дело № 1-34 -10 П Р И Г О В О Р с. Верх - Усугли «Дата обезличена 2010 года Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе Судьи Н.Г. Горюновой, с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Тунгкоченского района А.В. Соснина, подсудимого Бородина Сергея Алексеевича, защитника – адвоката А.И. Королькова, представившего удостоверение № 47 и ордер Палаты адвокатов Забайкальского края, защитника – адвоката Хохряковой Е.В., представившей удостоверение № 36 и ордер Палаты адвокатов Забайкальского края, при секретаре Е.А. Рыбак, а также потерпевшей Щ., представителя потерпевшей Ш.Н.Н., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Бородина Сергея Алексеевича, родившегося Дата обезличена года в ... ... ... ..., гражданина РФ, русского, образование Дата обезличена, женатого, имеющего несовершеннолетнего ребенка, пенсионера, военнообязанного, проживающего в ... ... Забайкальского, ..., ..., не судимого, находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, -обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ; У С Т А Н О В И Л: Подсудимый Бородин С.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, повлекшие по неосторожности смерть П., 1976 года рождения и причинение тяжкого вреда здоровью Щ., 1981 года рождения. Преступление совершено на Номер обезличен километре автодороги «...» ... Забайкальского края при следующих обстоятельствах. Дата обезличена года_______________________________________________________________________________________________________________________________ около Дата обезличена часов Бородин С.А., управляя автомобилем ... с государственным регистрационным знаком Номер обезличен в состоянии алкогольного опьянения, тем самым нарушив пункт 2.7 Правил дорожного движения, запрещающий водителю управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, ставившим под угрозу безопасность движения, следуя по трассе ..., перевозил пассажиров П., на заднем пассажирском сидении, и Щ. на переднем пассажирском сидении. Следуя по трассе «...» на Номер обезличен километре автодороги, не имея умысла на причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерти человека и не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий в виде причинение тяжкого вреда здоровью и смерти человека, которые при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть, нарушив пункт 10.1 Правил дорожного движения РФ (далее Правил) вел транспортное средство без учета интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, в частности видимости и направление движения, не обеспечив скоростной режим движения автомобиля, представляющий ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил и при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, а также не выполнил п. 9.10 Правил дорожного движения РФ, обязывающей водителя соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая бы позволила избежать столкновения. В результате преступно- небрежного нарушения указанных положений Правил Бородин, имея объективную возможность обнаружения опасности, не принял мер к выполнению действий, позволивших ему избежать дорожно-транспортного происшествия, и совершил столкновение с автомобилем Номер обезличен, государственный регистрационный знак Номер обезличен рус, под управлением Щ., движущимся в попутном направлении по правой стороне проезжей части автодороги. В результате столкновения автомобиля ... под управлением Бородина С.А., допустившего преступную небрежность с автомобилем Номер обезличен В пассажир Щ., ударившись о выступающие части салона автомобиля, получила следующие телесные повреждения : тупая травма живота, сопровождающаяся разрывами правой доли печени, отрывом желчного пузыря разрывом двенадцатиперстной кишки, ушибом поджелудочной железы, забрюшинной гематомой, ссадину лобной области. Данные телесные повреждения являются опасными для жизни и поэтому признаку квалифицируются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью. Пассажир П., ударившись головой о стекло автомобиля, получила следующие телесные повреждения : открытую черепно-мозговую травму, сопровождающую ушибом головного мозга, многофрагментными переломами свода основания черепа, очаговыми кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку правой лобной доли, левой лобной доли, правой и левой теменной доли, кровоизлиянием в мягкие ткани головы в лобной области слева, переломом костей носа, множественными ранами лобной области, кровоподтеками в окружности правого и левого глаза, множественными поверхностными ранами на спинке носа, на правой и левой щеке в области подбородка, являющиеся в совокупности опасными для жизни, расценивающиеся как причинившие тяжкий вред здоровью. Смерть П. наступила на месте происшествия в результате открытой черепно-мозговой травмы, сопровождающейся ушибом головного мозга, многофрагментными переломами свода и основания черепа, очаговыми кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку правой лобной доли, левой лобной доли, правой и левой теменной доли, кровоизлиянием в мягкие ткани головы в лобной области слева. Смерть П. и причинение тяжкого вреда здоровью Щ. обусловлены неосторожными действиями Бородина С.А. и находятся с ними в прямой причинно-следственной связи. Подсудимый Бородин С.