Дело № 2-81-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 03 августа 2011 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Т.С. Жапова,
с участием:
третьего лица не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца – Ячменевой В.А.,
представителя ответчиков - Муниципального района «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Муниципального района «Тунгокоченский район» - Лесковой О.В., действующей на основании доверенностей,
при секретаре Е.А. Рыбак,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ячменева Сергея Павловича к Муниципальному району «Тунгокоченский район» в лице Администрации Муниципальному району «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации о возмещении денежных средств, удержанных из государственного жилищного сертификата, при получении жилищной субсидии в сумме 192 500 рублей,
у с т а н о в и л:
Истец Ячменев С.П. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим.
Он являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ ему и членам его семьи был выдан государственный жилищный сертификат на сумму 1 315 720 рублей для приобретения жилья. При получении жилищной субсидии они проживали в <адрес>А по <адрес>. Однако у него в собственности имелась ? квартиры, расположенной по адресу: <адрес>., которая досталась ему по наследству от матери. Эту квартиру он продал ДД.ММ.ГГГГ, то есть до получения субсидии. Однако, Администрация МР «Тунгокоченский район» необоснованно вычла из суммы субсидии сумму, полученную им при продаже указанной квартиры в размере 142 500 рублей. Также, решением Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его и его семью выселили из <адрес>, которую он продал за 50 000 рублей. То есть, при получении жилищного сертификата сумма субсидии была уменьшена на суммы сделок соответственно на 142 500 рублей и на 50 000 рублей, что в общем составило 192 500 рублей. Согласно федерального закона № – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, при изъятии квартиры, ему должны были возвратить сумму, удержанную при получении жилищного сертификата, то есть 192 500 рублей, которую он просит взыскать с ответчиков.
Истец Ячменев С.П. будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в котором также указал, что свои исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Ячменева В.А., исковые требования истца поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы искового заявления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Ячменев В.С., будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в котором также указал, что исковые требования истца поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца Ячменев А.С., будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, в котором также указал, что исковые требования истца поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков - Муниципального района «Тунгокоченский район» в лице Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Казны муниципального района в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район» - Лескова О.В., суду пояснила, что ответчик исковые требования не признает, в связи с тем, что предоставление жилищной субсидии лицам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не является расходным обязательством муниципального района «Тунгокоченский район». Муниципальный район наделен только полномочиями по составлению списков граждан. Денежная сумма в размере 192 500 рублей в казну муниципального района не поступала. Муниципальный район является ненадлежащим ответчиком.
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя, представив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в предоставленном суду отзыве на исковое заявление указывает, что исковые требования истца ответчик не признает, считает их незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.
Ответчик Министерство регионального развития Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направил своего представителя. О причинах неявки представителя не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.
Спорные правоотношения между сторонами возникли по поводу предоставления и порядку определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Данные правоотношения регулируются следующими правовыми нормами.
Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора.
Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат (абзац 1).
Обязательство об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.
Исполнение обязательства об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.
Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли – продажи (абзац 4).
Также ст.10 указанного закона гласит: порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ), граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семьи на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п.15 указанного Постановления размер субсидии в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, продавших жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи этого жилого помещения.
Законодательство не предусматривает альтернативное применение абзацев 1 и 4 ст.6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Статья 6 закона № 125-ФЗ содержит две самостоятельные нормы, согласно которым у граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являющихся участниками вышеуказанной подпрограммы при получении жилищной субсидии для приобретения жилья возникает обязательство по безвозмездной передаче по договору мены принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в государственную или муниципальную собственность в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии, или в противном случае для граждан продавшим, свое жилье уменьшение размера жилищной субсидии, на сумму, полученную по договору купли-продажи, как норма применяемая при определении порядка расчета размера жилищной субсидии.
В судебном заседании установлено следующее:
Согласно справке Администрации МР «Тунгокоченский район» Ячменев С.П. и его члены семьи: супруга – Ячменева В.А., сыновья Ячменев В.С., Ячменев А.С. были включены в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Подпрограммы).
