Решение по заявлению Туапсинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействий администрации муниципального образования Шаумянского сельского поселения.



К делу № 2- 377\11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 г. г. Туапсе

Туапсинский районный суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего Рябцева А.И.,

при секретаре Симковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Туапсинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействий администрации муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района,

У С Т А Н О В И Л:

Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района.

В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Березин С.В заявление прокурора поддержал, при этом пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия администрацией муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района расположены 40 объектов историко-культурного наследия из них: 7 федерального значения, 33 регионального значения. Данные объекты историко-культурного наследия, находятся на земельных участках, в границах Шаумянского сельского поселения Туапсинского района. На указанные земельные участки, занимаемые объектами историко-культурного наследия, администрация муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила. В установленном законном порядке земельные участки под объекты историко-культурного наследия на территории Шаумянское сельского поселения не формировались, их границы не устанавливались и участки не предоставлялись. Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия являются обязательством муниципальных образований. Также установлено, что на 2 объекта историко-культурного наследия, а именно: Памятник воинам 26 полка НКВД; Братская могила неизвестных воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположенных на территории Шаумянского сельского поселения Туапсинского района не обеспечивается государственная охрана, охранные обязательства не оформлены, паспорта не получены.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.Просил признать незаконным бездействие администрации МО Шаумянское сельское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия и не оформления на объекты историко-культурного наследия Памятник воинам 26 полка НКВД; Братская могила неизвестных воинов, государственной охраны, охранных обязательств и не получения паспорта объекта культурного наследия, обязать администрацию МО Шаумянское сельское поселение Туапсинского района устранить допущенные нарушения закона.

В судебном заседании представитель по доверенности администрации Шаумянского сельского поселения Туапсинского района - Петрова З.П., не возражала против удовлетворения требований прокурора, при этом пояснила, что из 40 объектов историко-культурного наследия находящихся на территории 13 объектов находятся в границах населенных пунктов. Остальные находятся на землях Пшишского лесничества управления ГУ КК Краснодарлес. Ежегодно на средства местного бюджета проводятся ремонт памятников. В 2010 году была начата реконструкция мемориала. Земельные участки под памятниками и братскими могилами не сформированы, так как генеральный план поселения находится в разработке. Кроме того, оформление всех объектов влечет за собой затрату финансовых средств, а в бюджете сельского поселения на все объекты денежных средств не хватает.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия администрацией муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района расположены 40 объектов историко-культурного наследия из них: 7 федерального значения, 33 регионального значения. Данные объекты историко-культурного наследия, находятся на земельных участках, в границах Шаумянского сельского поселения Туапсинского района. На указанные земельные участки, занимаемые объектами историко-культурного наследия, администрация муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила. В установленном законном порядке земельные участки под объекты историко-культурного наследия на территории Шаумянское сельского поселения не формировались, их границы не устанавливались и участки не предоставлялись. Также установлено, что на 2 объекта историко-культурного наследия, а именно: Памятник воинам 26 полка НКВД; Братская могила неизвестных воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, расположенных на территории Шаумянского сельского поселения Туапсинского района не обеспечивается государственная охрана, охранные обязательства не оформлены, паспорта не получены.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия, расположенные на территории Шаумянское сельского поселения переданы в муниципальную собственность данного поселения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия являются обязательством муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст. 6 и п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно ст. 40 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения.

В соответствии с ч.1 ст. 36 Закона Краснодарского края от 6 февраля 2003 г. N 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», порядок и условия использования объектов культурного наследия устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия.

Согласно Постановления главы администрации Краснодарского края от 5 июля 1994 г. N 373 «О порядке владения, пользования, распоряжения и управления историко-культурным наследием Краснодарского края», заключение охранных обязательств с Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края, в целях сохранения указанных объектов является обязательным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление Туапсинского межрайонного прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 214, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Туапсинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Шаумянское сельское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия и не оформления на объекты историко-культурного наследия Памятник воинам 26 полка НКВД; Братская могила неизвестных воинов, государственной охраны, охранных обязательств и не получения паспорта объекта культурного наследия.

Обязать администрацию муниципального образования Шаумянское сельское поселение Туапсинского района принять меры по устранению допущенных нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Туапсинский районный суд в течение десяти дней.

П.П. Судьи.

Копия верна:

Судья Туапсинского районного суда А.И.Рябцева