Решение по иску Администрации МО Туапсинский район к Устян Н.С. о признании построек самовольными и их сносе и по встречному иску Устян Н.С. к Администрации МО Туапсинский район о признании права собственности.



К делу № 2-1673/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года                                                                   Туапсинский районный суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Вороненкова О.В.

При секретаре: Кизко А.С.

С участием представителя истца по первоначальному иску администрации МО Туапсинский район по доверенности Макаровой Е.А.

Представителя ответчика по первоначальному иску по доверенности Багдасаровой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению АДМИНИСТРАЦИИ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН к Устян Н.С. о признании построек самовольными и их сносе и по встречному иску Устян Н.С. к АДМИНИСТРАЦИИ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН о признании права собственности на жилой дом и хозяйственный блок.

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО <адрес> обратилась в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к Устян Н.С. о признании самовольными постройками возведенные Устян Н.С. объекты капитального строительства, и обязательстве снести самовольные строения. Устян Н.С. обратилась в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к Администрации МО <адрес> о признании права собственности на жилой дом Литер Д и жилой дом Лит. В и сохранении хозяйственного блока в перепланированном состоянии.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску администрации МО <адрес> Макарова Е.А. исковые требования уточнила, просила суд признать самовольными постройками возведенные ответчицей следующие объекты капитального строительства: - трехэтажный индивидуальный жилой дом литера Д,Д1, общей площадью 279,7 кв.м. двухэтажные пристройки к хозяйственному блоку Лит. Г1/1, кирпичный забор, установленный по периметру самовольно используемого земельного участка площадью 450 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>, и обязать Устян Н.С. в течение 15 календарных дней после вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса перечисленных самовольно возведенных строений. При неисполнении решения суда в установленные сроки, предоставить администрации муниципального образования <адрес> право снести вышеуказанные объекты, с последующим взысканием понесенных затрат с Устян Н.С.

Жилой дом Лит. В возведен ответчицей на принадлежащем ей земельном участке и поэтому администрация не требует его сноса. По мнению истца данное строение может быть сохранено.

В исковых требованиях Устян Н.С. о признании права собственности на хозяйственный блок просила отказать, в части требований о признании права собственности на жилой дом Литер В, полагалась на усмотрение суда.

Ответчик Устян Н.С. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, направила в суд для представления своих интересов представителя Багдасарову Н.А., которая исковые требования Администрации МО <адрес> не признала и просила в их удовлетворении отказать. Исковые требования Устян Н.С. поддержала и пояснила, что Устян Н.С. является собственником земельного участка площадью 383 кв.м. и расположенного на нем жилого дома площадью 52,5 кв.м. в том числе 30,2 кв.м. и хозяйственного блока площадью 121,8 кв.м. по адресу: <адрес>. В 2009 году она приняла решение осуществить реконструкцию принадлежащего ей хозяйственного блока и жилого дома, однако в полном объеме все разрешающие документы готовы не были.

При этом еще в 2008 году была подготовлена схема генерального плана ее земельного участка и жилой дом, который был возведен в 2009 году был там отмечен, как фактически планируемое строение.

Считает, что все необходимые документы на строительство она не получила, ее действия фактически не нарушают прав и интересов третьих лиц. Строительство она осуществляла за счет собственных средств на принадлежащем ей земельном участке.

Просит суд признать за Устян Н.С. право собственности на жилой дом литер Д общей площадью 279,7 кв.м. в том числе жилой площадью 87,1 кв.м. и на жилой дом литер В, общей площадью 258 кв.м. в том числе жилой площадью 124,1 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>. Сохранить хозяйственный блок Лит. Г1, площадью 121,8 кв.м. расположенный по адресу <адрес> в реконструированном состоянии признав за истицей право собственности на хозяйственный блок общей площадью 180,9 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Администрации МО <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, встречный иск Устян Н.С. подлежит частичному удовлетворению, в части не противоречащей требованиям Администрации МО <адрес>.

Так, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления росреестра по <адрес> отделом по <адрес> была проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 383 кв.м., принадлежащий на праве собственности Устян Н.С.. В ходе проверки было выявлено самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка без правоустанавливающих документов площадью 450 кв.м. с лицевой стороны земельного участка путем установки кирпичного забора. На земельном участке находятся объекты капитального строительства. Часть объектов капитального строительства выходят за границы земельного участка с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) управления росреестра по <адрес> было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Устян Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения выразившегося в самовольном занятии и использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ответчице назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>) рублей. Данное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

Заместителем начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> проведена проверка объектов: хозблока литера Г1, индивидуальные жилые дома литеры Б,В,Д, расположенные по адресу: <адрес>.

В результате проверки установлено, что строительство трехэтажных индивидуальных жилых домов литер В, общей площадью 258 кв.м. и литер Д, общей площадью 279,7 кв.м., осуществлено без утвержденного градостроительного плана земельного участка, без полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство. Часть индивидуального жилого дома литер В находится за границами земельного участка. Строительство индивидуального жилого дома литер Д и двухэтажной пристройки к хозблоку литер Г1/1, осуществлено на земельном участке не предназначенном для этих целей, правоустанавливающая документация на используемый под данными строениями земельный участок отсутствует.

