Дело № 2- 202- 2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли «25» ноября 2010 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Т.С. Жапова,
с участием:
помощника прокурора Тунгокоченского района Соснина А.В., представителя ответчика - директора «МОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» Пешковой Н.В.,
при секретаре Докучаевой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по постановке на учет и предоставление сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Верх- Усуглинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Верх- Усуглинская СОШ» с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что ответчик, имея две единицы автотранспортного средства, в экологический центр для постановки на учет и уведомления о деятельности в сфере охраны окружающей среды, а также о предоставлении сведений о негативном воздействии на окружающую среду не обращался, соответственно плату за негативное воздействие на окружающую природную среду не осуществляет. Функции учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, полноты исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду на территории Тунгокоченского района осуществляются ГУ «Забайкальский краевой экологический центр». Поэтому просит суд признать бездействие МОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в виде не постановки на учет и не предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» незаконным. Обязать МОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться для постановки на учет в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду.
В судебном заседании прокурор Соснин А.В. исковые требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Пешкова Н.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора ответчик признает в полном объеме. В настоящее время ведется работа по постановке на учет экологический центр. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду школой должна быть осуществлена в 2007 году, но произведена не была из-за не предоставление финансовыми органами средств.
Выслушав прокурора и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующего принципа платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьёй 16 вышеуказанного закона, негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую природную среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую природную среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую природную среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьёй 11 данного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Из списка, предоставленного главным специалистом Шилкинского межрайонного экологического центра З.С. Бородиной, следует, что в числе природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и не стоящих на учете в Шилкинском межрайонном экологическом центре МОУ «Верх- Усуглинская СОШ» не представила расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 - 2010 годы л.д. 5).
Соглашением о взаимодействии между Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» урегулированы вопросы о сотрудничестве и взаимодействии данных учреждений в области администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Забайкальского края, в целях обеспечения полного и своевременного поступления средств в федеральной, областной и муниципальные бюджеты л.д. 6- 7).
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 %, 40 % и 40 % соответственно.
Как установлено, несмотря на наличие источников негативного воздействия на окружающую среду и осуществление деятельности, связанной с обращением с отходами, ответчик в специализированный орган для постановки на учет и для уведомления о деятельности в сфере охраны окружающей среды, размещения твердых бытовых отходов не обращался. Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду не осуществляется.
Из информации директора МОУ «Верх- Усуглинская СОШ» следует, что в школе имеется 2 единицы автотранспортных средств, при эксплуатации которого предельно- допустимая концентрация не превышает нормы, поэтому не эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, промышленного производства нет. В связи с тем, что газоочистительное оборудование, аппаратура для контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не требуется, поэтому специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выданного на основании разработанного и утвержденного проекта предельно- допустимых выбросов либо иного документа, устанавливающего нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух для данного источника выбросов - нет, а поэтому нет и лиц, назначенных по приказу, ответственных за осуществление производственного контроля, а как следствие производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В школе отсутствует утвержденный проект санитарно- защитной зоны предприятия, как нет отдельных объектов, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Проверок исполнения требований, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха, контролирующими органами не проводилось, предписаний не выдавалось. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду автомобильным транспортом школой должна быть осуществлена в 2007 году, но произведена не была в результате не предоставления финансовыми органами средств л.д. 8).
В судебном заседании установлено, что бездействие ответчика в виде не постановки на учет и не предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду вследствие невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района «Тунгокоченский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды. Данные платежи должны быть направлены на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Тем самым затрагиваются интересы, как государства, субъекта РФ - Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», так и интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, жителей Забайкальского края и Тунгокоченского района, так как согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, согласно ст. 14 указанного Закона, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Установленная плата за негативное воздействие на окружающую среду должна обеспечить возмещение причиненного окружающей среде вреда, пойти на улучшение качества окружающей среды. Таким образом, бездействие ответчика нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований: прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исходя из этого, суд считает исковые требования прокурора Тунгокоченского района к МОУ «Верх- Усуглинская СОШ» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования прокурора Тунгокоченского района в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по постановке на учет и предоставление сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр».
Признать бездействие муниципального общеобразовательного учреждения «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в виде не постановки на учет и не предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» незаконным.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться для постановки на учет в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Верх- Усуглинская средняя общеобразовательная школа» госпошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.
Председательствующий судья: Т.С. Жапов