Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли «31» января 2011 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
судьи Жапова Т.С.,
при секретаре Докучаевой Г.В.,
с участием:
помощника прокурора Тунгокоченского района – Аюрова С.Д.,
представителя ответчика - Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Захарченко С.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в интересах Ланцовой Нины Валерьевны, к Администрации МР «Тунгокоченский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, к Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края об обеспечении надлежащего финансирования по приобретению жилья для Ланцовой Н.В.,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд с иском в интересах Ланцовой Н.В., мотивируя тем, что Ланцова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её семья проживала в <адрес>, где ее мать ЛНП ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец ЛВА решением Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении неё. Постановлением Главы администрации Тунгокоченского района от 30. 06. 1998 года № Ланцова Н.В. была определена в детское государственное учреждение, после окончания общеобразовательной школы и учебы в техникуме, вернулась в <адрес>. Закрепленная жилая площадь – дом в <адрес> непригодна к проживанию. В настоящее время Ланцова Н.В. проживает с малолетним ребенком, 2004 года рождения на съемной квартире, за работу пекарем получает 4 500 рублей, самостоятельно приобрести жилье не имеет возможности. Постановлением главы сельского поселения «Кыкерское» от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на льготную очередь на получение жилья в качестве нуждающейся в пределах сельского поселения «Кыкерское», однако жилое помещение ей до настоящего времени не представлено, чем нарушены её жилищные права. Просит суд обязать Администрацию МР «Тунгокоченский район» предоставить Ланцовой Н.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры площадью не ниже установленных социальных норм, расположенной в черте села <адрес>, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечивать надлежащее финансирование по приобретению жилья для Ланцовой Н.В.
В судебном заседании прокурор Тунгокоченского района Аюров С.Д. полностью поддержал заявленные требования к Администрации МР «Тунгокоченского района», ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации МР «Тунгокоченский район» Захарченко С.В. исковые требования не признал, мотивируя тем, что в структуру управления администрации муниципального района «Тунгокоченский район» входит Комитет образования, который является уполномоченным органом по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что Комитет образования является муниципальным органом управления образования и один из его отделов – Отдел охраны детства – наделен государственными полномочиями по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в своей деятельности руководствуется, в том числе и нормативно-правовыми актами Совета муниципального района, Глава администрации района, является юридическим лицом, имеет имущество в оперативном управлении и денежные средства, следовательно, может выступать в судах в качестве истца и ответчика. Кроме того Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» является главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому считает, что Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» является ненадлежащим ответчиком по данному иску, просит суд признать в качестве ответчика Комитет образования администрации муниципального образования «Тунгокоченский район».
В судебное заседание представитель ответчика - Правительства Забайкальского края, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил возражения, из которых видно, что Правительство Забайкальского края исковые требования не признает, просит в иске к правительству отказать. Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Принятие, учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договоров социального найма в силу ст. 49 и 52 ЖК РФ является обязанностью органов местного самоуправления (л.д. ).
В судебное заседание представитель ответчика – Министерства финансов Забайкальского края, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил возражения, из которых видно, что Министерство финансов исковые требования не признает, просит в иске к министерству финансов отказать. Министерство финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствие с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей- сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 23. 12. 2009 г. № 474-а, предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели. Данные субвенции носят целевой, а не адресный характер, МР «Тунгокоченский район» были выделены в полном объеме – 600, 0 тысяч рублей для предоставления жилых помещений, администрирование государственного полномочия. Законом Забайкальского края от 23. 12. 2010 года № 450 – ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью предусмотрены субвенции МР «Тунгокоченский район в размере 499 тысяч рублей. В исковых требованиях прокурора выделение данных субвенций не затрагивают права Ланцовой Н.В. на получение жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего законодательствами возлагается именно на органы местного самоуправления (л.д. ).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственно- го полномочия (п.1 ч.1 ст.4 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Судом установлено, что Ланцова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Тунгокоченского района от 30. 06. 1998 года № была определена в детское государственное учреждение, после окончания общеобразовательной школы и учебы в техникуме, вернулась на постоянное место жительства в <адрес>, где проживает с малолетним ребенком, 2004 года рождения, на съемной квартире, трудоустроена. Закрепленное жилье за истечением времени пришло в негодность, не отвечает санитарным и гигиеническим требованиям. Поставлена на льготную очередь на получение жилья в качестве нуждающейся в пределах сельского поселения «Кыкерское» (л.д. 12. 16). Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на Ланцову Н.В. отсутствуют сведения о правах на имеющиеся у неё объекты недвижимости (л.д. ).
Таким образом, Ланцова Н.В. относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени ей не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающейся.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма, также государственным полномочием по обеспечению детей-сирот по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В рассматриваемом случае таким органом является администрация МР «Тунгокоченский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.
Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края.
Вышеприведенный довод представителя Администрации МР «Тунгокоченский район» о том, что Администрация МР «Тунгокоченский район» является ненадлежащим ответчиком, так как надлежащим ответчиком является Комитет образования МР «Тунгокоченский район», который наделен полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и является муниципальным органом и главным распорядителем бюджетных средств в данной сфере суд считает несостоятельным на основании следующего. Уставом муниципального района «Тунгокоченский район» определены органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Согласно статьи 22 и всей главе 5 Устава в структуру органов местного самоуправления Комитет образования администрации муниципального района не входит. Кроме этого, в силу ч. 2 ст. 25 вышеуказанного Устава к компетенции Администрации муниципального района отнесены в числе других и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Читинской области, законами Забайкальского края (л.д. ). Из этого следует, что Комитет образования муниципального района «Тунгокоченский район» не является органом местного самоуправления и согласно Решению Совета МР «Тунгокоченский район» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. ) является структурным подразделением Администрации МР «Тунгокоченский район». И согласно вышеприведенным нормам не может являться надлежащим ответчиком по делу, так как только на органы местного самоуправления возложены указанные полномочия, коим в данному случае является Администрация МР «Тунгокоченский район».
Исходя из этого, суд считает исковые требования прокурора Тунгокоченского района к Администрации МР «Тунгокоченский район», Правительству и Министерству финансов Забайкальского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Тунгокоченского района удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» предоставить Ланцовой Нине Валерьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное в черте села <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению жилья для Ланцовой Нины Валерьевны.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Судья ___________ Т.С. Жапов