А. в судебном заседании вину признал частично, суду показал, что Дата обезличена года действительно распивал спиртные напитки вместе с Щ. и П., и по предложению Щ. решили съездить на «Скалу любви». Он-Бородин управляя автомашиной марки Хонда Партнер, по дороге заехал в магазин «Дорожный», где приобрел литровую бутылку водки. Примерно за АЗС остановились, выпили некоторое количество спиртного, после чего решили доехать до места и распить остальное. Двигаясь примерно со скоростью Номер обезличен км в час с ближним светом фар, по дороге после отворота направо встретилась навстречу автомашина Волга, возможна другая марка, затем поднялся на подъем и при спуске под свет фар в его обозрение попала автомашина Номер обезличен без каких-либо опознавательных знаков, без включенных габаритных огней, увидев машину, а именно колеса и заднюю часть машины, резко нажал на тормоз, почувствовал удар, после которого дальнейшие события не помнит. Виновным себя считает, что сел за руль в алкогольном опьянении, хотя полагает, что водительский стаж позволял ему управлять транспортным средством в таком состоянии. Считает, что ширина проезжей части не позволяла для проезда двух машин, поскольку удар пришелся в заднее колесо машины Номер обезличен. Однако в ходе предварительного следствия подсудимый Бородин С.А. в присутствии защитника в качестве обвиняемого давал иные показания о том, что двигался на принадлежащей ему автомашине Номер обезличен с регистрационным знаком Номер обезличен со скоростью 90 км в час, при этом ни встречных, ни попутных автомашин не встречал. Выехав из-за леса, и поднявшись на подъем, события дальнейшие, а также ДТП не помнит. Очнулся когда его из машины доставали сотрудники милиции.л.д.71-74 т. 2). При допросе в качестве подозреваемого в присутствии защитника показал, что двигался со скоростью Номер обезличен км в час, при этом видимость была хорошая, в связи с тем, что стало темнеть, включил ближний свет фар. Помнит, что, выехав из-за леса, поднялся на подъем, что происходило дальше, не помнит. Состояние дороги было в норме, ширина проезжей части позволяла совершить обгон. (т. 2л.д. 57-59, 60-61). Исследовав все собранные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд находит, что виновность подсудимого Бородина С.А. в содеянном доказана и объективно подтверждается материалами дела, показаниями представителя потерпевших, свидетелей. Так потерпевшая Щ.Щ. суду показала, что Дата обезличена года в вечернее время распивала спиртные напитки с Бородиным С., и П.. Вместе решили съездить на машине Бородина, под его управлением в .... По дороге заехали в магазин «Дорожный», где Бородин приобрел литровую бутылку водки, которую употребили. После заправки, Бородин включил дальний свет и больше его не переключал. Она-Щ. сидела на переднем пассажирском сиденье, а П. на заднем. Во время движения, повернувшись к П., разговаривала с ней. Выехав за лес по дороге, поднялись на бугор, участок дороги там прямой. Во время движения почувствовала, что Бородин прибавил скорость, о чем стала говорить ему, чтобы он сбавил ее. Повернувшись, увидела, что Бородин спит за рулем, склонив голову на руль. Она- Щ., увидев это, а также впереди их машины автомобиль, с включенными габаритными огнями и левым поворотом красного цвета, и понимая, что Бородин не видит впереди идущий автомобиль, закричала. Бородин, проснувшись, резко нажал на тормоза. Видя, что Бородин не предпринимает никаких попыток избежать столкновение с автомобилем, схватила руль и резко повернула его в левую сторону, чтобы избежать столкновение. Через некоторое время почувствовала сильный удар, поняв, что они врезались в впереди идущий автомобиль. Затем почувствовав сильную боль, потеряла сознание. Понимает, что также сама виновата в том, что села в машину с пьяным водителем, считает наказать его по всей строгости закона. Просит взыскать с него моральный ущерб за причиненные ей нравственные и физические страдания в связи с ДТП в сумме Номер обезличен рублей. Представитель потерпевшей Ш.Н.Н.. в судебном заседании пояснила, что Дата обезличена года узнала о смерти своей сестры П., обстоятельства смерти не известны. Просит о снисхождении к подсудимому. Свидетель С.Е.В. суду показал, что Дата обезличена года в Номер обезличен минут вместе с П. и Щ. выехали на автомашине ЗиЛ-131, принадлежащей воинской части на позицию Номер обезличен., расположенную в Номер обезличен км от с. .... Отъехав от перекрестка на ... на трассе с.... около Номер обезличен-х км автомобиль Номер обезличен, под управлением водителя Щ. стал глохнуть. Выехав за пределы леса, поднялись по трассе, где на бугре остановились, чтобы устранить неполадку. Продув топливную систему, сели в автомобиль и продолжили движение накатом по правой стороне дороги примерно со скоростью Номер обезличен км в час, проехав примерно около Номер обезличен км. Щ. включил фары, вместе с которыми автоматически загораются габаритные огни заднего вида, которые находятся на кабине сверху, также слышал звук реле, включение поворота после начала движения. Увидев, что с левой стороны мелькнул свет, и предположив, что сзади едет машина сказал об этом П., после чего почувствовал сильный удар сзади, ударившись затылками. На улице было сумрачно, визуальная видимость без световых приборов просматривалась до горизонта. Щ. сразу же остановился, все вышли из машины, при этом автомобиль Номер обезличен практически находился на обочине, так как, выходя из машины, места было достаточно для того, чтобы встать примерно Номер обезличен см, слева от проезжей части на обочине дороги перпендикулярно трассе находился автомобиль белого цвета с работающим двигателем, фары были включены, и ему показалось, что горел свет дальнего вида, так как был яркий. Подойдя, увидели, что на водительском сиденье сидел мужчина, со склоненной головой, потрогав водителя за плечо, тот стал храпеть, дверь с его стороны была сильно деформирована, на переднем пассажирском сиденье сидела женщина и стонала. Он- С.