К делу № 2- 1213/2011 Именем Российской Федерации 13 июля 2011 года Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: Вороненкова О.В. При секретаре: Кизко А.С. С участием представителя истца по доверенности Молчанова Н.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Молчанова Р.В. в лице представителя по доверенности Мочанова Н.Г. о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» № от 23 мая 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, УСТАНОВИЛ: Молчанов Р.В. в лице Молчанова Н.Г. обратился в Туапсинский районный суд с заявлением о признании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» № от 23 мая 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным. В судебное заседание заявитель Молчанов Р.В. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину уважительности не явки в суд не сообщил. Представитель заявителя Молчанов Н.Г. в судебном заседании заявление поддержал и пояснил что ООО ГУП «Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости», являясь лицом, обладавшим на день вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (Закон о кадастре) правом выполнения работ по территориальному землеустройству, считающимся кадастровым инженером в переходный период, выполняло кадастровые работы по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> В результате выполненных кадастровых работ, в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана и по форме, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 412 от 24 ноября 2008 года, был сформирован межевой план по образованию земельного участка и передан ему для подачи заявления о государственном кадастровом учете в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю. 17 марта 2011 года в Туапсинский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю им было подано заявление №о кадастровом учете земельного участка с приложенным межевым планом по образованию земельного участка. 11 апреля 2011 года ведущим инженером отдела ввода данных и обработки документов по земельным участкам (группа№3) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Е.В. Прокопенко было принято решение № об отказе в осуществлении кадастрового учета, в котором сообщалось, что наличием оснований для принятия решения является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ, а именно: На основании Приказа №412 от 24.И.2008г. "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков": согласно п. 83, в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка (далее - Акт согласования). В представленном «Межевом плане», отсутствует «Акт согласования местоположения границы» для формируемого земельного участка. С указанным решением об отказе в осуществлении кадастрового учета ему был возвращен для доработки межевой план и рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему документ о межевании «Межевой план», для приведения его по форме и содержанию в соответствие с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ. С решением об отказе в осуществлении кадастрового учета и возвращенным межевым планом он обратился в ООО ГУП «Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости», подготовившему этот межевой план, с просьбой привести его в соответствие с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ. В ООО ГУП «Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости» на его просьбу пояснили, что решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю № об отказе в осуществлении кадастрового учета от 11 апреля 2011 года принято незаконно. В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 указанной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с п. 83 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412, акт согласования местоположения границы земельного участка на обороте чертежа оформляется в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или если в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков. Межевой план, представленный с заявлением № о кадастровом учете земельного участка от 17 марта 2011 года, был оформлен в результате кадастровых работ по образованию земельного участка, местоположение границ смежных земельных участков не уточнялось, следовательно, отсутствовала необходимость включения в состав межевых планов актов согласования местоположения границ земельных участков. Местоположение границы образуемого земельного участка было установлено на схеме расположения земельного участка в кадастровом квартале, утвержденного постановлением органа местного самоуправления, которые были включены в состав Приложения межевого плана. В связи с вышеизложенным, 18 апреля 2011 года ООО ГУП «Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости» в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, была направлена жалоба (исх. № 171), в которой содержалась просьба провести служебную проверку в отношении законности действий ведущего инженера отдела ввода данных и обработки документов по земельным участкам (группа № 3) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Е.В. Прокопенко при принятии Решения № от 11 апреля 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета и принять необходимые меры по усилению контроля за соблюдением соответствующими государственными служащими действующего законодательства. Кроме того, вследствие незаконности принятого Решения№ № от 11 апреля 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета, в указанной жалобе содержалась просьба принять меры к возобновлению государственного кадастрового учета по заявлению№ № о кадастровом учете земельного участкаот17 марта 2011 года, а также дать письменное поручение на сокращение срока рассмотрения заявления№ № государственном кадастровом учете земельного участкаот 17 марта 2011 года. В ответ на обращение ООО ГУП «Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости»№ 171 от 18.04.2011 года, письмом № от 28.04.2011 года, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю сообщило, что при повторном рассмотрении заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 17.03.2011 года №,установлено, что решение об отказе № от 11 апреля2011 года было принято ошибочно, так как схема расположения земельного участка на КПТ, утвержденная в установленном порядке, содержала информацию о том, что формируемый земельный участок граничит только с землями, а не земельными участками и рекомендовало подать новое заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, приложив старый пакет документов по заявлению №. Также, в ответ на обращение ООО ГУП «Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости» №от 18.04.2011 года, письмом № от 18.05.2011 года Управление Росреестра по Краснодарскому краю сообщило, что при повторном рассмотрении причин, послуживших основанием для принятия решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 11.04.2011 года №, подготовленного в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 17.03.2011г. №, Управление Росреестра по Краснодарскому краю пришло к выводу о неправомерности принятия указанного решения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), а именно заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, и рекомендовало для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заинтересованному лицу обратиться в Туапсинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, представив при этом документы, предусмотренные ст. 22 Закона о кадастре, в том числе межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Министерства экономического развития российской Федерации от24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Также, Управление Росреестра по Краснодарскому краю сообщило, что в связи с тем, что решениеоб отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 11.04.2011 года № является неправомерным, срок рассмотрения повторного заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости может быть сокращен в случае поступления в адрес Управления Росреестра по Краснодарскому краю либо ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю соответствующего обращения, содержащего сведения о номере представленного заявления. Однако, мер по возобновлению государственного кадастрового учета по заявлению № о государственном кадастровом учете земельного участка от 17 марта 2011 года, а также мер по сокращению срока рассмотрения заявления№ 2333/1/11-1182 о государственном кадастровом учете земельного участка от 17 марта 2011 года принято не было, о принятых мерах по усилению контроля за соблюдением соответствующими государственными служащими действующего законодательства не сообщено. В соответствии с рекомендациями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю и Управления Росреестра по Краснодарскому краю, 21 апреля 2011 года в Туапсинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, им повторно было подано заявление № о кадастровом учете земельного участка с приложенным межевым планом по образованию земельного участка. Однако, несмотря на то, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, при повторном рассмотрении заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 17.03.2011 года № установлено, что решение об отказе № от 11 апреля 2011 года было принято ошибочно, несмотря на то, что при повторном рассмотрении причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 11.04.2011 года №, подготовленного в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 17.03.2011 г. №, Управление Росреестра по Краснодарскому краю пришло к выводу о неправомерности принятия указанного решения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, в результате рассмотрения заявления № о кадастровом учете земельного участка с приложенным межевым планом по образованию земельного участка, ведущим инженером отдела кадастрового учета земельных участков (Группа 11) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю И.В. Юртаевой и заместителем начальника отдела кадастрового учета земельных участков (Группа 11) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Е.В. Котляровой в очередной разбыло принято Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета № от 23 мая 2011 года, в котором сообщалось, что наличием оснований для принятия решения является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ, а именно: в соответствии ч. 1 ст. 39 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее- согласование местоположения границ), с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее-заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы. или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В представленном межевом плане отсутствует акт согласования с правообладателями смежных земельных участков.С указанным решением об отказе в осуществлении кадастрового учета был возвращены для доработки межевой план. Просит суд Решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю № от 23 мая 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета признать незаконными. Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину уважительности не явки в суд не сообщил. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. На основании данной нормы закона суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Так, в судебном заседании установлено в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 указанной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с п. 83 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412, акт согласования местоположения границы земельного участка на обороте чертежа оформляется в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или если в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков. Межевой план, представленный с заявлением № о кадастровом учете земельного участка от 21 апреля 2011 года, был оформлен в результате кадастровых работ по образованию земельного участка, местоположение границ смежных земельных участков не уточнялось,следовательно, отсутствовала необходимость включения в состав межевого плана акта согласования местоположения границы земельного участка. Местоположение границы образуемого земельного участка было установлено на схеме расположения земельного участка в кадастровом квартале, утвержденной постановлением органа местного самоуправления, которые были включены в состав Приложения межевого плана. В соответствии с разъяснительным письмом заместителя директора Департамента недвижимости В.В. Андропова № Д23-888 от 03.04.2009 года, в случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков, согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается. В данном случае образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В соответствии со ст. 13. Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Учитывая изложенное суд полагает, что исковые требования Молчанова Р.В. обоснованы и подлежат удовлетворению Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Заявление удовлетворить. Решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю № от 23 мая 2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета признать незаконными. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий: __________________