Дело № 2-124-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«9» июня 2011 года Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Н.В. ОВЧИННИКОВОЙ,
с участием помощника прокурора Тунгокоченского района А.В. СОСНИНА,
при секретаре Н.Н. ФИЛАТОВОЙ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Верх-Усугли гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Харитонову Василию Михайловичу о возложении обязанностей по совершению действий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд в защиту Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Харитонову В.М. с вышеназванным иском, мотивируя следующим.
Ответчиком – Харитоновым В.М. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется хозяйственная деятельность по заготовке и переработке древесины по адресу: <адрес> При осуществлении хозяйственной деятельности по указанному адресу эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: помещение гаража, помещение пильной рамы, пильная рама Р-63, две дымовые трубы печей на древесном топливе, въезд-выезд автотранспорта, сварочный аппарат. Отходы производства и отходы потребления складируются на территории предприятия. Хозяйственная деятельность ответчиком осуществляется с нарушением природоохранного законодательства. В частности, ответчик как лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух; выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется без выданного в установленном порядке разрешения; производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется, планы-графики контроля отсутствуют, контроль с привлечением лаборатории не производится; плату за негативное воздействие на окружающую природную среду ответчик с начала своей деятельности до настоящего времени не вносит и на учете плательщиков данной платы не состоит. Невнесение ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района «Тунгокоченский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды. В результате неисполнения ответчиком указанных требований природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, также затрагиваются интересы государства, Забайкальского края как субъекта РФ, муниципального района «Тунгокоченский район».
Поэтому прокурор Тунгокоченского района просит суд обязать индивидуального предпринимателя Харитонова Василия Михайловича: пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на окружающую среду; получить в установленном природоохранным законодательством порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха; встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю.
В судебном заседании помощник прокурора Тунгокоченского района Соснин А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчик – индивидуальный предприниматель Харитонов В.М. в судебное заседание не явился, обратившись к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что с исковыми требованиями прокурора согласен.
В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд, приняв заявления ответчика, находит, что его неявка не отразится на полноте исследования обстоятельств и не повлечет за собой нарушения прав или охраняемых законом интересов сторон и третьих лиц.
Выслушав помощника прокурора Соснина А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены принципы осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, к числу которых относятчя: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 73 указанного Федерального закона установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Негативное воздействие на окружающую среду в силу ст. 16 данного Федерального закона является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно абз. 1, 7 ч. 1 ст. 30 указанного закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Частью 1 ст. 25 указанного закона предусмотрено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно приложению 6 к Федеральному закону № 357-ФЗ от 13.12.2010 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», главным администратором доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации доходов федерального бюджета «1 12 01000 01 0000 120 Плата за негативное воздействие на окружающую среду» является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду как источник доходов бюджетов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов закреплена за Росприроднадзором (подп. 15 п. 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ № 995 от 29 декабря 2007 года в редакции от 13 сентября 2010 года).
В соответствии с п. 3.7 Приказа Федеральной службы в сфере природопользования «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717», работа по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, на территории Забайкальского края производится Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю.
В судебном заседании установлено, что ответчик – индивидуальный предприниматель Харитонов В.М. является субъектом хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (л.д.6-8), и поэтому обязан соблюдать требования природоохранного законодательства, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Однако ответчик Харитонов В.М. осуществляет свою хозяйственную деятельность в нарушение вышеприведенных норм природоохранного законодательства. В частности, Харитонов В.М., являясь ответственным лицом за принятие решений при осуществлении деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ответчиком осуществляется без выданного в установленном порядке разрешения. Кроме того, Харитоновым В.М. не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, не составлены планы графики контроля, контроль с привлечением лаборатории не производится.
Кроме того, ответчик Харитонов В.М. плату за негативное воздействие на окружающую природную среду не вносит и на учете плательщиков данной платы не состоит.
Данные нарушения при осуществлении Харитоновым В.М. хозяйственной деятельности были выявлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тунгокоченского района (л.д. 13).
В результате указанных нарушений природоохранного законодательства затрагиваются интересы государства, Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», а также права и интересы неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, жителей Забайкальского края и Тунгокоченского района на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Невнесение ответчиком Харитоновым В.М. платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района «Тунгокоченский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды.
Исходя из этого, суд считает исковые требования прокурора Тунгокоченского района к индивидуальному предпринимателю Харитонову В.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора к индивидуальному предпринимателю Харитонову Василию Михайловичу удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Харитонова Василия Михайловича:
- пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на окружающую среду;
- получить в установленном природоохранным законодательством порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- организовать производственный контроль за охраной атмосферного воздуха;
- встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Росприроднадзора по Забайкальскому краю.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Н.В. ОВЧИННИКОВА