Дело №2-907/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4июня 2012годаг.Туймазы Судья Туймазинского районного суда РБ Ахунова, При секретаре Юмалиной Г.С., С участием помощника <данные изъяты> межрайпрокурора Родина Г.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, интересах РФ к ответчику Князевой Н.Е., третьему лицу на стороне истца -государственному учреждению «Д» о запрещении строительства, Установил: Истец - <данные изъяты> межрайонный прокурор -просит запретить Князевой Н. строительство трех капитальных домов размерами 10*6, 5*6, 10*5 и сруба на капитальном фундаменте размерами 6*5 на <адрес>, расположенных на землях СП <данные изъяты>, в границах особо охраняемой природной территории природного парка «К» до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство и согласования с администрацией природного парка К. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что Князева Н.Е. купила у Н... по договору купли -продажи от ДД.ММ.ГГГГ го да незавершенный строительством жилой дом, незавершенную строительством баню, * 7бытовых вагончиков и другое имущество, размещенное на базе отдыха «С» по адресу <адрес>, расположенное на землях СП <данные изъяты>, в границах особо охраняемой природной территории природного парка «К». Актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории базы отдыха «С» без согласования с администрацией ГУ Природный парк «К» ведется строительство 3-х капитальных домов, а также возведен сруб на капитальном фундаменте размерами 5*6. На судебном заседании представитель истца по доверенности -помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Родин Г.В. поддержал иск своего доверителя, просил удовлетворить. Представители природного парка «К»-его руководитель Полуэктов С.А., представитель по доверенности Фархутдинова Г.Н. поддержали иск прокурора, пояснив суду, что строительство указанных объектов является самовольным, ведется на земельном участке, не принадлежащем Князевой на праве собственности Представитель ответчика по доверенности Шапошникова Л.И.иск не признала, пояснив, что ее доверительница не отрицает, что на строительство домов на территории базы отдыха «С» ведется без соответствующей документации, но документы на земельный участок находятся в стадии оформления. С заявлением прокурора о том, что строительство оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не согласна, она прокладывает трубы для сточных вод, поскольку «Солнечная долина» расположена на горе. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Н... и Князевой Н.Е., последней приобретено имущество незавершенный строительством жилой дом, незавершенную строительством баню, 7бытовых вагончиков и другое имущество, размещенное на базе отдыха «С» по адресу <данные изъяты> 72квартал, выдел 10 Кандринского лесничества. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт осмотра базы отдыха комиссией в составе директора природного парка «К» Полуэктова, членов комиссии помощника природоохранного прокурора Давлетова А.Н., начальника <данные изъяты> территориального управления Минэкологии РБ Свиридова А.Ф., установлено, что на территории базы отдыха «С» на границе с лесным массивом ведется строительство капитального дома размером 10*6м, с правой стороны возведен сруб на капитальном фундаменте 5*6метров, подготовлен фундамент под капитальное строительство размерами 5*6м, 10*5м. Разрешающей документации не представлено ни <данные изъяты>, ни <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт комиссией Мннэкологии в составе главного специалиста Шиц P.P., гл.инженера МУП по выполнению земельно-кадастровых работ Валиева А.Г., землеустроителя <данные изъяты> сельсовет ФИО12 по заданию Башкирской природоохранной прокуратуры, комиссией установлено, что фактическая площадь земельного участка, занимаемая базой отдыха, «С» <данные изъяты>, кадастровый номер №, целевое назначение земель-земли сельхозназначения, правоустанавливающие документы -карта-схема расположения базы отдыха, справка о внесении платежей. Князевой подано заявление в МУП ЗКР на выполнение межевого плана. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования территории, прилегающей к базе отдыха «С» природного парка К комиссией в составе специалиста ПП «К» Волкова A.M., эколога ПП Ахмадиевой, инспектора ПП Гиниятуллина, установлено, что на указанной территории производятся земляные работы, в результате которых уничтожен почвенный слой <данные изъяты> метров, разрешительная и проектная документация на производимые работы не представлена, сточные водв попадают на территорию других баз. ДД.ММ.ГГГГ Князевой Н.Е. направлено письмо директора ПП «К», в котором он разъясняет, что для разрешения на реконструкцию и расширение базы отдыха «Солнечная долина» необходимо представить проект благоустройства базы. Согласно сведениям, представленным лесничим ГУ «Т»Фарраховым Р.Ю., база отдыха С» находится вне границ лесного фонда ГУ «Т», на границе с кварталом 72 выдела № <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества. Документов о том, что Николаевой, либо Князевой разрешено строительство объектов в квартале № <данные изъяты> участкового лесничества ГУ Т, что имеется разрешение на пользование данным участком лесного фонда, надлежащие согласования, ответчиком Князевой не представлено, представитель не отрицала отсутствие указанных документов. П. 5 ст.21ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что с природными парками согласовываются вопросы социально -экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных. На основании п. 18 Положения «О природных парках в Республике Башкортостан», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан 26февраля 1999 №48Башкортостан 26.02.1999 №48, все проекты объектов строительства на территориях природных парков, отвод земельных и водных участков согласовываются с государственными органами, в ведении которых они находятся, а также с другими государственными органами Республики Башкортостан в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области 4 охраны окружающей среды. Согласно части 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Пункт 2 данной статьи устанавливает, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. В соответствии с частью 1 ст. 35 данного Федерального закона при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства иных ресурсов. Согласно статьи 37 Закона строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с частью 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, вступившей в силу 01.01.2006 согласно Федеральному закону от 29.12.04 № 191-ФЗ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. В соответствии с частью 5 данной статьи предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Часть 9 данной статьи устанавливает, что результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). Согласно части 1 ст. 6 Федерального закона «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. В соответствии с частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. В соответствии с частью 7 указанной статьи в перечень документов, в обязательном порядке прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, включено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, строительство может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство. В соответствии с пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Осуществление ответчиком строительства объекта в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы с комплексной оценкой соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, без утвержденной в установленном порядке проектной документации, не соответствует статье 49 Градостроительного кодекса РФ, статьям 34-37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, прокурор предъявляет иск в защиту интересов неопределенного круга лиц. В связи с тем, что незаконное строительство начато на территории особо охраняемой природной территории находящейся в республиканской собственности, настоящий иск заявляется в интересах Республики Башкортостан. В соответствии с частью 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Башкирской природоохранноймежрайонной прокуратуре в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Князевой Н.Е. о запрещении строительства трех капитальных домов размерами 10*6, 5*6, 10*5 и сруба на капитальном фундаменте размерами 6*5 на базе отдыха «С» по адресу <адрес>, в границах особо охраняемой природной территории природного парка «К» до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство и согласования с администрацией природного парка К удовлетворить. Запретить Князевой Н.Е. строительство трех капитальных домов размерами 10*6, 5*6, 10*5 и сруба на капитальном фундаменте размерами 6*5 на базе отдыха «С» по адресу <адрес>, в границах особо охраняемой природной территории природного парка «К» до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство и согласования с администрацией природного парка К Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня провозглашения решения в окончательной форме. Судья: А.А.Ахунова