Решение по заявлению Забавина И.В. о признании незаконым решения государственного органа Туапсинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года Дело № 2 -402/11

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Шевченко П.В.,

при секретаре Гаспарян А.Р.

рассмотрев судебном заседании гражданское дело по заявлению Забавина И.В. о признании незаконным решения государственного органа, заинтересованное лицо управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по краснодарскому краю.

У С Т А Н О В И Л:

Забавин И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Туапсинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.

В судебное заседание Забавин И.В. не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается находящейся в материалах дела телефонограммой.

В связи с чем, суд полагает возможным, рассмотреть дело в отсутствии не явившегося заявителя.

В поданном суд заявлении Забавин И.В. указал, что согласно сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № Туапсинского отдела Управления Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии ему было отказано в государственной регистрации прав на его земельный участок площадью <данные изъяты>. для <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Считает указанный отказ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и нарушающим его законное право иметь в частной собственности землю, гарантированное Конституцией РФ. ДД.ММ.ГГГГ им в Туапсинский отдел Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию № были сданы заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция об оплате на сумму <данные изъяты>, свидетельство о собственности на земельный участок серия № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление Главы Новомихайловского городского поселения Туапсинского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрация была приостановлена, в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства - согласно данным государственного кадастра недвижимости, госфонда данных отдела, картографических материалов, а также произведенной проверки установлено, что при межевании участка с двух сторон были допущены нарушения в виде занятия земель общего пользования - улицы и пожарного проезда, вследствие чего ширина улицы и проезда не соответствует градостроительным нормам (соответственно составила по 5,5 м.). Установлено, что межевание участка осуществлено ООО «Агентство по земельным вопросам», которое не имеет права осуществлять кадастровую деятельность, не включено в реестр кадастровых инженеров и не считается лицом, осуществляющим кадастровую деятельность в переходный период согласно ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ. Вследствие чего Управление Росреестра по Краснодарскому краю подало иск в Туапсинский районный суд о снятии участка по адресу <адрес> кадастровый № площадью <данные изъяты> с кадастрового учета. Согласно уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация его права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ, при этом Регистратор указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роснедвижимости направлен запрос. На указанный запрос ей дают ответ, что запрос был от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, действия Начальника Туапсинского отдела УФРС Шиляевой И.И. незаконны, так как запрос в Управление Роснедвижимости ею ещё не был направлен, а в приостановке от ДД.ММ.ГГГГ она указала, что уже направила - в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ответу на запрос, управлением Росреестра по <адрес> установлено, что государственный кадастровый учет прошел земельный участок с размерами <данные изъяты> на <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, т.е. произошло увеличение границ земельного участка на <данные изъяты> Проверкой проведенной по указанному земельному участку было установлено, что с лицевой части земельного участка проходит <адрес>, с тыльной стороны - пожарный проезд, а границы земельного участка в среднем на <данные изъяты> занимают <адрес> и на <данные изъяты>. пожарный проезд с тыльной стороны, тем самым нарушены красные линии улиц, дорог, проездов. В результате чего ширина <адрес> в указанном месте составила <данные изъяты>, ширина проезжей части пожарного проезда - <данные изъяты>, что не соответствует градостроительным нормам. При этом указанная в ответе дорога, на самом то деле и является <адрес>, просто когда в конце 90-х годов построили новый мост, то въезд на улицу со стороны трассы перекрыли, а заезд с трассы сделали с другой стороны. А также, согласно произведённого им замера и составленного Акта, подписанного соседями ФИО1 и ФИО2, ширина <адрес> составляет <данные изъяты>, а с другой стороны его участка ширина дороги составляет <данные изъяты>. Следовательно, факты в ответе УФАКОН за подписью заместителя начальника территориального отдела по Туапсинскому району начальнику Туапсинского отдела УФРС Шиляевой И.И. не соответствуют действительности, в связи с чем, Начальник Туапсинского отдела УФРС не имела права ссылаться на факты, изложенные в указанном письме. Согласно Уведомления о вручении № его извещения Главе Новомихайловского городского поселения он просил его прибыть к 17 часам ДД.ММ.ГГГГ для установления и согласования границ его земельного участка, однако никто к указанному времени от Администрации не прибыл, то есть, установление и согласование границ его земельного участка произведено без нарушений ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ. В письме от ДД.ММ.ГГГГ № из Росреестра г. Москва, указан, что учитывая время предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> и цель его использования, этот земельный участок подпадает под действие статьи 25.2 Закона о регистрации, а так же, в силу п.6 ст.25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки не допускается. Следовательно, если ему был выдан кадастровый паспорт, то значит ООО «Агентство по земельным вопросам» имело право осуществлять кадастровую деятельность согласно ст.44 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ. Согласно письму отдела Государственного пожарного надзора по г.Туапсе и району от ДД.ММ.