Дело № 2-91-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 04 августа 2011 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Т.С. Жапова,
с участием:
истицы Гореловой З.И.,
третьего лица на стороне истца Гореловой Е.С.,
представителя ответчиков - Муниципального района «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район» - Лесковой О.В., действующей на основании доверенностей,
при секретаре Е.А. Рыбак,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой Зинаиды Ивановны:
- к Муниципальному району «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казне муниципального района в лице комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район», Правительству Забайкальского края, Казне Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации,
о надлежащем исполнении ответчиками принятых на себя государственных обязательств и признании права истца на перерасчет и возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет социальной выплаты на приобретённое жильё в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и утвержденных им «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы»» исходя из реальной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в городе Чите по состоянию на момент выдачи сертификата по ценам 1 квартала 2008 года, с применением регионального повышающего коэффициента 1,15 и взыскании с ответчиков в пользу Гореловой З.И. 1 632 761 рубль, и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истица Горелова З.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что она являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (при составе семьи 3 и более человека – 18 квадратных метров на человека), средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по РФ или в соответствующем субъекте РФ. ДД.ММ.ГГГГ она получила государственный жилищный сертификат на сумму 1 540 600 рублей на приобретения жилья для семьи из 4 человек. Стоимость одного квадратного метра, указанная в сертификате, составляет 22 050 рублей. Однако, согласно официальной справке Федеральной Службы Государственной статистики средняя цена по Забайкальскому краю за 1 квадратный метр общей площади составляет: вторичный рынок жилья в 1 квартале 2008 года, предшествовавшем кварталу выдачи сертификата – 38 893 рубля 26 копеек. Также, согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, при расчете размера социальной выплаты на территории Дальневосточного экономического региона должен применяться повышающий коэффициент 1,15, который при расчете предоставляемой ей жилищной субсидии применен не был. Исходя из указанных цен и, с учетом повышающего коэффициента 1.15 размер субсидии должен был составить из расчета цен на момент выдачи сертификата во втором квартале 2008 года, при приобретении жилья на вторичном рынке – (38893,26 рублей х 72 кв.м х 1.5 х 100% норматива) = 3 220 361 рубль 10 копеек, Таким образом, сумма сертификата, исходя из рыночных цен на вторичное жилье, ей была занижена на 1 632 761 рубль 10 копеек. На основании сертификата она приобрела квартиру в <адрес> общей площадью 72 квадратных метра, что почти в два раза ниже нормативов установленных государством. В связи с этим она просит суд обязать ответчиков произвести ей доплату жилищной субсидии в размере 1 632 761 рубль 10 копеек.
Также просит взыскать с ответчиков солидарно понесенные ей судебные расходы: 2 000 рублей за оплату услуг адвоката, 9 527 рублей 61 копейку за оплату государственной пошлины при подаче искового заявления.
В судебном заседании истица Горелова З.И, исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить, ссылаясь на доводы искового заявления.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Горелова Е.С., также являющееся законным представителем несовершеннолетнего третьего лица – Горелова К.А., исковые требования истца поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить, ссылаясь на доводы искового заявления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Горелов А.В., будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
В судебном заседании представитель ответчиков - Муниципального района «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район» - Лескова О.В., суду пояснила, что ответчики исковые требования не признают, в связи с тем, что предоставление жилищной субсидии лицам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не является расходным обязательством муниципального района «Тунгокоченский район». Муниципальный район наделен только полномочиями по составлению списков граждан. Муниципальный район является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, согласно законодательству расчет субсидии для выезжающих из районов Крайнего Севера рассчитывается исходя из установленной Минрегионразвитием РФ средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади. Данные Федеральной Службы Государственной статистики не могут являться основанием для расчета указанной субсидии.
Ответчик Правительство Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.
Ответчик Казна Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.
Ответчик Министерство регионального развития Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя. О причинах неявки представителя не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.
Спорные правоотношения между сторонами возникли по поводу предоставления и порядку определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Данные правоотношения регулируются следующими правовыми нормами.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту Закон № 125-ФЗ), размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:
состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Далее по тексту - Правила).
В соответствии с пп. "з" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:
граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года;
граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
Согласно п. 15 Правил, при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения), и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с п. 13 Правил, социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 3 данного Постановления определение указанных показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья;
Методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 39.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 21 утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащую применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров субсидий, выделяемых в соответствии с планами на II квартал 2008 г., для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений в размерах согласно приложению. Согласно указанному приложению средняя рыночная стоимость стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на второй квартал 2008 года составляла 22050 рублей.
В судебном заседании установлено следующее:
Горелова З.И. и члены ее семьи: сын Горелов А.В. невестка Горелова Е.С., внук – Горелов К.А. были включены в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Подпрограммы).
