обустройство, эксплуатация и содержание свалок твердых бытовых отходов, а также утилизация и переработка ТБО к полномочиям сельского поселения не отнесено. Просит в иске отказать. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела, <адрес> межрайпрокурором совместно с <адрес> ТТУ Министерства экологии <адрес>, проведена проверка территории <адрес> сельского поселения, в ходе которой установлено, что в <адрес>, <адрес> расположены свалки твердых бытовых отходов, выявлены нарушения по размещению и устройству, обезвреживанию отходов производства и потребления. Не определена эксплуатирующая организация, ответственная за содержание несанкционированной свалки мусора. Наличие мусора влияет на благоприятную природную среду. Территория свалки примыкает к лесному массиву, что создает угрозу возникновения пожара. Таким образом, имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленных ст. 38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". При таких обстоятельствах, суд полагает удовлетворить требования прокурора района и возложить обязанность на администрацию <адрес> сельского поселения муниципального района <адрес> устранить нарушения федерального законодательства путем очистки свалки и приведении территории несанкционированной свалки отходов производства и потребления, поскольку, требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей <адрес> сельского поселения на благоприятную окружающую среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Доводы представителя сельского поселения о том, что в соответствии с федеральным законом обустройство, эксплуатация и содержание свалок твердых бытовых отходов, а также утилизация и переработка ТБО к полномочиям сельского поселения не отнесено суд считает необоснованным, поскольку, противоречит нормам Федерального закона "Об отходах производства и потребления". В материалах дела отсутствуют и стороной ответчика не представлены сведения о зарегистрированных правах на указанный участок. Суд также учел, что свалка не была зарегистрирована органами исполнительной власти как объект размещения отходов в соответствии с санитарными правилами, не получен паспорт, отсутствует акт ввода в эксплуатацию, не разработан план эксплуатации. То обстоятельство, что администрация сельского поселения не вправе распоряжаться спорным земельным участком, не имеет значение для разрешения спора, поскольку прокурором предъявлены требования о приведении спорного участка в надлежащее состояние в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а не его распоряжении. Суд учел, что границы <адрес> сельского поселения включают в себя также <адрес>, <адрес>, т.е свалки твердых бытовых отходов расположена на территории <адрес> сельского поселения, что не оспаривается самим ответчиком. При таких обстоятельствах, суд считает требования основаны на законе и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения муниципального района <адрес>, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории поселения. Обязать администрацию <адрес> сельского поселения муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства путем очистки и приведения территории свалки, расположенные в <адрес>, <адрес> в соответствие с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: - обваловать территории свалок и оградить территорию свалки по периметру ; - провести в установленном порядке окучивание, утрамбовку, послойное захоронение отходов; - организовать учет состава и объема принимаемых отходов. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья О.В.Демяненко