ГГГГ №, ширина пожарного проезда с тыльной стороны земельного участка <адрес> фактически составляет <данные изъяты>, а согласно статья 67, пункта 6 Федерального закона Российской Федерации N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ширина пожарного проезда должна составлять не менее <данные изъяты>. Действия Начальника Туапсинского отдела УФСГРК по КК незаконны, так как Регистратор сделала запрос в Госпожнадзор, тогда, когда у неё в производстве его дело не находилось - в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. ФЗ № 93 - ФЗ от 30.06.2006г.). Из уведомления о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ видно, что его кадастровый паспорт ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, тем более, что его земельный участок предоставлен ему для ведения личного подсобного хозяйства. То есть, несоответствие площади в Свидетельстве о собственности на его земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ № - <данные изъяты> и в Кадастровом паспорте <данные изъяты> земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> не может являться основанием для принятия подразделением Росреестра решения о приостановлении либо об отказе в государственной регистрации прав на его земельный участок площадью <данные изъяты> Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок не содержало рекомендации по устранению причин этого приостановления, и к нему не приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем. УФСГРК по КК не имело права ДД.ММ.ГГГГ делать Приостановку государственной регистрации его права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> и отказывать в регистрации права собственности на его земельный участок площадью <данные изъяты>. Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ № в регистрации его права собственности на <данные изъяты> земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Представитель Туапсинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Управления по Краснодарскому краю, действующий по доверенности А.Г. Шангин, в судебном заседании требования Забавина И.В. не признал и пояснил, что Забавин И.В. неоднократно обращался с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при проведении правовой экспертизы документов представленных на государственную регистрацию возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации. По указанному земельному участку выявлены разночтения в площади, указанной в правоустанавливающем документе - Свидетельстве на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № и представленном кадастровом паспорте земельного участка. В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое. имущество и сделок с ним» - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. В силу п. 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006 № 293, государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, должен установить, в том числе, соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе. Аналогичные положения содержит и Приказ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Методические рекомендации). В соответствии с п. 43 Методических рекомендаций при проведении правовой экспертизы документов и проверке законности сделки рекомендуется удостовериться в том, что сведения об объекте недвижимого имущества, указанные в документах, удостоверенных государственной организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, соответствуют аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе. При выявлении расхождений рекомендуется приостановить государственную регистрацию. Государственным регистратором подготовлен запрос в Территориальный отдел по Туапсинскому району Управления Роснедвижимости (до реорганизации) о правомерности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка площадью <данные изъяты> В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 689, в результате проведенной проверки соблюдения земельного законодательства, государственным инспектором установлен факт увеличения площади на <данные изъяты>, за счет самовольного занятия свободной прилегающей территории, о чем Забавину И.В. было известно, так же направлялись письма по имеющемуся адресу. Кроме того на личном приеме начальника отдела он отказался от вручения уведомления о рассмотрении дела об административном правонарушении. По сведениям государственного фонда данных Туапсинского отдела, за Забавиным И.В. на праве собственности числится земельный участок площадью <данные изъяты>, согласно плана границ, являющегося обязательным приложением к свидетельству на право собственности на землю, согласованного со смежными землепользователями, размеры земельного участка составляют <данные изъяты> на <данные изъяты> Основываясь на данных государственного кадастра недвижимости, документах государственного фонда данных, установлено, что государственный кадастровый учет прошел земельный участок с размерами <данные изъяты> на <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, т.е. произошло увеличение границы на <данные изъяты>. Проверкой, проведенной по указанному земельному участку было установлено, что с лицевой части земельного участка проходит <адрес>, с тыльной стороны - пожарный подъезд, а границы земельного участка в среднем на <данные изъяты> занимают <адрес> и на <данные изъяты> пожарный проезд с тыльной стороны, тем самым нарушены красные линии дорог и проездов. Так же факт самовольного занятия подтверждается письмами Администрации Новомихайловского городского поселения и Управления имущественных отношений Администрации МО Туапсинский район. Более того, установлено, что работы по межеванию выполнены организацией ООО «Агентство по земельным вопросам», которая не имеет право осуществлять кадастровую деятельность. Указанная организация не включена в реестр кадастровых инженеров и не считается лицом, осуществляющим кадастровую деятельность в переходный период согласно ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Также при межевании земельного участка с кадастровым номером № нарушен порядок согласования местоположения границ (ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), а именно в акте согласования границ отсутствует подпись представителя администрации Новомихайловского городского поселения. Согласно официальной позиции Росреестра, отраженной в письмах Минэкономразвития, в случае, если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством РФ (или десяти процентов площади, если указанный размер не установлен), то право собственности на такой участок может быть зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. В письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № даны разъяснения, что правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, проводимая государственным регистратором, направлена на определение соответствия указанных документов нормам и требованиям не только Закона о регистрации, но и иных нормативных правовых актов, в том числе Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Закон о кадастре недвижимости). Так, согласно ст. 7.1 Кодекса об административных нарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Считает действия регистраторов Туапсинского отдела, соответствующими законодательству, а уведомления о приостановлении государственной регистрации и отказе в государственной регистрации, подготовленные Туапсинским отделом правомерными и обоснованными. Просил полностью отказать в удовлетворении требований Забавина И.В..

