№2-1736/2012 Решение о понуждении предоставить жилое помещение (не вступило в законную силу)



№2-1736/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2012 года               г.Туймазы РБ

Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абдульмановой Е.А.,

при секретаре Галлямовой Р.Г,

с участием помощника прокурора Идрисова А.Ф.,

истца Шакуровой Г.М.,

представителя ответчика - Администрации муниципального района Гиниятуллина А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонного прокурора РБ в интересах Шакуровой Г.М. к администрации муниципального района о понуждении предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма,

установил:

межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, проживающих на поднадзорной территории. В ходе проверки установлено, что Шакурова Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка-сироты, так как ее родители - мать Р..., решением Туймазинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец М... является <данные изъяты>, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Постановлением главы администрации СП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Шакуровой Г.М. назначена ее бабушка по отцовской линии Шакурова М.Г. В настоящее время опекунство прекращено в связи с достижением 18-летнего возраста. Шакурова Г.М. зарегистрирована по адресу проживания опекуна: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ окончила МБОУ СОШ <данные изъяты>. Распоряжением главы администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Шакурова Г.М. принята на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с законодательством Российской Федерации Шакурова Г.М. со времени достижения 18-летнего возраста имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако данное право нарушено, так как на сегодняшний день жилое помещение ей не предоставлено. В связи с изложенным просит обязать администрацию муниципального района предоставить Шакуровой Г.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Идрисов А.Ф. иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.

Истец Шакурова Г.М. также настаивала на удовлетворении заявленных требований ввиду того, что она является сиротой (<данные изъяты>), воспитывалась бабушкой по линии отца, окончила 11 классов, в настоящее время обучается в индустриальном колледже по заочной форме обучения, работает в магазине. Проживает в доме опекуна - своей бабушки, своего жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет.

Представитель администрации муниципального района Гиниятуллин А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражал против исковых требований, суду пояснил, что предоставить жилье для Шакуровой Г.М. в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых денежных средств, выделяемых для этих целей Правительством РБ. Шакурова Г.М. стоит на учете в жилищном отделе для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке под № .

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковое заявление межрайонного прокурора РБ подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Шакурова Г.М. в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей: мать Р... на основании вступившего в законную силу решения Туймазинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении нее родительских прав (л.д.), отец - М..., ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом 1 группы согласно справке сер. от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.).

Из постановления главы администрации СП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шакурова Г.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, вследствие чего ее опекуном назначена бабушка по линии отца - Шакурова М.Г., проживающая по адресу: <адрес> (л.д. ).

Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ у Шакуровой Г.М. не имеется в собственности жилых помещений (л.д.17). Аналогичные положения указаны и в справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной межрайонным филиалом ГУП Бюро технической инвентаризации РБ. Из выписки из домовой книги, выданной Администрацией СП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Шакурова Г.М. зарегистрирована и проживает в доме своей бабушки по линии отца по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Шакурова Г.М. окончила 11 классов МБОУ СОШ , получив среднее (полное) общее образование (аттестат ) (л.д.-)

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст. 8 Закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РБ) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам республики.

Определение Конституционного Суда РФ от 5.02.2009г. № 250-О-П « По жалобе муниципального образования - городского округа на нарушение конституционных прав и свобод абз 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с Законом РБ № 451-з от 31.10.2011г. «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью, передано органам местного самоуправления.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ Шакурова Г.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. ) Из представленной заявки на выделение лимита капитальных вложений Администрации МР на обеспечение жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации МР на ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Шакурова Г.М. состоит в данной заявке под № (л.д. -).

Согласно определению Верховного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N 85-В08-3, реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Исходя из смысла действующего законодательства основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, положения ч.2 ст. 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Установлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства Шакуровой Г.М. со времени достижения ею 18-летнего возраста до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены его жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот.

При таких обстоятельствах, исковые требования об обязании администрации муниципального района предоставить Шакуровой Г.М. жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования межрайонного прокурора РБ в интересах Шакуровой Г.М. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района предоставить Шакуровой Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Туймазинский районный суд РБ.

Судья                                             Е.А. Абдульманова