Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2011 года Дело № 2-934/11
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Шевченко П.В.,
при секретаре Симковой А.А.
рассмотрев судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магулян В.Г. к Управлению социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края по Туапсинскому району о взыскании инфляционных убытков.
У С Т А Н О В И Л:
Магулян В.Г. обратился с заявлением к Управлению социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края по Туапсинскому району об индексации задолженности и обязательстве выплатить ему недополученную сумму долга по возмещению вреда здоровья в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании Магулян В.Г. исковые требования поддержал и пояснил, что он является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. По решению суда, а впоследствии так же и определением Туапсинского районного суда суммы выплат были проиндексированы. Вышеуказанные суммы являются базовой суммой долга без учета инфляции. В соответствии со статьёй 15 и 16 ГК РФ убытки причинённые гражданину или юридическому лицу подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием. Положения Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают меры инфляционной защиты сумм возмещению вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поскольку данные суммы были выплачены по истечению значительного периода времени, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательскую способность, он вправе требовать полного возмещения убытков, причинённых ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред ему, просит суд удовлетворить иск об индексации сумм с учётом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами статистики Российской Федерации, поскольку данные суммы были выплачены, ему без учёта инфляции по индексам роста потребительских цен за указанный период, по иным основаниям, ибо это не является повторной индексацией. Просит суд проиндексировать задолженность. Обязать управление социальной защиты населения Туапсинского района выплатить ему недополученную сумму долга по возмещению вреда здоровья в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения, действующая по доверенности Еременко Н.С., в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении Магулян В.Г. не признала и пояснила, что Магулян В.Г. рассчитывает инфляционные убытки за задержку выплаты задолженности сумм возмещения вреда и не учел, что органы социальной защиты населения с 01 июля 2000 года по 31.07.2006 года не устанавливали ему размер суммы возмещения вреда, а производили выплату во исполнение решения Туапсинского районного суда 07 февраля 2008 года, которым был определен размер суммы возмещения вреда, то есть были не вправе назначить истцу компенсацию, не соответствующую названному судебному постановлению. Согласно части 1 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда. По смыслу данной нормы для ее применения необходимо установить определенный промежуток времени между взысканием денежной суммы и реальным ее получением взыскателем, то есть проиндексировать взысканные судом суммы возможно лишь после исполнения решения. Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 индексировать на индекс роста потребительских цен (далее ИПЦ) могут назначенные и невыплаченные своевременно суммы возмещения вреда, «по этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации». Истец ошибочно применил данное положение к рассчитанным им с 01 июля 2000 года суммам без учета того, что рассчитанные им суммы возмещения вреда не определены ему ни законодательством Российской Федерации, ни управлением социальной защиты населения, ни судебным постановлением, то есть право на них на дату подачи иска ничем не определено. Истец может требовать индексацию в связи с несвоевременной выплатой только тех сумм, которые предусмотрены законом и на которые он имел право. Индексация таких сумм, установленных, например, судебным постановлением, при их несвоевременной выплате осуществляется согласно статье 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть с даты вынесения решения суда до его исполнения. Таким образом, в данной части требования истца являются необоснованными. Все задолженности перед Магулян В.Г. были погашены. Взысканные суммы, могут быть проиндексированы судом на ИПЦ за период с даты вынесения судом такого решения, (то есть со дня присуждения судом денежных сумм) до дня исполнения решения. Применение истцом ИПЦ привело к «двойной» индексации одних и тех же сумм, не основанной ни на каких нормах материального права. Недопустимость индексации на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за один и тот же период подтверждена пунктом 8.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35. Решением Туапсинского районного суда от 07 февраля 2008 года с управления социальной защиты населения в Туапсинском районе взыскана единовременная задолженность по компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. Магулян В.Г. ошибочно производит индексацию с учетом индексов роста потребительских цен за несвоевременную выплату указанной суммы. Вина управления социальной защиты населения в Туапсинском районе в несвоевременной выплате истцу единовременной суммы задолженности по компенсации возмещения вреда в размере, указанном в определении Туапсинского районного суда от 07 февраля 2008 года отсутствует, так как: с октября 2003 года и по настоящее время органы социальной защиты населения не являются получателями средств федерального бюджета и им закрыты лицевые счета, предназначенные для учета средств федерального бюджета в органах федерального казначейства. Исполнение судебных решений, а так же погашение задолженности по компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, сложившиеся по судебным решениям, в которых ответчиками признаны органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляется в следующем порядке. Согласно части третьей статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой названной статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2007 года изменен порядок выплаты суммы возмещения вреда: она стала производиться непосредственно через Федеральную службу по труду и занятости. Истцом не представлены доказательства вины управления социальной защиты населения в несвоевременной выплате присужденных судом сумм в возмещение вреда. Вместе с тем, ответчик принял все меры, предусмотренные действующим законодательством, по исполнению решения районного суда в пределах своей компетенции: принял заявление и исполнительный лист к исполнению и своевременно направил списки на финансирование соответствующих сумм. Поскольку выплата сумм возмещения вреда чернобыльцам осуществляется в изложенном выше порядке минуя органы социальной защиты населения (перечисление денежных средств истцу осуществляет непосредственно Роструд), поэтому Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе не имело возможности самостоятельно исполнять судебное решение в полном объеме, поскольку оно исполняется другими органами исполнительной власти без участия органов социальной защиты населения. Просит суд в исковых требованиях Магулян В.Г. отказать.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения, действующая по доверенности Рыжих О.В., в судебном заседании пояснения Еременко Н.С. поддержала в полном объеме и просила суд в удовлетворении исковых требований Магулян В.Г., отказать.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Магулян В.Г. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Так, в судебном заседании было установлено, что Магулян В.Г., является инвалидом 2 группы, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением Туапсинского районного суда от 07 февраля 2008 года исковые требования Магулян В.Г. к Управлению Социальной защиты населения в Туапсинском районе удовлетворены. Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе обязано выплатить Магулян В.Г. единовременно за период с 01.07.2000 года по 31.12.2007 года, включительно, сумму задолженности возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>.
Кроме того, Управление социальной защиты населения в Туапсинском районе обязано ежемесячно выплачивать Магулян В.Г. с 01.01.2008 года сумму возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты>. Решение вступило в законную силу 18.02.2008 года.
Как следует из справки от 30 ноября 2010 года № выданной Федеральной службой государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению, оказываемые населению по РФ составляют; 2000г.-118,2; 2001г.-122,3; 2003г.-110,7; 2004г.-112,2; 2005г.-112,3; 2006г.-109,5; 2007г.-111,3; 2008г.-113,1.
В соответствии о ст. 208 ГПК РФ по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 г № 31-ФЗ предусматриваются меры антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14 декабря 2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005г № 7 и от 11 мая 2007 года №23, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного органами статистики Российской Федерации.
По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Магулян В.Г. в установленном порядке своевременно проиндексированы не были, то недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков).
Суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, поэтому истец вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда.
В исковом заявлении истцом произведен следующий расчет сумм, подлежащих взысканию, составленный истцом на основании справки Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю об индексах потребительских цен на товары и платные услуги, оказываемые населению по Краснодарскому краю:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд, проверив расчет истца, приходит к выводу, что данный расчет является верным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Магулян В.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Магулян В.Г., удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края по Туапсинскому району выплатить Магулян В.Г. проиндексированную задолженность по возмещению вреда здоровья в размере <данные изъяты>, за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти суток, с момента вынесения мотивированного решении суда.
Председательствующий Шевченко П.В.