Дело № 2-704/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2011 г. г. Туапсе
Туапсинский районный суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего Рябцева А.И.,
при секретаре Ухтомской Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора к ООО «АрмСтрой» о запрете деятельности осуществляемой с нарушением закона, суд
У С Т А Н О В И Л:
Туапсинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «АрмСтрой» о запрете деятельности осуществляемой с нарушением закона.
В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в марте 2011 г. совместно со специалистами Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе проведена проверка исполнения земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «АрмСтрой». По результатам проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности СХ ЗАО «Новомихайловское» и согласно договора № от 01.08.2010 г. передан в аренду ООО «АрмСтрой» до 30.06.2011 г. для ведения сельскохозяйственного производства. В ходе проверки выявлено, что данный земельный участок с кадастровым номером № используется ООО «АрмСтрой» не по целевому назначению, а именно для эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона. В процессе производственной деятельности ООО «АрмСтрой» осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух через пыле-газоочистную установку. При этом ООО «АрмСтрой» до настоящего времени нарушение природоохранного законодательства РФ не устранено, а именно: у ООО «АрмСтрой» отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. На момент проверки на вышеуказанном земельном участке ООО «АрмСтрой» осуществлялось возведение объекта капитального строительства, а именно: на капитальном монолитном фундаменте возведены стены из шлакоблоков, которые прочно связаны с фундаментом. При этом у ООО «АрмСтрой» в нарушении ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство данного объекта отсутствует. В ходе проверки также установлено, что имеются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а именно: у ООО «АрмСтрой» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора по отводу земельного участка под строительство растворобетонного узла, отсутствует проект санитарно-защитной зоны, отсутствует утвержденная программа производственного контроля, не организован производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ, не разработан план организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха. Таким образом, при эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона в <адрес> ООО «АрмСтрой» должным образом не обеспечено выполнение требований земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, в результате чего нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан на благоприятную окружающую среду, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Туапсинского района, то есть неопределённого круга лиц. В ходе проверки, центром эпидемиологии были произведены замеры шума и согласно протокола испытаний было установлено нарушение предельно-допустимых норм. Именно в связи с этим в прокуратуру поступали заявления граждан, проживающих вблизи указанной производственной базы. За выявленные нарушения ООО «АрмСтрой» привлекались к административной ответственности в виде штрафа. Просит запретить деятельность ООО «АрмСтрой» по эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона, расположенной по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № до устранения указанных нарушений.
В судебном заседании ответчик - директор Цканян М.А. и представитель ООО «АрмСтрой» по доверенности Арутюнян А.Л. исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать, при этом Арутюнян А.Л. пояснила, что действительно у ООО «АрмСтрой» находится в аренде земельный участок, расположенный в <адрес>, собственником земельного участка является ЗАО «Новомихайловское». Собственником земельный участок также использовался под производственную базу для производства бетона. Никакого разрешения на строительство не нужно, поскольку ООО «АрмСтрой» произвели лишь реконструкцию, а строительство не осуществляли, в связи с чем постановление о привлечении их к административной ответственности было обжаловано в судебном порядке. Выбросов вредных веществ в атмосферу также не имеется, это подтверждено заключением экспертов. Также заключением экспертов подтверждено, что допустимые нормы шума не нарушаются, а в ночное время работы не ведутся. В мае 2011 года ООО «АрмСтрой» получили проект «нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух», где установлена санаторно-защитная зона равная 36 метрам. А также получено заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» на соответствие проекта нормам СНиП. То есть истцами не доказаны факты нарушений, указанных в исковом заявлении. Привлечение к административной ответственности, ими обжаловано в судебном порядке.
В судебном заседании третье лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по доверенности Пиджаков С.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что производственная база по производству бетона ООО «АрмСтрой», расположенная по адресу: <адрес> относится к 4 классу опасности с санитарной зоной 100 метров. Изначально указанное предприятие не получило никаких разрешающих документов для работы на данном земельном участке по производству бетона. Если бы ООО «АрмСтрой» своевременно обратились за получением заключения, то им было бы отказано, поскольку земельный участок находится менее чем на 100 метров от жилых домов. В ходе проведенной экспертизы, назначенной судом было установлено, что одно жилое домовладение находится в 31 метре от бетонного завода, а второе жилое домовладение находится в 54 метрах от него, то есть два жилых дома находятся в стометровой санитарно-защитной зоне, а один жилой дом находится ближе чем минимально допустимое расстояние, указанное в проекте, которое составляет 36 метров. Нельзя также утверждать, что предприятие не превышает предельно-допустимые шумы. В ходе проведения экспертизы была проверена лишь одна установка РБУ, вторая не проверялась. Кроме того, для определения данного параметра необходимо более длительное время, около 1 месяца, а может быть и более.
Представитель Сельскохозяйственного ЗАО «Новомихайловское» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, суд считает, возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Так, в судебном заседании установлено, что в марте 2011 года Туапсинской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Туапсинского отдела Управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе проведена проверка исполнения земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «АрмСтрой». Основанием для проверки послужили заявления граждан, жителей микрорайона «Алычевый сад» села Агуй-Шапсуг» Туапсинского района в районе жительства которых расположен производственный участок ответчика, на имя Прокурора Краснодарского края о нарушениях их прав.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности СХ ЗАО «Новомихайловское» и согласно договора № от 01.08.2010 г. передан в аренду ООО «АрмСтрой».
