№2-315/2012 Решение об оспаривании распоряжения (не вступило в законную силу)



                                                                                                                 Дело № 2-315/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                      

            11.04.2012 Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                                    Мурзаковой Р.Ф.,

при секретаре                                                                 Игнатьевой Е.Г.,

с участием истца Кусекеева Р.У., представителя ответчика Администрации муниципального района <данные изъяты> район Республики Башкортостан - Миграновой А.Т., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ об обязании предоставления первоочередного жилья по договору социального найма,

установил:

             Кусекеев Р.У. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района <данные изъяты> район РБ (далее по тексту Администрация МР <данные изъяты> район РБ) об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации МР <данные изъяты> район РБ, признать его права по ст. 36 и 33 ЖК РФ, считать шестимесячное рассмотрение его заявления противоречащим ст. 52 ЖК РФ.

             В обоснование иска истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию МР <данные изъяты> район РБ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье, как репрессированного.

     Данное его заявление рассматривалось в течении 6 месяцев, в последующем распоряжением главы администрации МР <данные изъяты> район он был поставлен на учет нуждающегося в жилом помещении, как пострадавшего от политических репрессий. Тогда как он является реабилитированным, что подтверждается справкой о реабилитации, выданной Генеральной прокуратурой РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Закона Российской Федерации от 3 сентября 1993 года N 5698-I) он как реабилитированный имеет право на первоочередное получение жилья, в связи с чем просит признать за ним данное право.

            В судебном заседании истец Кусекеев Р.У. иск поддержал в полном объеме, уточнив, что он просит суд признать действия главы администрации МР <данные изъяты> район умышленным административным правонарушением, предоставить ему первоочередное жилье в соответствии со ст. 16 ч.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма с учетом состава его семьи, и обязать администрацию МР <данные изъяты> район обеспечить свидетельством о реабилитированного прокуратурой РФ.

            Представитель ответчика Администрации МР <данные изъяты> района- Мигранова А.Т., действуя по доверенности указанной ранее, иск не признала, считает его необоснованным, поскольку в распоряжение Администрации МР <данные изъяты> район ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которого истец Кусекеев Р.У. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в качестве реабилитированного. Правом первоочередного получения жилья истец не обладает, поскольку Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" это не предусматривает. Более того, истцом пропущен срок обжалования решения администрации МР <данные изъяты> район РБ.

         Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит иск Кусекеева Р.У. удовлетворению не подлежит.

         В соответствии п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

       Судом установлено, что истец Кусекеев Р.У. согласно справки о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ является реабилитированным и на основании распоряжения Главы администрации муниципального района <данные изъяты> район от ДД.ММ.ГГГГ ( с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) состоит в списке нуждающихся граждан на получение жилого помещения по месту жительства.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч. 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Статья 13 Федерального закона «О реабилитации жертв политический репрессий» признает право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Таким образом, вышеуказанная норма не предусматривает первоочередное предоставление жилого помещения реабилитированным, и гарантирует восстановление жилищных прав реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, при их возращении для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий") реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" также не предусматривает право реабилитированного на первоочередное получение жилья.

        С учетом изложенного оснований для возложения на ответчика обязанности первоочередного предоставления жилого помещения истцу как реабилитированного не имеется, поскольку вышеназванные законодательные акты не предполагают первоочередного права на жилые помещения реабилитированных лиц.

         Доводы истца о том, что ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает первоочередное предоставление жилых помещений реабилитированным не состоятельна, поскольку Кусекеев Р.У. ссылается на указанный закон в старой редакции, который утратил силу, в настоящее время новая редакция закона не содержит данного указания.

         Требования истца об обязании ответчика выдать свидетельство как лицу, имеющему право на льготы, установленные Законом РФ " О реабилитации жертв политических репрессий» необоснованны. Поскольку это не входит в компетенцию органов местного самоуправления, более того Постановление Правительства РФ от 16 марта 1992 года N 160, предусматривающий выдачу специального свидетельства реабилитированным о праве на льготы, утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 489.

          Требования истца о признании в действиях главы администрации МР <данные изъяты> район Хайруллина Р.Х. административного правонарушения, поскольку им нарушен порядок обращения граждан, также не подлежит удовлетворению. В этой части истец свои требования мотивировал тем, что его обращение администрацией МР <данные изъяты> район рассмотрено с нарушением ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», и он заменил его статус реабилитированного на статус пострадавшего, тем самым лишил его право на первоочередное получение жилья. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ данные категории дел возбуждаются прокурором, и вопрос о наличие в действиях того или иного лица состава административного правонарушения не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Доводы истца о том, что ответчик заменил его статус реабилитированного на статус пострадавшего, тем самым лишил его право на первоочередное получение жилья необоснованна. Распоряжением Главы администрации муниципального района <данные изъяты> район внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, и Кусекеев Р.У. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства в качестве реабилитированного.

          Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Оспариваемое распоряжение издано ДД.ММ.ГГГГ. Истцом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд не заявлено, доказательства об уважительности пропуска срока суду также не представлено.

           Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

      в иске Кусекеева Р.У. к Администрации муниципального района <данные изъяты> район РБ о признании действия главы администрации МР <данные изъяты> район умышленным административным правонарушением, о предоставлении ему первоочередного жилья в соответствии со ст. 16 ч.1 Федерального закона РФ «О реабилитации жертв политический репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации МР <данные изъяты> район обеспечить свидетельством реабилитированного, отказать.

       Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия судом в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан через <данные изъяты> районный Республики Башкортостан.

    Председательствующий судья                                                       Мурзакова Р.Ф.