Е.В. отправил П. в с. В-Усугли за помощью. В водителе узнал Бородина, который на его вопрос ответил, что он сильно пьян. На заднем пассажирском сиденье увидел еще женщину без признаков жизни. Позже приехала скорая помощь и констатировала ее смерть, а также сотрудники милиции, которые стали проводить осмотр места происшествия. На автомобиле ЗиЛ было оторвано заднее крыло, чулок балки заднего моста, погнута реактивная штанга. Свидетель Щ. пояснил суду, что Дата обезличена года в Номер обезличен минут управляя автомашиной Номер обезличен, вместе со С.Е.В. и П. двигался на позицию .... Двигаясь по трассе с-... автомобиль из-за неисправности в топливной системе, заехав на подъем на прямом участке дороги остановил. Все вышли из машины и стали устранять неполадки. В этот момент по дороге проехала автомашина Номер обезличен белого цвета, из окна которой на проезжую часть торчала палка. Исправив неполадки примерно в течение Номер обезличен минут, сели в автомобиль и решили ехать накатом, при этом он включил ближний свет фар, где одновременно загорелись габаритные огни, расположенные в верхней части кабины сзади, включив левый поворот, так как автомобиль находился на обочине с правой стороны. Проехав примерно со скоростью Номер обезличен км в час Номер обезличен километров, почувствовал сильный удар в заднюю часть автомобиля. Посмотрев в окно, увидел с левой стороны проезжей части легковой автомобиль белого цвета, передним бампером направленным в сторону трассы. Нажав на тормоза, остановился, подбежали к водительской стороне, правая сторона была сильно деформирована, водитель автомашины храпел, казалось, что он спал, в машине работал двигатель. Узнав в водителе Бородина, спросил его, что случилась, на что Бородин ему сказал, что он заснул. На переднем пассажирском сиденье сидела женщина, она стонала, на заднем сиденье обнаружили еще женщину без признаков жизни. Также добавил, что согласно конструкции машины Номер обезличен, при переключении рычага на1 положение включаются габаритные огни, при переключении на 2 положение включается свет, при этом габаритные огни продолжают гореть. Свидетель П. в зале суда дал аналогичные показания свидетеля Щ. по маршруту движения, устранения неполадки, пояснив, что, устранив неполадку, сели в машину, стали ехать накатом, при движении транспортного средства Щ. включил свет фар, а также задние габаритные огни. Скорость движения была около 10 км/ч. Автомобиль ехал по правой части дороги по обочине, во время движения С.Е.В. сказал, что сзади едет автомобиль, после чего почувствовали сильный удар в заднюю часть автомобиля. Щ. сразу же нажал на тормоз, после чего вышли из машины, и увидели : на обочине с левой стороны перпендикулярно трассе находился автомобиль иномарка белого цвета, правая сторона которого была деформирована, двигатель автомобиля работал, и горела фара с левой стороны, как ему показалось дальним светом. Он-П. побежал в с. ... за помощью, так как в машине находилась женщина с телесными повреждениями. По дороге остановил Номер обезличен, на котором доехал до части, где сообщил о случившемся. Свидетели П. и В.. в судебном заседании показали, что Дата обезличена года по сообщению оперативного дежурного в Дата обезличена минут приехали на участок трассы ..., где произошло ДТП. На месте увидели автомобиль марки Номер обезличен, стоящий справа на обочине. С левой стороны на обочине трассы передним бампером в южную сторону находился автомобиль марки Хонда Партнер, на дороге находилась машина скорой помощи, на носилках лежала Щ.. Бородин находился на водительском сиденье, на заднем пассажирском сиденье женщина без признаков жизни, при осмотре которой врач констатировал ее смерть. На машинах имелись повреждения, при осмотре документов установлено, что Номер обезличен и Номер обезличен прошли технический осмотр и технически исправны. При осмотре документов, выяснилось, что водительское удостоверение у Бородина было просрочено, в связи с чем позже на него был составлен административный протокол. Участок трассы, где произошло ДТП соответствовал требованиям и его состояние оценивается как удовлетворительное. ДТП произошло на прямом участке трассы, где имелся небольшой уклон – спуск. Препятствий, ограничивающих видимость трассы, не имелось. Ширина проезжей части соответствовала требованиям, где возможно было совершить обгон. Дорожное покрытие грунтовое, частично занесено снегом. Метеорологических условий ограничивающих видимость не было. Свидетель З.Ю.И. –начальник ... суду пояснил, что Дата обезличена года от начальника ГАИ С.В.И. узнал, что на расстоянии Номер обезличен км от с. ... произошло столкновение двух автомобилей Номер обезличен и легкового в попутном направлении. Приехав на место, увидел автомобиль Номер обезличен с правой стороны проезжей части, легковой автомобиль с левой стороны проезжей части, частично на обочине, частично в кювете. Проезжая часть на данном участке соответствовала зимним нормативам содержания дорог, ширина которой составляла 6м, ширина обочин с двух сторон составляла Номер обезличен м. Дорожное покрытие грунтовое, снега на дороге не было. На проезжей части, по обочинам, препятствий, ограничивающих видимость, не имеется. По обеим сторонам проезжей части расположены кюветы, затем поля. Каких-либо метеорологических условий, ухудшающих видимость, в этот день не имелось. На данном участке имеется небольшой уклон по направлению движения транспортных средств в восточном направлении. В судебном заседании свидетель М.