Решение по иску прокурора об осуществлении государственной регистрации бесхозной недвижимой вещи



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли 11 февраля 2010 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

судьи Жапова Т.С.,

с участием прокурора - помощника прокурора Тунгокоченского района Соснина А.В.,

при секретаре Докучаевой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Верх-Усуглинское» о признании незаконным бездействия Администрации МО СП «Верх-Усуглинское» и обязыванию её в месячный срок совершить действия по обращению бесхозяйной недвижимой вещи - участка канализационной сети от канализационных колодцев № 14 и № 17 (ул. Дорожная с. Верх-Усугли) до места сброса сточных вод на территорию хвостохранилища бывшей Усуглинской обогатительной фабрики в с. Верх-Усугли - в муниципальную собственность путем обращения с заявлением о принятии его на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой Тунгокоченского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг водоотведения в границах сельского поселения «Верх-Усуглинское», которой установлено, что в сельском поселении «Верх-Усуглинское» в системе водопроводно-канализационного хозяйства функционирует канализационная сеть, обеспечивающая отвод сточных вод от жилых домов и объектов социальной инфраструктуры по улицам Первомайская, Пролетарская, Строителей, Советская с. Верх-Усугли. Отвод и сброс сточных вод осуществляется на территорию хвостохранилища бывшей Усуглинской обогатительной фабрики в с. Верх-Усугли, которое не эксплуатируется более трех лет и аварийной опасности как гидротехническое сооружение не представляет. Эксплуатация участка канализационной сети от канализационного колодца № 1 до канализационных колодцев №№ 14 и 17 (ул. Дорожная с. Верх-Усугли) в соответствии с балансовой принадлежностью осуществляется ООО «Районный коммунальник». Участок канализационной сети от канализационных колодцев №№ 14 и 17 до указанного места сброса сточных вод собственника не имеет, возложение работ по эксплуатации сети на какие-либо службы не определено, то есть данный участок канализационной сети с. Верх-Усугли в соответствии с ст. 130 ГК РФ) должны приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления. По истечении года с момента постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. В результате того, что указанный бесхозяйный участок канализационной сети с. Верх-Усугли никем не обслуживается и его техническое состояние не проверяется, на нем происходят аварии, однако, лица, ответственные за ликвидацию аварий, не определены. Данное обстоятельство может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”). В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 3.2.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 (утв. приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 168), канализационная сеть должна обеспечивать отвод сточных вод на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования. Таким образом, бездействием ответчика, выразившимся в невыполнении действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, нарушаются права неопределенного круга лиц постоянно или временно проживающих в сельском поселении «Верх-Усуглинское» - на благоприятную окружающую среду, на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, угроза возникновения эпидемии, эпизоотии.

В судебном заседании помощник прокурора Тунгокоченского района Соснин А.В. полностью поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации МО СП «Верх-Усуглинское» Кузнецов А.Ю. исковые требования прокурора не признал, пояснив суду, что на основании акта приема-передачи от 01 июля 1995 года АО «Рудник Усугли» передал канализационные сети на баланс РПО ЖКХ Тунгокоченского района согласно границ раздела. На основании акта от 20 июля 1995 года установлены границы ответственности между данными предприятиями, в котором указано, что границей раздела являются канализационные колодцы № 14 и 17. Согласно п. 1 постановления Главы администрации Тунгокоченского района № 85 от 01 июня 1997 года Тунгокоченский РПО ЖКХ принял на свой баланс оставшийся бесхозным основной коллектор канализационной системы, то есть вся канализационная система была передана на баланс Тунгокоченского РПО ЖКХ. На основании договора купли-продажи основных средств РПО ЖКХ продало ООО «Районный коммунальник» свои основные средства, в том числе и канализационную сеть, без каких-либо границ раздела, то есть вся канализационная сеть принадлежит ООО «Районный коммунальник». В связи с этим просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетель ТЮА в судебном заседании пояснил, что работает Генеральным директором ООО «Районный коммунальник». Участок канализационной сети от канализационных колодцев № 14 и № 17 (ул. Дорожная с. Верх-Усугли) до места сброса сточных вод на территорию хвостохранилища бывшей Усуглинской обогатительной фабрики в с. Верх-Усугли на балансе ООО «Районный коммунальник» не состоит, то есть предприятие не является собственником данного участка канализационной сети. Согласно акта от 20 июля 1995 года границей раздела канализационной сети между РПО ЖКХ и АО «Рудник Усугли» являются канализационные колодцы № 14 и 17. Согласно договора купли-продажи основных средств РПО ЖКХ продало ООО «Районный коммунальник» свои основные средства, в том числе и канализационную сеть до колодцев № 14 и 17, то есть оспариваемый участок сети на баланс ООО «Районный коммунальник» не передавался. В настоящее время это участок используется в единой канализационной сети села, и предприятию приходится выполнять необходимые ремонтные работы коллектора для предотвращения аварий.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 (утв. приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 168), канализационная сеть должна обеспечивать отвод сточных вод на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

Согласно информации Главы администрации МО СП «Верх-Усуглинское», сведениями о ведомственной принадлежности систем водоотведения в границах с. Верх-Усугли, администрация поселения не располагает. Системы водоотведения в районе улиц Дорожная и Нагорная в собственности сельского поселения не состоят л.д. 9).