В соответствии с п. 1.2., п. 9.5. вышеуказанного договора, данный земельный участок предоставлен в аренду ООО «АрмСтрой» до 30.06.2011 г. для ведения сельскохозяйственного производства.
В ходе проверки выявлено, что данный земельный участок с кадастровым номером 23:33:0901000:190 используется ООО «АрмСтрой» для эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона.
Согласно представленной территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе информации, производственная база по производству бетона, расположенная по адресу: <адрес> относится к 4 классу опасности с санитарной зоной 100 метров.
Согласно ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В процессе производственной деятельности ООО «АрмСтрой» осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух через пыле-газоочистную установку.
При этом ООО «АрмСтрой» до настоящего времени нарушение природоохранного законодательства РФ не устранено, а именно: у ООО «АрмСтрой» отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Согласно представленного заключения ими получен только проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих атмосферный воздух», который в соответствии с действующим законодательством выдается до начала осуществления производственной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Согласно ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные, подземные водные объекты, а также на водосборные площади (рельеф местности), размещение отходов допускаются только на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды - Управлением Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статьями 9, 42 и 58 Конституции РФ, каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от 16 мая 2011 года удостоверено, что требования, установленные в проектной документации нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Превышение предельно-допустимых выбросов вредных веществ не установлен также в ходе проведения экспертизы, назначенной по определению суда. Однако, суд считает, что нарушения природоохранного законодательства имеются.
Согласно п. 3.1.6. и п. 3.2.5. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.), земельные участки под строительство предоставляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Так, согласно проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, установлена санитарно-защитная зона для ООО «АрмСтрой», которая обозначена со всех сторон земельного участка и составляет с севера, северо-востока, востока, юго-востока, юга и северо-запада 100 метров, а с юго-запада и с запада 36 квм. В соответствии с замерами произведенными в ходе экспертизы (л.д. 122) расстояние от производственной базы, принадлежащей ООО «АрмСтрой», расположенной <адрес> до ближайшего дома, расположенного по адресу <адрес> составляет 31.8 м, до <адрес> - 57.8 м, до <адрес> - 54.4 м, <адрес> -41.7 м, до <адрес> --50.2 м, <адрес> - 51.80 м. Таким образом, указанные жилые дома находятся в санитарно-защитной зоне, что не допустимо и может угрожать здоровью и жизни граждан, в них проживающих.
Таким образом, нарушены ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которых при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Также в ходе проверки, проводимой Туапсинской межрайонной прокуратурой специалистами Туапсинского филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Краснодарского края» проведены измерения уровней шума и вибрации в дневное и ночное время суток на прилегающей территории предприятия ООО «АрмСтрой», расположенного в <адрес>. Согласно протокола испытаний обнаружено допустимое превышение уровня звука в дневное время.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время уровень шума не превышает предельно-допустимые нормы, что установлено в ходе проведения экспертизы, суд также считает несостоятельными. Так, согласно заключения экспертов (л.д.20) результаты лабораторно-инструментальных исследований параметров эквивалентного и максимального уровня звука в жилых помещениях и на территории жилой застройки, соответствуют требованиям СанПиН 2.1.1.2645-10 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Однако, при выполнении замеров эксплуатировалась одна установка из двух РБУ, расположенная в центре территории производственной базы. Как следует из пояснений представителя территориального отдела Роспотребнадзора, для точного определения данного параметра необходимо проведение исследований обоих установок РБУ, а при проведении замеров одна из установок в период времени с 17 по 20 мая 2011 года, не работала. Кроме того, для точного определения необходимо проводить лабораторные и инструментальные исследования в течении более длительного времени. Кроме того, в заключении экспертов указано, что ориентировочная санитарно-защитная зона для ООО «АрмСтрой» по Сан-ПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 раздел 7.1.4. IV класс, п.5 должна составлять 100 м., размер не соблюдается. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий такого класса может быть изменен Главным государственным санитарным врачом в порядке, установленным указанным СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которым необходимо проведение исследований на протяжении определенного времени, установленного также главным санитарным врачом.
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств, позволяет сделать вывод, что при эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона в <адрес> ООО «АрмСтрой» должным образом не обеспечено выполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, в результате чего нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан на благоприятную окружающую среду, проживающих постоянно и временно находящихся на территории <адрес>, то есть неопределённого круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. При этом, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Закона, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность до устранения нарушений.
Вместе с тем, нарушения выявленные в области градостроительного и земельного законодательства не влекут за собой причинение вреда, либо угрозу причинения вреда, а следовательно не влекут за собой запрета деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора законны и обоснованны и поэтому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 214 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Запретить деятельность ООО «АрмСтрой» по эксплуатации
производственной базы по изготовлению бетона, расположенной по адресу:
<адрес> на земельном участке с кадастровым
номером № до устранения указанных нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, обязав ООО «АрмСтрой» устранить допущенные при эксплуатации производственной базы по изготовлению бетона, расположенной по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение 10 дней.
П.П. Судьи.
Копия верна:
Судья Туапсинского районного суда А.И.Рябцева