Дело № 2-163, 2-166, 2-173, 2-174-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» июля 2011 года Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Н.В. ОВЧИННИКОВОЙ,
с участием помощника прокурора Тунгокоченского района А.В. СОСНИНА,
при секретаре Г.В. ДОКУЧАЕВОЙ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Верх-Усугли гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Сороковикову Виктору Николаевичу, Куржумову Владимиру Анатольевичу, Морбиневу Сергею Сергеевичу, Эпову Алексею Алексеевичу о возложении обязанности по постановке на учет в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд в защиту Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», неопределенного круга лиц к индивидуальным предпринимателям Сороковикову Виктору Николаевичу, Куржумову Владимиру Анатольевичу, Морбиневу Сергею Сергеевичу, Эпову Алексею Алексеевичу с вышеназванным иском, мотивируя следующим.
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы , представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Главным администратором доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации доходов федерального бюджета «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как источник доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов закреплена за Росприроднадзором. Между Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю и ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» заключено соглашение о взаимодействии, согласно которому управление в пределах своей компетенции ведет учет плательщиков и проверяет расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет учет перечисления платежей. ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» ведет учет плательщиков, осуществляет проверку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчиками осуществляется экономическая деятельность, связанная с размещением отходов производства и потребления. В нарушение действующего природоохранного законодательства ответчики на учете в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» не состоят, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не производят, плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносят. Невнесение ответчиками платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района «Тунгокоченский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды. В результате неисполнения ответчиком указанных требований природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, также затрагиваются интересы государства, Забайкальского края как субъекта РФ, муниципального района «Тунгокоченский район».
Поэтому прокурор Тунгокоченского района просит суд обязать индивидуальных предпринимателей Сороковикова Виктора Николаевича, Куржумова Владимира Анатольевича, Морбинева Сергея Сергеевича, Эпова Алексея Алексеевича в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться для постановки на учет в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду.
В судебном заседании помощник прокурора Тунгокоченского района Соснин А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчики – индивидуальные предприниматели Сороковиков В.Н., Морбинев С.С., Эпов А.А. в судебное заседание не явились, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора признали в полном объеме. Ответчик Куржумов В.А. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены принципы осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, к числу которых относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду в силу ст. 16 данного Федерального закона является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно приложению 6 к Федеральному закону № 357-ФЗ от 13.12.2010 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», главным администратором доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации доходов федерального бюджета «1 12 01000 01 0000 120 Плата за негативное воздействие на окружающую среду» является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду как источник доходов бюджетов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов закреплена за Росприроднадзором (подп. 15 п. 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ № 995 от 29 декабря 2007 года в редакции от 13 сентября 2010 года).
В соответствии с п. 3.7 Приказа Федеральной службы в сфере природопользования «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717», работа по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, на территории Забайкальского края производится Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю.
Между Управлением Росприроднадзора по забайкальскому краю и ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» в целях взаимодействия в сфере администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду заключено соглашение, согласно которому Управление в пределах своей компетенции осуществляет проверку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части полноты исчисления фактических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, предоставляемых субъектами хозяйственной и иной деятельности; осуществляет учет плательщиков и регистрирует расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду; осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет учет перечисления платежей, а ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» в пределах своей компетенции осуществляет ведение учета плательщиков, осуществляет проверку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что ответчики являются субъектами деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и осуществляют деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления, и поэтому обязаны соблюдать требования природоохранного законодательства, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Однако ответчики осуществляют свою деятельность в нарушение вышеприведенных норм природоохранного законодательства. В частности, ответчики не состоят на учете в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр», не производят расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, не вносят плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
В результате указанных нарушений природоохранного законодательства затрагиваются интересы государства, Забайкальского края, муниципального района «Тунгокоченский район», а также права и интересы неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, жителей Забайкальского края и Тунгокоченского района на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Невнесение ответчиками платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района «Тунгокоченский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среды.
Исходя из этого, суд считает исковые требования прокурора Тунгокоченского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тунгокоченского района к индивидуальным предпринимателям Сороковикову Виктору Николаевичу, Куржумову Владимиру Анатольевичу, Морбиневу Сергею Сергеевичу, Эпову Алексею Алексеевичу удовлетворить.
Обязать индивидуальных предпринимателей Сороковикова Виктора Николаевича, Куржумова Владимира Анатольевича, Морбинева Сергея Сергеевича, Эпова Алексея Алексеевича в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться для постановки на учет в ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» путем предоставления сведений о негативном воздействии на окружающую природную среду.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Н.В. ОВЧИННИКОВА