Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года Дело № 2 - 453/11
Туапсинский районный суд Краснодарского Края в составе:
председательствующего судьи Шевченко П.В.
с участием помощника Туапсинского межрайонного прокурора Березина С.В.
при секретаре Гаспарян А.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Туапсинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, заинтересованное лицо администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.
У С Т А Н О В И Л:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в Туапсинский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района и обязании устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, заявленные требования поддержал и пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района. В ходе проверки установлено, что на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района расположены 54 объекта историко-культурного наследия из них: 6 федерального значения, 44 регионального значения, 4 местного значения. Данные объекты историко-культурного наследия, находятся на земельных участках, в границах Новомихайловского городского поселения Туапсинского района. На указанные земельные участки, занимаемые объектами историко-культурного наследия, администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила. Земельные участки под объекты историко-культурного наследия на территории Новомихайловского городского поселения, надлежащим образом, не формировались, их границы не устанавливались и участки не предоставлялись. Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия являются обязательством муниципальных образований. Также установлено, что на 4 объектах историко-культурного наследия, а именно: <данные изъяты>, расположенных на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района не обеспечивается государственная охрана, охранные обязательства не оформлены, паспорта не получены. В связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации МО Новомихайловское городское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия и не оформления на объекты историко-культурного наследия <данные изъяты>, государственной
охраны, охранных обязательств и не получения паспорта объекта культурного
наследия, и обязать администрацию МО Новомихайловское городское поселение
Туапсинского района устранить допущенные нарушения закона.
Представитель администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав прокурора и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.
В ходе проверки установлено, что на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района расположены 54 объекта историко-культурного наследия из них: 6 федерального значения, 44 регионального значения, 4 местного значения. Данные объекты историко-культурного наследия, находятся на земельных участках, в границах Новомихайловского городского поселения Туапсинского района.
На указанные земельные участки, занимаемые объектами историко-культурного наследия, администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила. Земельные участки под объекты историко-культурного наследия на территории Новомихайловского городского поселения, надлежащим обраом, не формировались, их границы не устанавливались и участки не предоставлялись.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия, расположенные на территории Новомихайловского сельского поселения переданы в муниципальную собственность данного поселения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты историко-культурного наследия являются обязательством муниципальных образований.
Также установлено, что на 4 объектах историко-культурного наследия, а именно: <данные изъяты>, расположенных на территории Новомихайловского городского поселения Туапсинского района не обеспечивается государственная охрана, охранные обязательства не оформлены, паспорта не получены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 6 и п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно ст. 40 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относится: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Закона Краснодарского края от 6 февраля 2003 г. N 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», порядок и условия использования объектов культурного наследия устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия.
Согласно Постановления главы администрации Краснодарского края от 5 июля 1994 г. N 373 «О порядке владения, пользования, распоряжения и управления историко-культурным наследием Краснодарского края», заключение охранных обязательств с Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Краснодарского края, в целях сохранения указанных объектов является обязательным.
В судебном заседании установлено, что бездействие администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия и не оформления на объекты историко-культурного наследия <данные изъяты>, государственной охраны, охранных обязательств и не получения паспорта объекта культурного наследия, является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Туапсинским межрайонным прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Туапсинского межрайонного прокурора, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, на которых находятся объекты историко-культурного наследия и не оформления на объекты историко-культурного наследия <данные изъяты>, государственной охраны, охранных обязательств и не получения паспорта объекта культурного наследия.
Обязать администрацию Новомихайловского городского поселения Туапсинского района в трехмесячный срок устранить допущенные нарушения земельного законодательства.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий Шевченко П.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>