Суд, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Забавина И.В. удовлетворению не подлежат.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Забавиным И.В. было подано заявление на государственную регистрацию права собственности в упрощенном порядке на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. На государственную регистрацию заявленного права представлены свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление главы Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и квитанция об уплате государственной пошлины.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов ДД.ММ.ГГГГ у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации, так как согласно правоустанавливающим документам у заявителя в собственности имеется земельный участок площадью <данные изъяты> Однако в представленном кадастровом паспорте площадь земельного участка составляет <данные изъяты> Государственная регистрация ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена и заявителю направлено уведомление о приостановлении.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 689, контроль за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использовании земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности осуществляло Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы.

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

В результате проведенной проверки соблюдения земельного законодательства, государственным инспектором, а затем и судом достоверно установлен факт увеличения площади земельного участка заявителя на 130 кв.м., за счет самовольного занятия свободной прилегающей территории.

Факт самовольного занятия подтверждается письмами Администрации Новомихайловского городского поселения и Управления имущественных отношений Администрации МО Туапсинский район.

ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации Забавину И.В. было отказано, о чем направлено сообщение, об отказе в государственной регистрации права.

По мнению суда, ссылка Забавина И.В. на норму статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необоснованна, поскольку границы земельного участка заявителя в среднем на <данные изъяты> занимают <адрес> и на <данные изъяты> пожарный проезд с тыльной стороны участка, тем самым нарушены красные линии дорог и проездов.

Заявитель также ошибочно полагает, что регистратором неправомерно направлены запросы в Туапсинский отдел Управления Роснедвижимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от. 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для Государственной регистрации прав. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

В силу пункта 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006 №293, государственный регистратор," проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, должен установить, в том числе, соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем Документе.

Так же судом установлено, что Работы по установлению границ спорного земельного участка выполнены организацией ООО «Агентство по земельным вопросам», которая не имела право осуществлять кадастровую деятельность. Указанная организация не имела лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

То обстоятельство, что Забавин И.В. просил Главу Новомихайловского городского поселения он просил его прибыть к 17 часам ДД.ММ.ГГГГ для установления и согласования границ его земельного участка, однако никто к указанному времени от Администрации не прибыл, не является доказательством того, что согласование границ его земельного участка произведено без нарушений ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ.

Так, по мнению суда, при межевании земельного участка с кадастровым номером № нарушен порядок согласования местоположения границ, в связи с тем, что в акте согласования границ отсутствует подпись представителя администрации Новомихайловского городского поселения.

В материалах дела имеется ответ отдела Государственного пожарного надзора по г. Туапсе и Туапсинскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором отражено, что ширина пожарного подъезда с тыльной стороны земельного участка <адрес> фактически составляет <данные изъяты>, а согласно п. б ст. 67 Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ширина пожарного проезда должна составлять не менее 6 метров.

Указанные обстоятельства и законность выводов суда, так же подтверждаются вступившим в законную силу решением Туапсинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от 09.2010 года

На основании изложенного, уд приходит к выводу о том, что отказ Туапсинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности Забавина И.В. на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, является законным и обоснованным.

В связи с чем, заявленные Забавиным И.В. требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Забавиным И.В. требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Туапсинский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий Шевченко П.В.