Решение о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли «02» марта 2012 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

судьи Жапова Т.С.,

с участием:

заместителя прокурора Тунгокоченского района – Аюрова С.Д.,

представителя ответчика - Администрации МР «Тунгокоченский район» Лесковой О.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Симаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в интересах Гридневой Д.Д., к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, к Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края об обеспечении надлежащего финансирования по приобретению жилья для Гридневой Д.Д.,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Гридневой Д.Д., мотивируя тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её семья проживала в <адрес>. Её родители умерли. Постановлениями Главы администрации Тунгокоченского района от ДД.ММ.ГГГГ за Гридневой Д.Д. закреплена жилая площадь в размере 30 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно справок от ДД.ММ.ГГГГ специалиста МО ГП «Вершино- Дарасуснкое» № 0273 и главного специалиста по охране прав детства Комитета образования Тунгокоченского района № 18 Гриднева Д.Д. состоит на учете в администрации МО ГП «Вершино-Дарасунское» и администрации МР «Тунгокоченский район» в качестве нуждающейся в жилье, так как закрепленное за ней жилое помещение не отвечает санитарным и техническим требованиям и поэтому непригодно для жилья. В связи с чем просит суд обязать Администрацию МР «Тунгокоченский район» предоставить вне очереди Гридневой Д.Д. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры площадью не ниже установленных социальных норм, расположенной в черте п. Вершино-Дарасунский, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению жилья для Гридневой Д.Д.

В судебном заседании прокурор Аюров С.Д. полностью поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации МР «Тунгокоченский район» Лескова О.В. исковые требования не признала, мотивируя тем, что за Гридневой Д.Д. жилое помещение было закреплено, кроме того Гридневой неоднократно предлагались жилые помещения от которых она отказывалась.

В судебное заседание ответчик – Правительство Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не направил в суд своего представителя, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя и представил возражения, из которых видно, что исковые требования не признает, просит в иске в отношении Правительства отказать, так как в силу закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК государственные полномочия по обеспечению детей сирот, не имеющих закрепленного жилья вне очереди жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того документы имеющиеся в деле не свидетельствуют, о наличии нуждаемости Гридневой Д.Д. в жилом помещении (л.д. ).

В судебное заседание ответчик – Министерство финансов Забайкальского края, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не направил в суд своего представителя, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя и представил возражения, из которых видно, что Министерство финансов исковые требования не признает, просит в иске к Министерству финансов отказать. Министерство финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в силу закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК государственные полномочия по обеспечению детей сирот, не имеющих закрепленного жилья вне очереди жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того истцом не представлены доказательства отсутствия у Гридневой Д.Д. закрепленного за ней жилого помещения (л.д. ).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому право на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 Жилищного Кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Отдельной категории лиц, в частности детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предоставляются вне очереди.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзацем 3 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются обязанностью органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями

Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственно- го полномочия (п.1 ч.1 ст.4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Судом установлено, что у Гридневой Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период её несовершеннолетнего возраста умерли оба родителя, то есть она относилась к категории дети-сироты.

Постановлением Главы администрации Тунгокоченского района от ДД.ММ.ГГГГ Гридневой Д.Д. определен опекун – ее брат Г.А.Д. (л.д. 13)

В настоящее время Гриднева Д.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Нормой п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О предусмотрено внеочередное предоставление жилья не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы МО ГП «Вершино-Дарасунское» от ДД.ММ.ГГГГ за Гридневой Д.Д. закреплена жилая площадь в размере 30 кв. м, расположенная по адресу <адрес> (л.д. 18).

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно справок от ДД.ММ.ГГГГ специалиста городского поселения «Вершино-Дарасуснкое» № 0273 и главного специалиста по охране прав детства Комитета образования Тунгокоченского района № 18 Гриднева Д.Д. состоит на учете в администрации городского поселения «Вершино-Дарасунское» и администрации МР «Тунгокоченский район» в качестве нуждающейся в жилье, так как закрепленное за ней жилое помещение по <адрес>, не отвечает санитарным и техническим требованиям, а поэтому непригодно для жилья (л.д. 16, 17).

В сообщении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю отсутствуют сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимости у Гридневой Д.Д. (л.д. 19).

В судебном заседании прокурором был предоставлен Акт обследования помещения № 086 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____), согласно которому жилой дом, расположенный по <адрес> межведомственной комиссией признан не удовлетворяющим эксплуатационным требованиям и не пригодным для проживания.

Прокурором также предоставлено заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому межведомственная комиссия приняла заключение о непригодности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для дальнейшего проживания в нем Гридневой Д.Д.

Из всего выше приведенного следует, что Гриднева Д.Д. не имеет жилого помещения, пригодного для проживания ни в собственности, ни по договору социального найма, признана нуждающейся в жилье в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение по <адрес>, признана не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Это подтверждается вышеуказанным заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Тот факт, что данное заключение межведомственной комиссии принято позже постановки на учет в органе местного самоуправления Гридневой Д.Д. в качестве нуждающееся в жилом помещении, является несущественным обстоятельством для разрешения данного дела.

Также установлено, что Гриднева Д.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Следовательно, у Гридневой Д.Д. имеется право на внеочередное получение жилья по социальному найму.

При этом суд учитывает толкование, данное в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О нормам ЖК РФ. В соответствии с этим толкованием пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также статьей 51, пунктом 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=3758AD0617B1A4BA7C0B33B752D5A337E05368775C4335E6B8A2840B0A0A75EE151D0E48ECC90C31k000I части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма, также государственным полномочием по обеспечению детей-сирот по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В рассматриваемом случае таким органом является администрация МР «Тунгокоченский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края.

Исходя из этого, суд считает исковые требования прокурора Тунгокоченского района к Администрации МР «Тунгокоченский район», Правительству и Министерству финансов Забайкальского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Тунгокоченского района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» вне очереди предоставить Гридневой Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное в черте поселка Вершино-Дарасунский Тунгокоченского района Забайкальского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению жилья для Гридневой Д.Д..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий ___________ Т.С. Жапов