В материалах дела имеется копия ответа Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на запрос прокуратуры о том, что хвостохранилище бывшей Усуглинской обогатительной фабрики с. Верх-Усугли бесхозяйное, не эксплуатируется длительное время, практически обезвожено, аварийной опасности гак гидротехническое сооружение не представляет л.д.10-12), также копия письма ООО «Районный коммунальник» в прокуратуру района о содействии в решении вопроса с установлением собственника основного коллектора водоотведения, который не стоит на балансе предприятия, но необходим для жизнеобеспечения с. Верх-Усугли. л.д.13).

Из ответа на запрос прокурора л.д. 14) видно, что 24 апреля 2006 года канализационная сеть была выкуплена у РПО ЖКХ Тунгокоченского района и поставлена на баланс ООО «Районный коммунальник». В состав собственности находится канализационная сеть от колодца № 1 до колодцев № 14 и № 17, которая обслуживается предприятием полностью. л.д. 14-18).

Из акта установления границ ответственности между АО «Рудник Усугли» и РПО ЖКХ Тунгокоченского района от 20 июля 1995 года л.д. 19) и схемы раздела границ водопроводных и канализационных сетей л.д. 20) видно, что границей раздела канализационных сетей являются канализационные колодцы № 14 и № 17. Канализационные сети были переданы РПО ЖКХ согласно границ раздела л.д. 21)

Согласно п. 1 постановления Главы администрации Тунгокоченского района № 85 от 01 июня 1997 года Тунгокоченскому РПО ЖКХ указано принять на свой баланс оставшийся бесхозным основной коллектор канализационной системы. л.д. )

Из выписки из реестра объектов технического учета л.д. ) видно, что канализационные сети с. Верх-Усугли Тунгокоченского района в реестре отсутствуют.

Из отказа в предоставлении запрашиваемой информации л.д. ) видно, что сведений о принадлежности канализационной сети водопроводно-канализационного хозяйства с. Верх-Усугли в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество нет.

В судебном заседании установлено, что канализационные сети по физическим и техническим свойствам подлежат отнесению к объектам недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ, так как они прочно связаны с землей, и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

На территории МО СП «Верх-Усуглинское» находится бесхозное недвижимое имущество - участок канализационной сети от канализационных колодцев № 14 и № 17 до места сброса сточных вод на территорию хвостохранилища, принадлежащего ликвидированной в настоящее время Усуглинской обогатительной фабрике. Это подтверждается выпиской из реестра объектов технического учета и сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации. Утверждение ответчика о том, что данный участок канализационной сети является собственностью ООО «Районный коммунальник» суд считает несостоятельными, так как это опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами (актом раздела канализационной сети между РПО ЖКХ и АО «Рудник Усугли», в котором границей раздела указаны канализационные колодцы № 14 и 17; договором купли-продажи основных средств предприятием РПО ЖКХ предприятию ООО «Районный коммунальник») и косвенно подтверждается постановлением главы администрации Тунгокоченского района № 85 от 1 июня 1997 года, в котором указано: «Тунгокоченскому РПО ЖКХ ТАД принять на свой баланс оставшийся бесхозным основной коллектор канализационной системы». То есть, по мнению суда, оспариваемый участок канализационной сети после ликвидации АО «Рудник Усугли», на балансе которого он состоял, остался бесхозяйным.

Ликвидация АО «Рудник Усугли» признается судом локальным общеизвестным фактом на территории Тунгокоченского района, не нуждающимся в доказывании, в порядке ч. 1 ст. 61 ГПК РФ.

Оспариваемый бесхозяйный участок канализационной сети с. Верх-Усугли фактически никем не обслуживается и его техническое состояние не проверяется, на нем происходят аварии, однако, лица, ответственные за техническое состояние объекта, не определены. Таким образом, своевременный текущий ремонт, поддержание работоспособности и функционирования объекта никем не ведется и не обеспечивается, хотя данный участок используется в едином технологическом процессе отвода сточных вод с. Верх-Усугли. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием и проведением своевременного ремонта участка канализационной сети может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде

Меры по обеспечению надлежащего функционирования коллектора не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское», необращение администрации поселения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанного участка канализационной сети с. Верх-Усугли на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В тоже время, исходя из смысла п. 3 ст. 225 ГК РФ) предусматривает только обязанность органа местного самоуправления по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о регистрации данного бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Обращение с заявлением о принятии данного бесхозного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является обязанностью органов местного самоуправления. Отсутствие регистрации данного имущества как бесхозного, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Тунгокоченского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» по неприятию мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - участка канализационной сети от канализационных колодцев № 14 и № 17 (ул. Дорожная с. Верх-Усугли) до места сброса сточных вод на территорию хвостохранилища бывшей Усуглинской обогатительной фабрики в с. Верх-Усугли - незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - бесхозяйной недвижимой вещи - участка канализационной сети от канализационных колодцев № 14 и № 17 (ул. Дорожная с. Верх-Усугли) до места сброса сточных вод на территорию хвостохранилища бывшей Усуглинской обогатительной фабрики в с. Верх-Усугли

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательном виде в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский райсуд.

Судья Т.С. Жапов