№2-1553/2012 Решение о понуждении предоставить жилое помещение (не вступило в законную силу)



        №2-1553/2012 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2012г.         г.Туймазы

Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ахуновой А.А.,

при секретаре Юмалиной Г.С.,

с участием ст.помощника межрайпрокурора Родина Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрайонного прокурора РБ в интересах И... к Администрации МР РБ о понуждении предоставить жилое помещение по месту жительства во внеочередном порядке по договору социального найма, суд

УСТАНОВИЛ

межрайонный прокурор РБ в интересах И... обратился с иском к Администрации МР РБ о понуждении предоставить жилое помещение по месту жительства во внеочередном порядке по договору социального найма на том основании, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проживающих на поднадзорной территории.

В ходе проверки установлено, что И..., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет статус ребенка-сироты, так как её мать - А..., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии выданным администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отец - Г..., ДД.ММ.ГГГГ гр., решением Туймазинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном И... назначена её бабушка по линии матери -З..., проживающая по адресу: <адрес>; попечительство над И... прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с достижением 18-ти летнего возраста.

ДД.ММ.ГГГГ И... окончила 9 классов средней школы <адрес> и получила основное общее образование, ДД.ММ.ГГГГ поступила на учебу в ГОУ <данные изъяты> на сегодняшний день
является студенткой 4 курса, срок завершения обучения в соответствии с
календарным планом учебного заведения - ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время И... временно проживает в общежитии
<адрес>, закрепленного жилого помещения либо на
праве собственности не имеет, состоит на учете в жилищном отделе администрации      MP           для     улучшения     жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеетправо на жилище.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закона РФ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РБ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам республики.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 : Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В связи с принятием Государственным Собранием - Курултаем РБ 31.10.2011 Закона РБ № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью, передано органам местного самоуправления.

Согласно определению Верховного Суда РФ от 30.09.2008 г. N 85-В08-3, реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Более того, как указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 15-Впр11-6. рассмотревшей в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты>, действующего в защиту интересов Е..., к администрации городского <адрес> о понуждении обеспечить Е... благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, <...> основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, как указывает Судебная коллегия в своем определении, положения ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

В нарушение вышеизложенных требований законодательства гр. И..., после завершения обучения в общеобразовательном учреждении и достижения ею возраста 18-ти лет (ДД.ММ.ГГГГ) до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены её жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот.

Таким образом, установлено, что И... имеет право на получение благоустроенного жилого помещения в пределах норм, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Просит обязать администрацию муниципального района Республики Башкортостан предоставить И..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

На судебном заседании ст.помощник межрайпрокурора Родин Г.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Администрации МР РБ Мигранова А. исковые требования не признала, суду пояснила, что в заявке И... числится по<адрес>, в этом году на неё не выделено денежных средств.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проживающих на поднадзорной территории.

В ходе проверки установлено, что И..., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет статус ребенка-сироты, так как её мать - А..., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии выданным администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отец - Г..., ДД.ММ.ГГГГ гр., решением Туймазинского районного суда от

ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном И... назначена её бабушка по линии матери -З..., проживающая по адресу: <адрес>; попечительство над И... прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с достижением 18-ти летнего возраста.

ДД.ММ.ГГГГ И... окончила 9 классов средней школы <адрес> и получила основное общее образование,

ДД.ММ.ГГГГ поступила на учебу в <данные изъяты> на сегодняшний день
является студенткой 4 курса, срок завершения обучения в соответствии с
календарным планом учебного заведения - ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время И... временно проживает в <адрес> закрепленного жилого помещения либо на
праве собственности не имеет, состоит на учете в жилищном отделе

администрации      MP           для     улучшения     жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеетправо на жилище.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закона РФ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РБ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам республики.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 : Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В связи с принятием Государственным Собранием - Курултаем РБ 31.10.2011 Закона РБ № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью, передано органам местного самоуправления.

Согласно определению Верховного Суда РФ от 30.09.2008 г. N 85-В08-3, реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Более того, как указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15-Впр11-6. рассмотревшей в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов Е..., к администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Е... благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, <...> основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, как указывает Судебная коллегия в своем определении, положения ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

В нарушение вышеизложенных требований законодательства гр. И..., после завершения обучения в общеобразовательном учреждении и достижения ею возраста 18-ти лет (ДД.ММ.ГГГГ) до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены её жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот.

Таким образом, установлено, что И... имеет право на получение благоустроенного жилого помещения в пределах норм, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального района Республики Башкортостан предоставить И..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление межрайонного прокурора РБ в интересах И... к Администрации МР РБ о понуждении предоставить жилое помещение по месту жительства во внеочередном порядке по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Республики Башкортостан предоставить И..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня его вынесения через Туймазинский районный суд РБ.

Судья         А.А.Ахунова