М. показал, что проходит службу в воинской части в должности заместителя начальника отдела по вооружению, с возложением обязанности по контролю за транспортом, его сохранностью и техническим состоянием. Дата обезличена года примерно в Дата обезличена минут в воинскую часть пришел П. и сообщил о ДТП. Автомобиль Номер обезличен, принадлежащий воинской части является седельным тягачом и оборудован парой габаритных огней согласно ГОСТА, которые расположены в верхней части кабины, стекло габарита красного цвета, которые автоматически загораются ярко красным цветом при включении подсветки, дальнего и ближнего света фар. При выезде в Утату автомобиль находился в технически исправном состоянии, перед его выездом им была проверена исправность осветительных приборов и тормозной системы. Из оглашенных показаний свидетеля С.В.И..- начальника ОГИБДД следует, что Дата обезличена года около Номер обезличен часов приехал на место ДТП, где увидел, что на правой стороне ближе к обочине стоял автомобиль Номер обезличен, под управлением водителя Щ. и автомобиль иностранного производства на левой стороне, которым управлял Бородин, и который в тот момент находился в милиции, так как у него было установлено алкогольное опьянение. Бородин нарушил п.2.7, п.9.10 и 10.1 Правил дорожного движения. л.д. 162-164 т. 1). Свидетели П. и Ф.Ф.. суду показали, что Дата обезличена года на автомашине Номер обезличен возвращались в с. ..., где на трассе увидели автомобиль Номер обезличен, который стоял без каких-либо опознавательных знаков на правой стороне по ходу движения в пос. В-Дарасунский. Ширина проезжей части в данном месте была достаточна для проезда двух автомашин. Возле машины находилось три человека, в том числе Щ.. Проехав примерно около Номер обезличен км возле карьера навстречу двигалась иномарка белого цвета, на номера которой не обратили внимание, водитель которой переключил свет фар с дальнего на ближний. Характеризуют Бородина с положительной стороны. Свидетель П. в судебном заседании пояснил, что участвовал понятым во время осмотра места происшествия, в ходе которого производились различные замеры рулеткой, измерялось расстояние между автомобилями, местом нахождения осколков стекла и так далее. Производилась фотосъемка. По результатам составлялся протокол, который он подписывал на месте, при этом следователем оговаривались вносимые исправления в протокол, каких-либо замечаний на протокол не приносил. Свидетель Е.. суду показал, что предварительное следствие по данному делу велось им, где Щ. допрашивал в качестве потерпевшей один раз, допрос которой происходил в свободном рассказе, замечаний на протокол после ознакомления от Щ. не поступило. Объективно вина подсудимого подтверждена следующими материалами дела. Из рапорта об обнаружении признаков преступления следует, что по сообщению М. от Дата обезличена г в Номер обезличен минут установлено, что Бородин совершил наезд на автомобиль марки Номер обезличен, находящийся на проезжей части. л.д. 5 т. 1). Из протокола осмотра места происшествия от Дата обезличена года следует, что осмотрен участок местности, расположенный на расстоянии Номер обезличен метров от дорожного знака с наименованием населенного пункта ...». Ширина трассы составляет Номер обезличен метров Номер обезличен сантиметров, ширина проезжей части – Номер обезличен, покрытие грунтовое, замерзшее, ширина колеи – Номер обезличен. Длина следа юза составляет Номер обезличен метров. На проезжей части обнаружены осколки стекла, фары, крепления, деформированное крыло транспортного средства белого цвета. Обнаружены автомобиль ... белого цвета с регистрационным знаком Номер обезличен, который имеет повреждения: частично отсутствует передний бампер, отсутствует правое переднее крыло, капот имеет повреждения и разрывы, лобовое стекло имеет видимые следы повреждений в виде расколов, крыша автомобиля деформирована, имеются следы вмятин, с правой стороны имеется разрыв с ровными краями, дверца со стороны водителя отсутствует, дверца со стороны пассажира имеет деформации в виде вмятин со следами продольных трасс, оторвана, правая стойка оторвана от крыши, стекло со стороны багажника отсутствует, заднее стекло без повреждений. В салоне автомобиля под водительским сиденьем обнаружены документы, выданные на имя Бородина С.А. и З.К. Под передним пассажирском сидении обнаружена бутылка емкостью 1 литр, на которой имеется надпись «Байкал» с характерным запахом спирта. На расстоянии 3 м от переднего левого колеса автомобиля обнаружен труп женщины, на лице которой имеются пятна бурого цвета, в левой височной области повреждение. На проезжей части обнаружены фрагменты деталей автомобиля, выполненные из пластмассы черного цвета, стекло и отражатель фары. С правой стороны проезжей части обнаружен автомобиль Номер обезличен с государственным регистрационным знаком Номер обезличен по направлению в восточную сторону, на левом заднем крыле обнаружены деформации в виде вмятин со следами продольных трасс, на заднем редукторе обнаружена деформация в виде трещины, на балке с левой стороны разорван чехол, на левой рессоре обнаружено стекло, на раме, кузове и запасных колесах обнаружены стекла. На момент осмотра габаритные огни включены, находятся в исправном состоянии. л.д. 10-34 т. 1) Оснований для признания данного протокола осмотра недопустимым доказательством у суда оснований не имеется, все исправления, вносимые следователем в протокол оговаривались, что подтвердил в судебном заседании понятой П. Из протокола осмотра места происшествия от Дата обезличена г. следует, что участок трассы ... расположен на расстоянии Номер обезличен м от ... в восточном направлении. На расстоянии Номер обезличен м от дорожного знака, обозначающего километраж на расстоянии Номер обезличен м по направлению в восточную сторону имеется уклон трассы, составляющий 3 градуса, наклон дороги составляет 0.5-1 градус. л.