№2-1634/2012 Решение о признании бездействия незаконными (не вступило в законную силу)



Дело №2-1634/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15июня 2012года                                                               г.Туймазы

Судья Туймазинского районного суда РБ Ахунова А.А.,

При секретаре Юмалиной Г.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гилязовой Р.Р. к администрации муниципального района , управлению образования администрации муниципального района о признании незаконным бездействия администрации МР и обязании обеспечить местом в дошкольном общеобразовательном учреждении,

У с т а н о в и л:

Заявительница Гилязева Г.И., являющаяся матерью - одиночкой Гилязевой Р., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, обратилась с жалобой на бездействие администрации муниципального района , обосновав свою жалобу тем, что ДД.ММ.ГГГГ она направила заявление в адрес начальника управления образования администрации МР об определении дочери в муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад ).

Заявительницей ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление в адрес начальника Управления образования администрации муниципального района Республики Башкортостан Михеева А.В. с просьбой предоставить направление в МДОУ.

На заявление был направлен ответ за от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что место в дошкольном учреждении ее ребенку не будет выделено, в связи с отсутствием (нехваткой) свободных мест в МДОУ, в течение какого времени данный вопрос будет решен -не указано, разъяснено, что в 2012 году будут устроены дети раннего возраста, зарегистрированные в 2010 году.

Заявительница Гилязова Г.И. просит признать бездействие администрации, выразившееся в необеспечении возможности ее ребенка своевременно получить направление для получения дошкольного образования в МДОУ, незаконным и обязать администрацию муниципального района обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства Гилязову Р.Р..

На судебном заседании заявительница Гилязова Г.И. поддержала свое заявление, просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица -администрации МР по доверенности Мигранова А.Т., будучи надлежащим образом уведомленной, на судебное заседание не явилась, просила отложить рассмотрение дела на более поздний срок, при этом не представила сведений о причинах своей неявки. Поскольку заявительница Гилязова настаивала на рассмотрении дела, в соответствии со ст. 167ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации МР .

Представитель ГУНО администрации МР по доверенности Кирсанова Г.Ш. просила отказать в удовлетворении заявления Гилязовой, поскольку в в настоящее время -острая нехватка мест в дошкольные учреждения. За ДД.ММ.ГГГГ в списке на получение мест в садике <данные изъяты>, из них--льготники. Из льготников-- матери -одиночки. Они решили в этом году обеспечить местами в садике детей, родившихся и поставленных в очередь в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время выделено <данные изъяты> мест не хватит.

Представитель ГУНО по доверенности Кобзев В.В. просил отказать в удовлетворении заявления, поскольку мест в дошкольных учреждениях не хватает, они стараются сначала обеспечить тех, кто длительное время находится в очереди, а также льготников. Администрация МР не включила матерей -одиночек в число льготников.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу положений п. 1 ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими). Исходя из правовой позиции, закрепленной в абз.3 п.2.1. Постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. №5-П, действующее законодательство предполагает доступность дошкольного образования.

В соответствии с п.2.12 Положения о порядке приема и комплектования детьми, взимания платы с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях муниципального района Республики Башкортостан (утверждено решением Совета муниципального района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ) родителям (законным представителям) может быть отказано в приеме детей в МДОУ только при отсутствии свободных мест. Обеспечение наличия свободных мест в МДОУ по месту жительства является вопросом организации предоставления дошкольного образования в МДОУ и поэтому возложено законом на администрацию муниципального района Республики Башкортостан (далее в тексте - Администрация).

Отсутствие свободных мест является результатом бездействия Администрации в исполнении возложенных на нее публично-правовых обязательств и, как справедливо заявляет Гилязова, нарушает конституционное право ее ребенка на общедоступное бесплатное образование, предусмотренное ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. №3266-1 для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ-131 от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения. Возможность полного или частичного неисполнения данного вопроса местного значения федеральным законодательством не предусмотрена.

Для реализации данных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в силу пунктов ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" наделены полномочиями на:

1)организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования;
2)создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений;
3)обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании".

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В связи с необходимостью реализации конституционных гарантий общедоступности дошкольного образования предельные сроки направления ребенка в МДОУ федеральным законодательством оправданно не установлены.
     В соответствии с положениями Устава администрации муниципального района Республики Башкортостан организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района Республики Башкортостан отнесена к вопросам местного значения муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, а исполнительно-распорядительным органом муниципального района Республики Башкортостан, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения, является администрация муниципального района Республики Башкортостан.

Согласно пунктам 4 и 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 установлено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Согласно п. 25 того же положения, Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В вышеуказанном Типовом положении отсутствие мест в МДОУ, как и иные обстоятельства, в качестве оснований для отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования в МДОУ не предусмотрено. При этом осуществление прав и свобод одними лицами не должно нарушать права и свободы других лиц. Следовательно, орган местного самоуправления обязан обеспечить наличие свободного места в МДОУ по месту жительства для положительного разрешения обращения гражданина в течение срока, установленного Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ для рассмотрения обращения граждан, если только обратившийся не устанавливает иного срока для поступления в МДОУ своего ребенка.

Следовательно, Администрация обязана своевременно обеспечить по месту жительства детей наличие достаточного количества свободных мест в МДОУ для всех без исключения.

Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального района Республики Башкортостан регламентируется Положением о порядке приема и комплектования детьми, взимания платы с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждениях муниципального района Республики Башкортостан (утверждено решением Совета муниципального района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ) (далее по тексту - Положение.

     Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2.1 Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
     Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

    Таким образом, ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не предусматривают возможности нарушения этого принципа посредством избирательного отказа от направления ребенка в МДОУ и/или посредством установления или переноса сроков такого направления по каким бы то ни было основаниям, за исключением оснований, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами (т.е. при несоответствии ребенка возрасту от 2 месяцев до 7 лет). Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством РФ не предусмотрено. Следовательно, отсутствие свободных мест в МДОУ не является правовым основанием для отказа ребенку в доступе к общедоступному бесплатному дошкольному образованию в МДОУ.
Конституционный суд РФ в п.2.1 Постановления от 15 мая 2006 г. № 5-П отметил, что конституционная обязанность государства заботиться о воспитании детей обуславливает необходимость указания финансовой помощи семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ).

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение своей семьи, в том числе и ребенка.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.254-257ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л:

     Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Республики Башкортостан, выразившееся в необеспечении Гилязовой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальном детском общеобразовательном учреждении.

Обязать администрацию муниципального района Республики Башкортостан обеспечить свободным местом в муниципальном дошкольном образовательного учреждения по месту жительства Гилязовой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в течение одного месяца.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1месяца со дня провозглашения решения в окончательной форме.

Судья:                               А.А.Ахунова