Решение по заявлению Администрации МО Туапсинский район о признании действий судебного пристава - исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю незаконным.



К делу № 2-137/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2012 года                                      г. Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - Рябцевой А.И.

при секретаре - Ухтомской Э.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации МО Туапсинский район о признании действий судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю незаконными и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю от 09.12.2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО Туапсинский район обратилась в суд с заявлением о признании действий судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю незаконными и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю от 09.12.2011 года, мотивировав свои требования тем, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением закона -действующего бюджетного законодательства, Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 года № 119-ФЗ, а следовательно является незаконным.

Представитель Администрации МО Туапсинский район действующая на основании доверенности Дзюба Н.С. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить и пояснила, что в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от 09.12.2011 года с администрации МО Туапсинский район взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Бюджетного кодекса РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ. Следовательно, судебный пристав-исполнитель не имеет право направлять в финансовые органы для дальнейшего исполнения постановление о взыскании исполнительского сбора. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местных бюджетов по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, установлен ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ. Взыскание по исполнительным листам, по которым в качестве ответчика выступает администрация МО Туапсинский район, с января 2006 года должно осуществляться через финансовое управление администрации МО Туапсинский район, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а так же средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Обжалуемое постановление вынесено с нарушением закона -действующего бюджетного законодательства, Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 года № 119-ФЗ, а следовательно является незаконным. Кроме того, они не могли исполнить решение суда поскольку в решении не указано где расположен земельный участок.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности Шевелева Г.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать и пояснила, что решением Туапсинского районного суда от 24.05.2011 года на администрацию возложена обязанность, провести работы по формированию земельного участка, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выделенного Е. под индивидуальное жилищное строительство. 08.09.2011 года на основании исполнительного листа по указанному решению судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 45862/11/67/23, в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией 14.10.2011 года. Статьей 105 Закона № 229-ФЗ, установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В связи с тем, что администрация не исполнила судебный акта в добровольном порядке, 09.12.2011 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 5 000 (пять тысяч) рублей за неисполнение требований исполнительного листа в установленный срок и установлен новой срок для исполнения требований исполнительного документа: 14.12.2011 года. Ссылки представителя администрации на нормы Бюджетного кодекса РФ несостоятельны, поскольку службой судебных приставов не производилось взыскание исполнительского сбора. Для этой цели они намерены обращаться в Арбитражный суд.

Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление Администрации МО Туапсинский район удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям:

Так в судебном заседании установлено, что решением Туапсинского районного суда от 24.05.2011 года по делу № 2-290/2011 на администрацию возложена обязанность, провести работы по формированию земельного участка, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выделенного Е. под индивидуальное жилищное строительство.

01 сентября 2011 года Е. выдан исполнительный лист.

08.09.2011 года на основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 45862/11/67/23, в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией 14.10.2011 года, что подтверждается отметкой на данном постановлении.

Неисполнение администрацией судебного акта в добровольном порядке явилось основанием для вынесения 09.12.2011 года судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 5 000 (пять тысяч) рублей за неисполнение требований исполнительного листа в установленный срок и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа: 14.12.2011 года.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (пункт 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ, установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

В силу пункта 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Для признания действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Так судом установлено и следует из материалов дела, что администрация требования исполнительного листа не исполнила по настоящее время, при этом доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, в материалы дела не представлено. Доводы представителя администрации о том, что в решении суда не указан точный адрес по которому необходимо производить действия по формированию земельного участка, не могут являться основанием для неисполнения решения суда. В случае неясности решения суда, должник вправе был обратиться в порядке ст.202 ГПК РФ за разьяснением решения суда, уведомив об этом судебного пристава. Однако, администрация МО Туапсинский район с таким заявлением не обращалась. Подача самостоятельного иска о нарушении своих прав также не является основанием для неисполнения решения суда, вступившего в законную силу.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости отказать администрации в удовлетворении заявленных требований о признании действий судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю незаконными и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, судебным приставом взыскание исполнительского сбора не производилось, в связи с чем ссылки на Бюджетный Кодекс РФ являются несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления администрации МО Туапсинский район о признании действий судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю незаконными и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Туапсинского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю от 09.12.2011 года, отказать как необоснованному.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Туапсинский районный суд.

Судья Туапсинского районного суда                                    А.И.Рябцева

стр. из