д. 35-38 т. 1). Согласно данных метеостанции ..., следует, что Дата обезличена года наблюдались следующие погодные условия : ночью – облачно, слабый снег, который закончился в 00 час. 20 мин., минимальная температура воздуха 28 градусов мороза; днем – небольшая облачность, штиль, максимальная температура 18 градусов ниже 0, осадки не наблюдались. Дальность видимости на 18 час 00 минут – 20 км. (т. 2л.д. ). Протоколом осмотра места происшествия осмотрена территория ... отделения милиции, на территории которого находится автомобиль ... с госрегистрационным знаком Номер обезличен, белого цвета, кузов которого сильно деформирован, отсутствует передняя фара, передняя левая фара удалена из посадочного места, крепясь на проводе. (т. 1л.д. 39-40). Протоколом осмотра трупа осмотрен труп П. (т.1л.д. 59-60). Заключением эксперта Номер обезличен от Дата обезличена года установлено, что у Щ. имелись следующие телесные повреждения: тупая травма живота, сопровождающая разрывами правой доли печени, отрывом желчного пузыря, разрывом двенадцатиперстной кишки, ушибом поджелудочной железы, забрюшинной гематомой, ссадина лобной области. Данные телесные повреждения могли образоваться одномоментно, в результате удара о выступающие предметы внутри салона автомобиля при его столкновении с препятствием. Являются опасными для жизни и квалифицируются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью. (т. 2л.д. 21-24). Из заключения эксперта Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что смерть П. наступила в результате открытой черепно –мозговой травмы, сопровождающейся ушибом головного мозга, многофрагментными переломами свода и основания черепа, очаговыми кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку правой лобной доли, левой лобной доли, правой и левой теменной доли, кровоизлиянием в мягкие ткани головы в лобной области слева. Все телесные повреждения возникли одномоментно, в результате удара головой о стекло автомобиля, при его столкновении с препятствием при дорожно-транспортном происшествии, поэтому раздельной оценке не подлежат, являются опасными для жизни и по этому признаку квалифицируются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью. л.д. 28-33 т.2). Протоколом следственного эксперимента установлено место обнаружения автомобиля Номер обезличен с включенными габаритными огнями, водителем автомобиля Номер обезличен с включенным дальним светом фар на расстоянии Номер обезличен сантиметров; с выключенными габаритными огнями на автомобиле Номер обезличен с дальним светом фар водителем автомобиля Номер обезличен на расстоянии Номер обезличен см; с ближним светом фар – Номер обезличен см. (т. 1л.д. 69-73). Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы от Дата обезличена г. следует, что в данной дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля Номер обезличен должен был руководствоваться требованиями пунктов 2.7, 9.10, 10.1, и 10.3 Правил Дорожного движения. Учитывая темное время суток и условия ограниченной (недостаточной) видимости, применительно к данной дорожно-транспортной ситуации момент возникновения опасности для движения, для водителя Номер обезличен следует считать момент времени, когда водитель данного транспортного средства мог в свете фар своего автомобиля обнаружить автомобиль Номер обезличен, двигавшимся в попутном направлении по его полосе движения с выключенными осветительными приборами наружного освещения. Начиная с этого момента, водитель автомобиля Номер обезличен в соответствии с требованиями п. 10.1 абз.2 ПДД обязан применить возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки своего транспортного средства. Расстояние, которое было бы достаточно для того, чтобы при своевременном торможении транспортные средства не вошли в контакт друг с другом в данной ситуации будет составлять 130…160,7 м, при скорости движения автомобиля Номер обезличенч и при скорости движения автомобиля Номер обезличен – 5 км/ч. Водитель автомобиля Номер обезличен, двигаясь с дальним светом фар, располагал технической возможностью при своевременном торможение предотвратить столкновение с автомобилем Номер обезличен, у которого были включены габаритные огни. Если на автомобиле Номер обезличен были выключены все осветительные приборы, а автомобиль Номер обезличен двигался с ближним светом фар, то водитель автомобиля Номер обезличен не располагал технической возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Номер обезличен. При условии если на автомобиле Номер обезличен были включены габаритные огни, установленные в соответствии с техническими требованиями транспортного средства, то предотвращение с ним зависело бы не от наличия технической возможности у водителя автомобиля Номер обезличен, а от своевременного выполнения им требований п. 9.10 ПДД. Двигающееся впереди с меньшей скоростью транспортное средство, при этом выполняющее все Правила дорожного движения, нельзя рассматривать как объект создающий опасность для движения, когда дорожно-транспортная ситуация требует принятия участниками дорожного движения незамедлительных мер по предупреждению возможности возникновения дорожно-транспортного происшествия. При условии движения автомобиля Номер обезличен со скоростью 100 км/ч, выразившиеся в превышении установленного ограничения скорости не соответствовали требованию п. 10.3 ПДД, но в причинной связи с произошедшим ДТП не находится. л.