Решение по иску Туапсинского межрайонного прокурора к МБОУ СОШ и МБУЗ `Туапсинская районная больница №2` о признании незаконными бездействия и обзании принять меры по надлежащей эксплуатации детского стоматологического кабинета.



К делу № 2- 355\12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                  <адрес>

          Туапсинский районный суд

<адрес> в составе:

председательствующего Кротова С.Е.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Туапсинского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> больница » <адрес> о признании незаконными бездействия МБОУ СОШ <адрес> и МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> и обязании принять меры по надлежащей эксплуатации детского стоматологического кабинета с оборудованием,

У С Т А Н О В И Л:

Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес> больница » <адрес> о признании незаконными бездействия МБОУ СОШ <адрес> и МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> и обязании принять меры по надлежащей эксплуатации детского стоматологического кабинета с оборудованием.

В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора ФИО2заявление поддержал, при этом пояснил, Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия требований действующего законодательства, направленного на обеспечение охраны жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании передачи в безвозмездное пользование оснащенных оборудованием медицинских и стоматологических кабинетов от муниципальных образовательных учреждений муниципальным учреждениям здравоохранения, собственником которых является муниципальное образование <адрес>» детский стоматологический кабинет с оборудованием общей стоимостью 245100 рублей, находящийся в МБОУ СОШ <адрес> передан в безвозмездное пользование МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> (ранее - МУЗ «Туапсинская центральная районная больница» <адрес>).

В соответствии с положениями договора безвозмездного пользования имуществом, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между собственником указанного имущества - администрацией МО <адрес> и вышеуказанным учреждением здравоохранения <адрес>, на последнее возложены обязанности по использованию оборудования стоматологического кабинета по прямому производственному и потребительскому назначению, а также нести расходы по содержанию медицинского оборудования. Проведенной проверкой установлено, что в настоящее время медицинское оборудование медицинского стоматологического кабинета находится в МБОУ СОШ <адрес> и по целевому назначению не используется. Одной из причин ненадлежащей эксплуатации медицинского оборудования является отсутствие в МБОУ СОШ <адрес> штатной единицы - врача-стоматолога. Кроме того, при принятии решения о передаче оборудования детского стоматологического кабинета МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> не учтено, что указанное учреждение здравоохранения не имеет соответствующей лицензии на оказание стоматологической помощи, наличие которой предусмотрено при осуществлении медицинской деятельности по оказанию медико-санитарной помощи по стоматологии в соответствии с положениями ч.ч. 4, 5 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), а также ч. 3 ст. 8, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ. Действия (бездействие) должностных лиц МБОУ СОШ <адрес> и МБУЗ «<адрес> больница » <адрес>, в части ненадлежащей (неэффективной) эксплуатации имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, не соответствуют требованиям законодательства по следующим основаниям: в соответствии с положениями ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при исполнении и использовании бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетного объема средств. Ст. 160 Бюджетного кодекса РФ определено, что главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств несут ответственность за эффективное использование бюджетных средств. В соответствии с пп. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ -I, образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно ст. 51 указанного Закона, образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательных учреждений, в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. Таким образом, осуществление медицинской деятельности по оказанию медико-санитарной помощи по стоматологии обучающимся в отсутствие соответствующей лицензии, может привести к негативным последствиям для обучающихся. Просил признать незаконными бездействия МБОУ СОШ <адрес> и МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> и обязать принять меры по надлежащей эксплуатации детского стоматологического кабинета с оборудованием.

    

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ <адрес>, ФИО3, исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований прокурора отказать, пояснив, что все документы по стоматологическому кабинету, необходимые для его лицензирования были переданы в МБУЗ «<адрес> больница » <адрес>. Все возможные действия, которые требовались от директора школы для организации работы стоматологического кабинета, были выполнены: было предоставлено соответствующее требованиям помещение, подготовлены необходимые документы.

