К делу № 2- 1028\11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 июня 2011 г. г. Туапсе Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Рябцева А.И., при секретаре Ухтомской Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туапсинского межрайонного прокурора к Администрации МО Туапсинский район о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления и об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и законодательства санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, У С Т А Н О В И Л: Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к Администрации МО Туапсинский район о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления и об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и законодательства санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Боровик В.С. заявление поддержал, при этом пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалистов сотрудников ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Туапсе и в Туапсинском районе и инспекторов по пожарному надзору в г. Туапсе и Туапсинском районе проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника». В ходе проверки в МУЗ «Детская городская поликлиника» были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Учредителем МУЗ «Детская городская поликлиника» является администрация муниципального образования Туапсинский район. При этом, имущество МУЗ «Детская городская поликлиника» находится в муниципальной собственности и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Следует отметить, что реальное устранение вышеуказанных нарушений требует значительных финансовых затрат, которые самостоятельно не могут быть произведены медицинским учреждением. Указанные действия (бездействие) администрации МО Туапсинский район, выразившиеся в непринятии мер по финансированию устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не соответствуют требованиям закона. Просил признать бездействие администрации муниципального образования Туапсинский район, в части непринятия мер по финансированию надлежащего исполнения норм санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника», незаконным. Обязать администрацию МО Туапсинский район принять меры по устранению имеющихся нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника». В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Туапсинского района действующий на основании доверенности Солопов В.Н., исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований прокурора отказать, пояснив, что каждый год администрацией МО Туапсинский район выделяются денежные средства для финансирования учреждений здравоохранения МО Туапсинского района, в том числе и на пожарную безопасность. В 2011 году из бюджета были выделены денежные средства в размере 2 140 600 рублей на нужды МУЗ «Детская городская поликлиника». В судебном заседании представитель МУЗ «Детская городская поликлиника», действующий на основании доверенности Етумян С.А., исковые требования прокурора поддержал, пояснив, что при своевременном выделении денежных средств, все бы выявленные нарушения были устранены. С 2009 года мы ставили в известность Управление здравоохранения, но только в 2011 году получили денежные средства в сумме 2140 000 рублей, часть из которых уже освоена. А оставшиеся 1800 000 рублей они планируют оплатить установку пожарной сигнализации. В судебном заседании представитель Отдела государственного пожарного надзора г.Туапсе и Туапсинского района, действующий на основании доверенности Прядко О.А., исковые требования прокурора поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что Туапсинской межрайонной прокуратурой они были привлечены в качестве специалистов для проведения проверки соблюдения законодательства в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника». На момент проверки, помещения МУЗ «Детская городская поликлиника» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, наличие которых предусмотрено нормами п.п.4, 34, 96 «Правил пожарной безопасности 01-03», утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 (далее ППБ 01-03), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003г. № 314 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» и Приказа МЧС РФ от 08.06.2003г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Туапсинском районе, действующий на основании доверенности Пиджаков С.Н., исковые требования поддержал, при этом пояснил, что в марте 2011 года в ходе проверки в МУЗ «Детская городская поликлиника» были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Суд, выслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, что в марте 2011 года Туапсинской межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалистов сотрудников ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Туапсе и в Туапсинском районе и инспекторов по пожарному надзору в г. Туапсе и Туапсинском районе проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника». В ходе проверки в МУЗ «Детская городская поликлиника» были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Так, в нарушение п. 11.14 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2010г. № 18 (далее СанПиН 2.1.3.2630-10) не проводится незамедлительно устранение текущих дефектов отделки стен и потолков в помещениях; в нарушение п.4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10, в кабинетах педиатров №№205, 211, кабинете профилактических медицинских осмотров, лестнице, коридоре второго этажа поверхности стен и полов имеют дефекты внутренней отделки: трещины, щели и отслоение красочного покрытия на стенах, дефекты линолеума на полах, швы примыкающих друг к другу листов линолеума не пропаяны, края линолеума у стен не подведены под плинтуса, что затрудняет проведение влажной уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств. На момент проверки, помещения МУЗ «Детская городская поликлиника» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, наличие которых предусмотрено нормами п.п.4, 34, 96 «Правил пожарной безопасности 01-03», утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 (далее ППБ 01-03), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003г. № 314 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» и Приказа МЧС РФ от 08.06.2003г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». Учредителем МУЗ «Детская городская поликлиника» является администрация муниципального образования Туапсинский район, что подтверждается п. 1.3. устава МУЗ «Детская городская поликлиника» (согласно внесенным изменения в устав постановлением главы МО г.Туапсе Краснодарского края от 29.04.2008 года № 704). При этом, имущество МУЗ «Детская городская поликлиника» находится в муниципальной собственности и закреплено за учреждением на праве оперативного управления (п. 4.1. устава МУЗ МУЗ «Детская городская поликлиника» (согласно внесенным изменения в устав постановлением главы МО г.Туапсе Краснодарского края от 29.04.2008 года № 704)). Следует отметить, что реальное устранение вышеуказанных нарушений требует значительных финансовых затрат, которые самостоятельно не могут быть произведены медицинским учреждением. Вместе с тем, согласно лицевого счета МУЗ «Детская городская поликлиника» в период времени с01.01.2011 г. по 08.06.2011 г. на счет учреждения поступили денежные средства в сумме 2 140 600 рублей, 329 610 руб. из которых уже освоены поликлиникой, а 1 810 990 руб. перечислены для установки пожарной безопасности. При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания бездействий администрации в области пожарной безопасности. Действия (бездействие) администрации МО Туапсинский район, выразившиеся в непринятии мер по финансированию устранения выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не соответствуют требованиям закона по следующим основаниям: Как следует из п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Финансирование МУЗ «Детская городская поликлиника», а также утверждение сметы доходов и расходов учреждения осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Туапсинский район. При этом, в соответствии с ч.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Бездействие администрации муниципального образования Туапсинский район, в части непринятия мер по финансированию надлежащего исполнения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление Туапсинского межрайонного прокурора является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Туапсинского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Туапсинский район, в части непринятия мер по финансированию надлежащего исполнения норм санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника». Обязать администрацию МО Туапсинский район принять меры по устранению имеющихся нарушений законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУЗ «Детская городская поликлиника». В части бездействия в области нарушений пожарной безопасности отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Туапсинский районный суд в течение десяти дней. Судья Туапсинского районного суда А.И.Рябцева