д. 33-36 т. 2). Эксперт И. суду показал, что если на автомобиле Номер обезличен были включены габаритные огни, установленные в соответствии с техническими требованиями транспортного средства, то предотвращение с ним зависело бы не от наличия технической возможности у водителя машины Хонда Партнер, а от своевременного им выполнения требований п. 9.10 ПДД, поскольку водитель не соблюдал дистанцию, которую ему было нужно соблюсти до двигавшегося автомобиля, в результате чего произошло столкновение. Этому могло послужить невнимательность водителя, либо он отвлекся и дистанция была не соблюдена, в результате чего и произошло столкновение. При этом в действиях водителя Номер обезличен несоответствий не усматривается, так как фары у его автомашины установлены заводом-изготовителем, светятся, движение со скоростью 5 км/ч во время начала движения по проезжей части Правилами ДД не запрещается. Вместе с тем Правила ДД в п. 9.10 обязывают водителя соблюдать такую дистанцию, чтобы не допустить столкновение. Таким образом, если на автомашине Номер обезличен были включены все световые приборы, то действия водителя автомашины Номер обезличен находятся в непосредственной связи с наступившими последствиями, если же габаритные огни у автомобиля Номер обезличен не горели, а водитель Номер обезличен двигался с ближним светом фар, следовательно, не мог предотвратить столкновение с автомобилем Номер обезличен и причинной связи с наступившими последствиями не имеется. Выводы судебно-автотехнической экспертизы у суда не вызывают сомнения, объективно подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе показаниями потерпевшей Щ., видевшей в момент ДТП на правой стороне дороги впереди идущий автомобиль с включенными габаритными огнями и левым поворотом, и в виду того, что водитель Бородин, уснув за рулем, отвлекся от дорожного движения, при этом допустил снижение дистанции до впереди идущего транспорта, в результате чего и произошло столкновение. Из акта медицинского освидетельствования от Дата обезличена года следует, что у Бородина С.А. в Дата обезличена минут установлено алкогольное опьянении, сознание ясное, ориентируется в месте и времени. (т. 1л.д. 42). Из протоколов осмотра предметов : автомобиля Номер обезличен, следует, что данный автомобиль с государственным регистрационным знаком Номер обезличен зеленого цвета представляет собой седельный тягач, длина автомобиля составляет 6,5 м, расстояние между колесами 1,5 м, расстояние от левого заднего колеса до обнаруженного поперченного разлома, расположенного на заднем мосту составляет 30 см, ширина разлома 2 см, левая реверсивная тяга заднего моста деформирована, задняя часть левого заднего крыла оторвана с крепежных мест. Автомобиль оснащен двумя передними фарами, 2 плафонами габаритных огней, тремя повторителями огней автопоезда. Габаритные огни выполнены из стекла красного цвета, размер габаритных огней 12х12 см. При включении подсветки, дальнего и ближнего света, габаритные огни горят красным цветом. Передние фары в исправном состоянии, при включении питания функционируют : дальний свет, ближний свет, подсветкал.д. 122-126, 127-128 т.1); автомобиля Номер обезличен : государственный регистрационный знак Номер обезличен белого цвета; бампер отсоединен от кузова имеет вмятины и разрывы, а также деформации в виде продольных трасс и вмятин; отсутствует передняя фара, левая отсоединена от кузова, отсутствуют габаритные огни; капот автомобиля имеет сильные деформации в виде разрывов и вмятин; левое крыло отсоединено от капота и бампера, имеет видимые следы деформации; правая сторона автомобиля имеет сильные следы деформации : заднее стекло со стороны багажника отсутствует; передняя задняя дверца имеет следы деформации в виде вмятин и разрывов, отсоединена от крыши; задняя стойка имеет разрывы; правая передняя дверца частично отсутствует, отсоединена от кузова автомобиля и крыши имеет видимые следы деформации в виде разрывов и вмятин. На частях дверцы (правой передней) обнаружены следы продольных трасс; правая передняя стойка имеет разрывы; правое переднее крыло отсутствует, правое переднее колесо спущено, лобовое стекло имеет видимые следы деформации в виде разрыва с правой стороны, а также расколов по всей площади лобового стекла; крыша автомобиля имеет видимые следы деформации в виде разрывов и вмятин. л.д. 98-102 т. 1). Также протоколами осмотра осмотрены носимые вещи потерпевшей П., фрагменты стекла и бинта л.д. 103-110 т. 1), и документы, изъятые на месте происшествия на имя Бороднина и З.К., в том числе водительское удостоверение на имя Бородина А.С. л.д. 117-121 т. 1). Данные предметы и документы приобщены к материалам дела в качестве вещественных доказательств. (т.1л.д. 129-133). В техническом описании и инструкции по эксплуатации Автомобиля Номер обезличен, закреплены положения о технической характеристики тягача Номер обезличен, его габаритные размеры, а также режим работы центрального переключателя фар, согласно которого ручка переключателя имеет три фиксированных положения: при положении 1 –ручка вытянута на половину хода, включены задние фонари и подфарники, положение 2- ручка вытянута полностью, включены задние фонари и фары. л.д. ). Согласно свидетельства ... о регистрации Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен года выпуска является седельным тягачом, владельцем которого является ... л.