В 2008 году Ячменев С.П. и члены его семьи реализовали свое право на получение жилищной субсидии путем получения ими жилищного сертификата выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) и оплаченного по нему договора купли-продажи жилого помещения в <адрес> (л.д. 7-14).
Данный государственный жилищный сертификат был выдан Ячменеву С.П. ДД.ММ.ГГГГ Комитетом инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области для приобретения жилого помещения на территории <адрес> на сумму 1 315 720 руб. При этом сумма сертификата была уменьшена на сумму, полученную по двум договорам купли-продажи жилых помещений (50 000 рублей и 142 500 рублей) принадлежавших Ячменеву С.П. как участнику Подпрограммы на праве собственности, то есть на общую сумму 192 500 рублей. В случае сдачи жилья принадлежащих Ячменеву С.П. на праве собственности жилых помещений полный размер субсидии составил бы 1 508 220 рублей.
В судебном заседании также установлено, что Ячменеву С.П. на праве общей долевой собственности, на основании завещания, принадлежала ? доли квартиры по адресу: <адрес> (свидетельство о праве на наследство л.д.17).
Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19) указанная квартира её собственниками, в том числе Ячменевым С.П. была продана за 285 000 рублей. Соответственно от реализации данной квартиры Ячменев С.П. получил 142 500 рублей.
Данную сумму в размере 142 500 рублей Ячменев С.П. и просит взыскать с ответчиков по основаниям указанным в исковом заявлении.
Данные исковые требования суд считает необоснованными в связи со следующим.
В соответствии с вышеприведенной нормой ст. 6 закона № 125-ФЗ для граждан продавших, свое жилье размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Ячменев С.П. будучи добровольным участником указанной Подпрограммы и соответственно взявшим на себя обязательство по выполнению условий данной Подпрограммы (в том числе условий указанных в ст. 6 закона № 125-ФЗ) и имея принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение – квартиру по <адрес> продал указанное жилое помещение получив от реализации 142 500 рублей.
Таким образом, размер жилищной субсидии предоставленной Ячменеву С.П. был законно и обоснованно уменьшен на 142500 рублей полученную по договору купли-продажи жилого помещения.
В связи с этим исковые требования о взыскании 142500 рублей не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
Что касается исковых требований о взыскании с ответчиков 50000 рублей суд считает следующее.
Ячменев С.П. в мае 2008 года реализовал свое право на получение указанной субсидии путем получения сертификата на сумму 1 315 720 рублей.
В судебном заседании также установлено, что Ячменеву С.П. и Ячменевой В.А. на праве общей долевой собственности, на основании Договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежала квартира по адресу: <адрес> (л.д.10-11).
Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение Ячменев С.П. и Ячменева В.А. продали ЛТЮ за 50 000 рублей (л.д.______)
Размер предоставленной субсидии Ячменеву С.П. помимо уменьшения на вышеуказанную сумму 142 500 рублей был также уменьшен на 50 000 рублей в связи с продажей квартиры <адрес>.
Решением Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был признан недействительной сделкой и указанная квартира передана Администрации МР «Тунгокоченский район».
Истец данные исковые требования мотивирует тем, что при получении жилищного сертификата, сумма предоставленной ему жилищной субсидии была уменьшена на 50 000 рублей в связи с продажей квартиры, принадлежащей ему. Таким образом, Администрация МР «Тунгокоченского района» неосновательно обогатилась на 50 000 руб. Данную сумму в размере 50 000 рублей Ячменев С.П. и просит взыскать с ответчиков.
Данные исковые требования суд считает необоснованными в связи со следующим.
В судебном заседании установлено, что в мае 2008 года государство исполнило принятое, согласно Федерального закона № – ФЗ и Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2002 - 2010 годы» (далее по тексту - Подпрограмма), на себя обязательство по предоставлению Ячменеву С.П. и членам его семьи, как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищной субсидии на приобретения жилья в регионе вселения путем выдачи жилищного сертификата.
