№2-47/2012 Решение о взыскании неполученной пенсии (не вступило в законную силу)



                                          Дело № 2 - 47/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2012 года                                                                                г. Туймазы РБ

            Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

            председательствующего судьи Абдульмановой Е.А.,

      при секретаре Галлямовой Р.Г.,

с участием истца Гильфанова Р.Ф., его представителя Кадырова Р.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

            представителей ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Валеевой Л.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

             представителя третьего лица - отдела УФМС России по <адрес> Идиятуллиной И.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильфанова Р.Ф. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о взыскании неполученной пенсии, признании факта постоянного проживания в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Гильфанов Р.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о взыскании неполученной пенсии и признании факта постоянного проживания на территории РФ.

В обоснование своих требований истец указывал на то, что он до ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, получал там пенсию с ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет, а затем по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ истец переехал на постоянное место жительство к своей супруге М.Р., которая получила гражданство Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ и они стали проживать по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Гильфанов получил разрешение на временное проживание по указанному адресу, о чем имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением по вопросу назначения пенсии, однако его не приняли. В ДД.ММ.ГГГГ после оформления вида на жительство, истцу назначена пенсия по старости, которую он стал получать с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не получал пенсию, что является незаконным, в связи с чем просит обязать ответчика выплатить ему неполученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ

По утверждению истца, выплата ему пенсии в <адрес> прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, его пенсионное дело по запросу ответчика поступило в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не получал пенсию, остался без средств к существованию, жил на иждивении своей супруги.

В судебном заседании истец Гильфанов Р.Ф. иск поддержал, просил удовлетворить частично, отказавшись в судебном заседании от взыскания судебных расходов с ответчика в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца по доверенности Кадыров Р.Н. также просил исковые требования удовлетворить в части признания факта постоянного проживания Гильфанова Р.Ф. на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ и возложения обязанности на ответчика выплатить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку журналом обращений граждан подтверждается факт обращения истца к ответчику за назначением пенсии. По вопросу взыскания расходов по оплате услуг представителя также указал, что от этих требований он отказывается.

Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Валеева Л.В. иск не признала, указав, назначение пенсии гражданам, прибывшим, на жительство в Российскую Федерацию из бывших республик СССР осуществляются по месту жительства в Российской Федерации при наличии вида на жительства или паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства. Поскольку истец получил вид на жительство ДД.ММ.ГГГГ, обратился за назначением трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ , то пенсия Гильфанову Р.Ф. была назначена с момента его обращения. Также просила обратить внимание, что более ранних письменных заявлений по вопросу назначения Гильфанову Р.Ф. пенсии не имеется. По вопросу установления факта постоянного проживания на территории РФ не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - отдела УФМС России по <адрес> Идиятуллина И.Н. пояснила, что действительно решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гильфанову Р.Ф. разрешено временное проживание на территории РФ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ По адресу: <адрес> истец был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ Не возражает против установления факта постоянного проживания Гильфанова Р.Ф. на территории РФ.

Свидетели М.Р., Н.Б., В.В., И.Р. суду показали, что истец проживает постоянно со своей женой в <адрес> с лета ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив и исследовав материалы дела, суд считает, иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывающим на жительство в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии международными договорами Российской Федерации, участником которого является и <адрес>.

Согласно ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного соглашения», назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Указанным Соглашением определено, что выплата пенсии пенсионеру прекращается при переселении на постоянное место жительства в другое государство, если пенсия того вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двухсторонними соглашениями.

Суд считает, когда иностранные граждане или лица без гражданства прибыли на жительство в РФ из государств, с которыми заключены международные договоры, применяются правила международного договора.

Приоритет норм международных договоров предусмотрен статьей 15 Конституции РФ и статьями 1 и 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственным пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания в Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства является их постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года за N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в соответствии с пунктом 16 которого в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Однако, статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу; вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", а также общепризнанными принципами и нормами международного права, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

Положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, не содержат прямого указания на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием как регистрационного учета по месту жительства, так и вида на жительство, - право на пенсионное обеспечение названных лиц связывается лишь с постоянным проживанием в Российской Федерации на законных основаниях.

Вид на жительство удостоверяет право на постоянное проживание и подтверждает законность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 года № 146-О, статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленным законом. Право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ, факт постоянного проживания в Российской Федерации как основания для назначения пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В судебном заседании свидетели подтвердили, что истец проживает непрерывно, на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>

У суда нет оснований, ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Судом установлено, истец переехал из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства к своей супруге, гражданке Российской Федерации.

Истец зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> Гильфанову решением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разрешено проживание на территории РФ.

Указанные факты свидетельствует о том, что действительно истец постоянно, непрерывно проживает в <адрес> на дату ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что назначении пенсий, гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из бывших республик СССР осуществляются, по месту жительства в Российской Федерации только при наличии вида на жительства или паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства не является основанием для отказа назначения трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, в силу ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно п/п 6 п.1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. № 1-369-18 при переселении пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, истец обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами к ответчику лишь после получения вида на жительство ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его заявлением , поданным в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>. Именно на эту дату обращения Гильфанову Р.Ф. и назначена трудовая пенсия по старости. Более ранних заявлений Гильфановым Р.Ф. в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> не зарегистрировано и стороной истца суду не предоставлено. Ссылка истца на то, что он обращался с письменным заявлением в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ не нашла своего подтверждения. Так, из предоставленного Управлением Пенсионного фонда РФ по <адрес> Гильфанову Р.Ф. сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец действительно обращался к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, но с устным ходатайством о разъяснении порядка пенсионного законодательства в РФ, иных обращений истца к ответчику по вопросу назначения ему пенсии в связи с переездом на постоянное место жительство в РФ не отмечено.

Исходя из изложенного, суд считает, что исковые требования Гильфанова Р.Ф. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о взыскании неполученной пенсии подлежат частичному удовлетворению, а именно ответчик обязан назначить и выплатить Гильфанову Р.Ф.трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гильфанова Р.Ф. удовлетворить частично.

Признать факт постоянного проживания Гильфанова Р.Ф. по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить и выплатить Гильфанову Р.Ф. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский районный суд в течение месяца.

Судья                                                                                         Е.А. Абдульманова