д. 45 т. 1 ). Из врачебной справки следует, что Щ. была проведена операция Дата обезличена г., был рекомендован после Дата обезличена г. перевод на легкий труд на два месяца. В настоящее время состояние здоровья удовлетворительное, оснований для снижения трудоспособности нет. (т. 2 л.д. ). Доводы подсудимого Бородина С.А. о том, что у него не имелось технической возможности предотвратить столкновение с автомобилем Номер обезличен, ехавшим без осветительных приборов, суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что автомобиль Номер обезличен под управлением водителя Щ. двигался со скоростью 5 км/ч по правой стороне дороги, это подтверждается показаниями свидетелей Щ., П. и С.Е.В., которые также показали суду, что водитель перед движением включил ближний свет фар, вытянув ручку центрального переключателя света, где одновременно загорелись задние габаритные огни, расположенные на кабине машины вверху. Эти показания согласуются также с показаниями потерпевшей Щ., которая давала стабильные показания как в ходе предварительного следствия, так и в суде, что, увидев, что Бородин заснул за рулем и увидев впереди идущий автомобиль, который она опознала по габаритным огням красного цвета и мигающей лампой включенного поворота красного цвета, и видя, что Бородин, после ее крика ничего не предпринимает для избежание столкновения впереди идущего транспорта, резко повернула руль в левую сторону во избежание возможного столкновения. О том, что водитель уснул за рулем подтверждаются также показаниями свидетеля Щ., который, подойдя к водителю Бородину, узнал от него, что тот уснул за рулем. Следовательно, в результате этого из-за невнимательности Бородин отвлекся от движения и не соблюдал дистанцию до впереди идущего транспортного средства и не предпринял никаких мер к снижению скорости, вплоть до его остановки. Данные показания согласуются с показаниями эксперта И. Кроме того, в ходе предварительного следствия подсудимый Бородин также в присутствии защитника пояснял, что, выехав из-за леса, поднялся на подъем, а что происходило дальше, не помнит. Состояние дороги было в норме, ширина проезжей части позволяла совершить обгон. Также не согласуются показания подсудимого со свидетелями защиты П. и Филипповым о том, что, повстречавшись с иномаркой белого цвета, водитель переключил дальний свет фар на ближний, в судебном заседании Бородин показал, что ближний свет фар, с которым он двигался, не переключал до момента ДТП. Данные о ширине проезжей части и возможности совершения обгона на участке, где произошло ДТП также подтверждаются показаниями свидетелей З.Ю.И., В., П.. Также суд относится критически к доводам подсудимого о том, что показания, данные им на предварительном следствии не действительны, поскольку в тот момент он ничего не помнил, а происшествию времени вспоминает картину произошедшего. Так в ходе предварительного следствия подсудимый давал показания по событиям, в том числе каким образом его извлекали из машины сотрудники ГАИ, как Щ. уносили на носилках, по состоянию дорожного полотна, из медицинского освидетельствования также следует, что Бородин был ориентирован в месте и времени. Судом установлено, что вышеуказанные показания подсудимого, потерпевшей и свидетелей получены на предварительном следствии в соответствии с требованиями уголовно процессуального закона. Подписывая протоколы в присутствии адвоката, подсудимый указывал на правильность их изложения. Меняя показания, подсудимый, таким образом, стремится избежать ответственности за содеянное. В судебном заседании также установлено, что у подсудимого неприязненных отношений с потерпевшими и свидетелями не имеется. У суда нет оснований не доверять показаниям вышеуказанных свидетелей и потерпевшей Щ., так как они последовательны, согласуются между собой и другими доказательствами : протоколом осмотра места происшествия, заключением экспертов и другими, поэтому суд считает их достоверными, реально отражающими картину происшедшего. Исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд квалифицирует действия подсудимого Бородина С.А. по ч.4 ст. 264 УК РФ. Поскольку Бородин С.А., управляя автотранспортным средством марки Номер обезличен с государственным регистрационным знаком Номер обезличен нарушил правила безопасности движения, а именно: п. 2.7, 10.1, 9.10 Правил дорожного движения, которыми установлен единый порядок дорожного движения в Российской Федерации, совершил столкновение в попутном направлении с автомобилем Номер обезличен, в результате чего по неосторожности наступила смерть потерпевшей П., и причинен тяжкий вред здоровью Щ.. Действия подсудимого Бородина С.А., а именно нарушение пунктов 2.7, 10,1, 9.10 ПДД, допущенные им находятся в прямой непосредственной причинной связи с наступившими последствиями – причинения смерти потерпевшей П. по неосторожности, поскольку показания свидетелей, подсудимого, протокол осмотра места происшествия согласуются с заключениями эксперта о одномоментности возникновения телесных повреждений у потерпевшей П., в результате удара головой о стекло автомобиля, при его столкновении с препятствием при дорожно-транспортном происшествии; а также причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей Щ. одномоментно, в результате удара о выступающие предметы внутри салона автомобиля при его столкновении с препятствием. Также в судебном заседании установлено, что во время движения на автомобиле Номер обезличен горели габаритные огни красного цвета, а также левый поворот красного цвета сзади машины, оборудованные заводом-изготовителем, которые видела потерпевшая Щ., находясь вместе с водителем Бородиным в автомашине Номер обезличен. В связи с тем, что водитель Бородин, отвлёкшись от дорожного движения, не соблюдая дистанцию при движение его транспортного средства, а также ведя свое транспортное средство без учета интенсивности движения, состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, не обеспечив скоростной режим движения автомобиля, предоставляющий ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил ДД, и при возникновении опасности для движения, которую он был в состояние обнаружить, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, тем самым создал аварийную ситуацию на дороге – совершил наезд на впереди идущий транспорт – Номер обезличен. Прокурором Тунгокоченского района подсудимому предъявлен гражданский иск о взыскании Номер обезличен рублей 20 копеек в пользу территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края л.