В свою очередь, Ячменев С.П. и члены его семьи добровольно участвуя в указанной Подпрограмме и в силу норм Федерального закона № 125-ФЗ должны были передать органу местного самоуправления – Администрации МР «Тунгокоченский район», указанную квартиру, принадлежащую им на праве собственности в обмен на государственный жилищный сертификат.
Однако, посредством заключения договора купли-продажи указанной квартиры, с ценой договора в 50 000 рублей, с третьим лицом, признанным в последующем решением Тунгокоченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и подачей, перед получением сертификата, сведений в Администрацию МР «Тунгокоченский район» об отсутствии в собственности их семьи каких-либо жилых помещений, Ячменев С.П. и члены его семьи, уклонились от исполнения вышеуказанных, добровольно принятых на себя обязательств в виде безвозмездного отчуждения принадлежащей члену их семьи на праве собственности квартиры в муниципальную собственность.
В следствии указанных незаконных действий Ячменева С.П. и членов его семьи сумма субсидии только лишь уменьшилась в частности на сумму договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ – 50 000 рублей, хотя в случае добросовестного исполнения Ячменевым С.П. и членами его семьи добровольно взятых на себя обязательств по передаче органу местного самоуправления – Администрации МР «Тунгокоченский район», указанной квартиры в обмен на государственный жилищный сертификат, органу местного самоуправления – Администрации МР «Тунгокоченский район» была бы передана указанная квартира.
В соответствии с п.4 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства.
Указанная истцом в качестве неосновательного обогащения денежная сумма в размере 50 000 рублей не подлежит возврату истцу в связи с тем, что он и члены его семьи при получении жилищного сертификата были согласны на уменьшение суммы субсидии на 50 000 рублей тем самым предоставили данную денежную сумму во исполнение несуществующего обязательства. У Ячменева С.П. и членов его семьи перед государством не существовало обязательства по уменьшению размера жилищной субсидии на сумму полученную по договору купли-продажи в связи с ничтожностью данного договора.
Ячменев как лицо, требующее возврата имущества – денежной суммы в 50 000 рублей, знало об отсутствии указанного выше обязательства по уменьшению размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи. Это подтверждается тем, что Ячменев С.П. и члены его семьи, непосредственно перед получением жилищной субсидии, целенаправленно заключили ничтожный договор купли продажи указанной квартиры, достоверно зная о том, что данная сделка не понесет ни каких правовых последствий в виде реального перехода права собственности третьему лицу и у них сохраняется встречное обязательство перед государством по передаче квартиры в собственность органа местного самоуправления. И соответственно у них отсутствует обязательство (не существует), при получении жилищного сертификата, по уменьшению размера жилищной субсидии на сумму в 50 000 рублей, полученную по договору купли-продажи.
Кроме того согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает у лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Оспариваемая истцами сумма в размере 50000 рублей была вычтена из размера субсидии по сертификату предоставленной Ячменеву и членам его семьи в связи с заключением до получения сертификата договора купли-продажи жилого помещения принадлежащей им.
Государство в лице своих государственных органов исполнило принятое, согласно вышеприведенным Федерального закона № – ФЗ и Подпрограммой, на себя обязательство по предоставлению Ячменеву С.П. и членам его семьи, как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищной субсидии на приобретения жилья в регионе вселения путем выдачи жилищного сертификата.
Уменьшение размера субсидии по сертификату предоставленной Ячменеву С.П. и членам его семьи на 50000 рублей было произведено на основании и в силу ст. 6 Федерального закона № – ФЗ.
Таким образом, у суда нет оснований для признания того, что государство в лице своих государственных органов и (или) муниципальное образование «Тунгокоченский район» без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (50 000 рублей) за счет другого лица – Ячменева С.П.
В связи с этим исковые требования о взыскании 50000 рублей не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
Исходя из выше изложенного, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В исковых требованиях Ячменева Сергея Павловича к Муниципальному району «Тунгокоченский район», Комитету по финансам Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район», Администрации Муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации; Министерству регионального развития Российской Федерации о возмещении денежных средств, удержанных из государственного жилищного сертификата, при получении жилищной субсидии в сумме 192 500 рублей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.
СУДЬЯ: Т.С. ЖАПОВ