В 2008 году Горелова З.И. и члены ее семьи реализовали свое право на получение жилищной субсидии путем получения ими жилищного сертификата, выданного Комитетом инвестиционной политики и развития инфраструктуры <адрес> для приобретения жилого помещения на территории <адрес> (л.д. ) и оплаченного по нему договора купли-продажи жилого помещения в <адрес> на сумму 1 540 600 рублей, из расчета 22 050 руб. за 1 кв. м. –
(4 х 18 х 22050 х 100%) – 47 000 = 1 540 600 (л.д. ____),
- 4- количество членов семьи;
- по 18 кв. м - норматив общей площади жилого помещения, на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более;
- 22050 руб. - средняя рыночная стоимость стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на второй квартал 2008 года;
- 100% - норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- 47 000 руб. – вычет суммы стоимости проданного жилого помещения находившегося в собственности Гореловой З.И.
Оценив представленные доказательства, проверив расчет общей суммы, на которую Гореловой З.И. был выдан государственный жилищный сертификат, суд приходит к выводу о том, что указанный сертификат был выдан истице в соответствии с действующим законодательством.
Довод истицы о том, что размер суммы государственного жилищного сертификата ему должен был рассчитываться по средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, указанной в справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес> в размере 38893 рублей 26 копеек (л.д. ), суд считает необоснованным.
В соответствии со ст.5 Закона № 125-ФЗ средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение указанно и в п. 13 Правил, согласно которому средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, законодатель поручил Правительству Российской Федерации определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный определять ежеквартально среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 определенно, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, является Министерство регионального развития РФ.
Также согласно данному постановлению Правительства определение указанных показателей осуществляется не произвольно, а в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Отсюда следует, что Федеральная службы государственной статистики не является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным определять среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, и в частности при выдаче жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Соответственно данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Забайкальскому краю в 2008 году указанные в справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю в сумме 38 893, 26 руб. не могут являться основанием для расчета размера жилищной субсидии, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, в порядке норм Закона № 125-ФЗ.
По исковым требованиям истцов в части применения регионального повышающего коэффициента 1,15 суд считает следующее.
Согласно п. 15 при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Также в этом же пункте 15 Правил указанно, что при расчете размера социальной выплаты для граждан – выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения).
В п. 14 Правил указанно, что при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации в частности:
а) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, - 1,2;
б) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района - 1,15.
Таким образом, региональный повышающий коэффициент применяется к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации и не применяется к средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, используемой при расчете размера социальной выплаты для граждан – выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Исходя из изложенного суд делает вывод о том, что исковые требовании истицы о надлежащем исполнении ответчиками принятых на себя государственных обязательств и признании права истца на перерасчет и возложении обязанности ответчиков произвести перерасчет социальной выплаты на приобретённое жильё в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и утвержденных им «Правил» исходя из реальной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в городе Чите по состоянию на момент выдачи сертификата по ценам 1 квартала 2008 года, с применением регионального повышающего коэффициента 1.15 и взыскании с ответчиков в пользу Гореловой З.И. 1 632 761 рубль 10 копеек не подлежат удовлетворению.
Доводы Гореловой З.И. о том, что размер предоставленной ему жилищной субсидии не позволил приобрести жилое помещение в г. Чите, согласно нормативов установленных государством, где рыночные цены выше указанной в сертификате средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в размере 22 050 рублей, не состоятельны, так как оказание государством помощи гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, чтобы они могли решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания условиями, не предполагает полную компенсацию расходов граждан по приобретению ими жилья.
Что касается исковых требований истца о взыскании с ответчиков судебных расходов: 2 000 рублей за оплату услуг адвоката, оплату государственной пошлины в размере 9 527 рублей 61 копейку суд считает не подлежащими удовлетворению в силу ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ.
Исходя из вышеуказанного, исковые требования Гореловой З.И. к указанным ответчикам необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В исковых требованиях Гореловой Зинаиды Ивановны:
- к Муниципальному району «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казне муниципального района в лице комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район», Правительству Забайкальского края, Казне Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации,
о надлежащем исполнении ответчиками принятых на себя государственных обязательств и признании права истца на перерасчет и возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет социальной выплаты на приобретённое жильё в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и утвержденных им «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы»» исходя из реальной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в городе Чите по состоянию на момент выдачи сертификата по ценам 1 квартала 2008 года, с применением регионального повышающего коэффициента 1,15 и взыскании с ответчиков в ее пользу 1 632 761 рубль 10 копеек и судебных расходов,
отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.
СУДЬЯ: Т.С. ЖАПОВ