д. 95 т. 2). Подсудимый Бородин С.А. исковые требования прокурора признал. В соответствие со ст. 1064 ГК РФ гражданский иск подлежит полному удовлетворению, так как ущерб причинен виновными действиями подсудимого. Потерпевшей Щ. заявлен гражданский иск о денежной компенсации за причиненные ей нравственные и физические страдания в денежном выражении в сумме Номер обезличен рублей. Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь ст. 1101 ГК РФ, учитывая характер причиненных потерпевшей нравственных и физических страданий, принимая во внимание требования разумности и справедливости, считает иск о компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению на сумму Номер обезличен ) рублей. При определении вида и размера наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, сведения о личности виновного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Бородин С.А. характеризуется по месту жительства и прежней работы положительно. Подсудимый в содеянном раскаялся, частично признал себя виновным в том, что управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, возместил материальный ущерб представителю потерпевшей Ш.Н.Н. с проведением похорон П., что в соответствии со ст. 61 УК РФ является обстоятельствами смягчающими ему наказание. Кроме того, суд в качестве смягчающих вину обстоятельств учитывает мнение потерпевшей Ш.Н.Н. о снисхождении, наличие несовершеннолетнего ребенка у подсудимого, совершения преступления им впервые. Отягчающих вину обстоятельств в действиях Бородина С.А. суд не усматривает. С учетом конкретных обстоятельств дела, личности подсудимого, совершение им наиболее опасного нарушения правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть П. и причинение тяжкого вреда Щ., суд назначает Бородину С.А. наказание, связанное с лишением свободы, так как иной менее строгий вид не сможет обеспечить целей наказания, с отбыванием наказания в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ в колонии-поселении. Кроме того, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, последствий совершенного им преступления суд считает необходимым применить дополнительное наказание, предусмотренное ст. 47 УК РФ – лишить Бородина С.А. права управления транспортным средством сроком на 3 года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л : Бородина Сергея Алексеевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 ( четыре) года с отбыванием наказания в колонии поселении. На основании ст.ст. 45, 47 УК РФ применить дополнительное наказание и лишить Бородина С.А. права управления транспортным средством сроком на три года. Осужденный Бородин С.А. обязан следовать к месту отбывания наказания самостоятельно за счет государства в соответствие с предписанием УФСИН России по Забайкальскому краю, которое вручается осужденному территориальным органом уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора суда. Срок отбывания наказания Бородину С.А. исчислять со дня прибытия осужденного в колонию- поселение, при этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с указанным предписанием засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день. Меру пресечения Бородину С.А. - подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить до вступления приговора в законную силу. Вещественные доказательства по вступлению приговора в законную силу : носимые вещи Х. передать представителю потерпевшей Ш.Н.Н. сумку женскую –вернуть потерпевшей Щ. фрагменты деталей автомобиля, стекла, фрагменты зеркала, крепление для зеркала, отражатель фары, стекло фары, часть автомобиля пробирка с фрагментами стекла, часть ткани – уничтожить; водительское удостоверение серии Номер обезличен на имя Бородина С.А. направить в ОВД Тунгокоченского района; автомобили, хранящиеся на территории ОМ «... : марки Номер обезличен гос.знаком Номер обезличен вернуть законному представителю или близким родственникам; автомобиль Номер обезличен гос.знак Номер обезличен воинской части Номер обезличен. Взыскать с Бородина Сергея Алексеевича в пользу территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края в счет возмещения материального ущерба Номер обезличен) рубля 20 копеек. Гражданский иск Щ. о денежной компенсации морального вреда удовлетворить. Взыскать с Бородина Сергея Алексеевича в пользу Щ. денежную компенсацию морального вреда в сумме Номер обезличен) рублей. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора путем подачи жалобы через Тунгокоченский районный суд. В случае подачи кассационной жалобы осужденный в течение 10 суток со дня вручения копии приговора, копии кассационного представления, кассационной жалобы, затрагивающих его интересы, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции. Судья Н.Г. Горюнова Копия верна: судья Н.Г.Горюнова