По факту проведенной проверки составлен административный материал, в котором представитель ответчицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Пономарева М.В. расписалась в том, что согласна с выявленными нарушениями градостроительного и земельного законодательства.

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> Устян Н.С. предложено осуществить снос самовольно построенных строений: трехэтажный индивидуальный жилой дом литер В, трехэтажный индивидуальный жилой дом литер Д, осуществить снос самовольно построенной двухэтажной пристройки к хозблоку литер Г1/1. Осуществить снос ограждения самовольно используемого земельного участка площадью 450 кв.м., выполненного из кирпича. Предписанием был установлен срок устранения указанных нарушений -до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени данные нарушения градостроительного и земельного законодательства не устранены.

Заключением управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены указанные нарушения, согласно данному заключению вышеуказанные объекты построены без разрешения на строительство, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, являются самовольными и подлежат сносу в полном объеме.

Самовольно возведенные объекты капитального строительства жилой дом Лит. Д, <адрес>, и хозяйственный блок Г1/1 полностью находятся на земельном участке, принадлежащем администрации муниципального образования <адрес>. Разрешения на строительство данных сооружений у ответчицы не имеется.

Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст. ст. 11, 72 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а так же муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Согласно ст.222 Гражданского кодекса РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования изастройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Данные полномочия переданы муниципальному образованию <адрес> на основании решения Совета Новомихайловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и заключенного соглашения.

Из вышеуказанных норм следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления не лишены права на обращение с исками о сносе самовольных построек, при наличии к тому фактических и правовых оснований.

Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации МО <адрес> о сносе самовольно возведенных ответчицей строений, жилого дома Литер Д,Д1, пристройки к хозблоку Литер Г1/1 и кирпичный забор, установленный по периметру самовольно используемого земельного участка площадью 450 кв.м., обозначенные в технических паспортах на данные строения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании данной нормы закона суд считает необходимым при неисполнении решения суда в установленные сроки, предоставить Администрации муниципального образования <адрес> право снести вышеуказанные объекты, с последующим взысканием понесенных затрат с Устян Н.С.

В судебном заседании представителем ответчицы был заявлен встречный иск о признании за ней права собственности на жилой дом литер Д, на жилой дом литер В, и сохранении хозяйственный блок Лит. Г1 в реконструированном состоянии расположенных по адресу <адрес>.

Однако, согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

За время пользования принадлежащим Устян Н.С. земельным участком Устян Н.С. владеет им и пользуется в соответствии с требованиями п.2 ст. 264 ГК РФ не допуская нарушений чьих-либо прав.

Как следует из разъяснений изложенных в Постановлении Пленума ВС РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ при разрешении вопросов, связанных с признанием права собственности на объект недвижимости, судам следует учитывать предпринимало ли лицо, создавшее постройку, надлежащие меры к получению необходимых документов. Также, в указанном постановлении отмечено, что иск о признании права собственности на постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие всех необходимых документов, к получению которых лицо, ее создавшее предпринимало меры.

В материалах дела имеется генеральный план, изготовленный администрацией МО <адрес> в 2008 году, согласно которого наее земельном участке жилой дом литер В, который был возведен в 2009 году был там отмечен, как фактически планируемое строение.

В данном случае, возведение жилого дома Лит В не создает препятствий и не нарушает прав третьих лиц, в связи с чем заявление в этой части требований Устян Н.С., суд полагает возможным удовлетворить.

На основании ст.ст. 92, 103 ГПК РФ с ответчицы в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина от суммы удовлетворенных требований в размере <данные изъяты> рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск Администрации МО <адрес> к Устян Н.С. удовлетворить. Признать самовольными строениями возведенные Устян Н.С. следующие объекты капитального строительства: - трехэтажный индивидуальный жилой дом литера Д,Д1, общей площадью 279,7 кв.м., двухэтажные пристройки к хозяйственному блоку литера Г1/1 и кирпичный забор, установленный по периметру самовольно используемого земельного участка площадью 450 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>.

Обязать Устян Н.С. в течение 15 календарных дней после вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании земельным участком, принадлежащим Администрации МО <адрес> путем сноса следующих самовольных строений: трехэтажного индивидуального жилого дома Литер Д,Д1, общей площадью 279,7 кв.м., двухэтажных пристроек к хозяйственному блоку Литер Г1/1, Г1 и капитального кирпичного забора, установленного по периметру самовольно используемого земельного участка площадью 450 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

При неисполнении решения суда в установленные сроки, предоставить Администрации муниципального образования <адрес> право снести вышеуказанные объекты, с последующим взысканием понесенных затрат с Устян Н.С.

Исковые требования Устян Н.С. к Администрации МО <адрес> удовлетворить частично. Призанть за Устян Н.С. право собственности на жилой дом литер В общей площадью 258 кв.м. в том числе жилой площадью 124,1 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>. В остальной части исковых требований, отказать.

Взыскать с Устян Н.С. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: ____________________