В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «<адрес> больница » <адрес>, главный врач ФИО4, исковые требования прокурора признал в части, пояснив, что руководство МБУЗ «<адрес> больница » неоднократно выходило с предложениями к управлению здравоохранения муниципального образования <адрес> с целью оптимизации работы стоматологической службы <адрес>. Также на основании постановлений администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановлений администрации МО <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании передачи стоматологических кабинетов, расположенных в образовательных учреждениях МО <адрес>, в безвозмездное пользование МБУЗ «Туапсинская стоматологическая поликлиника», в связи с чем, МБУЗ «<адрес> больница » обязательств по надлежащей эксплуатации мер детских стоматологических кабинетов с оборудованием нести не может. Также просил учесть дефицит специалистов-стоматологов, которых они неоднократно искали через центр занятости населения <адрес> для работы в МБУЗ «<адрес> больница ». Однако желающих не оказалось ввиду того, что больница не может обеспечить врачей жильем.

В судебном заседании представитель администрации МО <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО5, исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований прокурора отказать, пояснив, что в настоящее время Решением Совета Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ передано в безвозмездное пользование муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Туапсинская стоматологическая поликлиника» <адрес> сроком на 5 лет медицинские стоматологические кабинеты школьных образовательных учреждений <адрес>, являющихся собственностью муниципального образования <адрес>. Таким образом, на основании данных обстоятельств имеет место контроль исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - администрации МО <адрес>, как собственника имущества за использованием оборудования детских стоматологических кабинетов, находящихся в общеобразовательных школах <адрес>, как указано в уставах муниципальных бюджетных учреждений средних общеобразовательных школ. Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в РФ» в п. 2 Приложения «Порядка организации деятельности стоматологического кабинета» к данному Приказу указано, что при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях, стоматологическая помощь детям оказывается в детских стоматологических поликлиниках или отделениях детских поликлиник. То есть, законодательством не установлены обязательные условия оказания стоматологической помощи детям в общеобразовательных школах <адрес>.

В судебном заседании представитель «Туапсинской стоматологической поликлиники», главный врач ФИО6, исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований прокурора отказать, пояснив, что должностные лица, а именно директора общеобразовательных школах <адрес> и главные врачи больниц <адрес> и <адрес> сделали все возможное для обеспечения работы медицинских и стоматологических кабинетах в школах, но кабинеты на данный момент не работают по объективным причинам. В настоящее время имеется постановление о передаче стоматологических кабинетов в профильную поликлинику, где имеются специалисты, а также после получения соответствующей лицензии стоматологические кабинеты будут приведены в эксплуатацию.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в феврале 2012 года Туапсинской межрайонной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста-эксперта и специалиста ТОУ Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности МБОУ СОШ <адрес>.

В ходе проверки в МБОУ СОШ <адрес> были выявлены нарушения законодательства.

Так, на момент проверки установлено, что постановлением администрации МО <адрес> «О согласовании передачи в безвозмездное пользование оснащенных оборудованием медицинских и стоматологических кабинетов от муниципальных образовательных учреждений муниципальным учреждениям здравоохранения, собственником которых является муниципальное образование <адрес>» детский стоматологический кабинет с оборудованием общей стоимостью 245100 рублей, находящийся в МБОУ СОШ <адрес> передан в безвозмездное пользование МБУЗ «<адрес> больница » <адрес>. В соответствии с положениями договора безвозмездного пользования имуществом, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между собственником - администрацией МО <адрес> и МБУЗ «<адрес> больница » <адрес>, на последнее возложены обязанности по использованию оборудования стоматологического кабинета по прямому производственному и потребительскому назначению, а также нести расходы по содержанию медицинского оборудования.

Однако до настоящего времени медицинское оборудование медицинского стоматологического кабинета находящегося в МБОУ СОШ <адрес> по целевому назначению не используется. При этом в судебном заседании выяснилось, что со стороны руководства школы были совершены все возможные действия по организации работы стоматологического кабинета. Таким образом, в этой части заявления прокурора, те есть в части признания незаконным бездействия МБОУ СОШ следует отказать.

В тоже время установлено, что должностные лица МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> не обеспечили надлежащее эффективное использование приобретенного за бюджетные средства оборудования.

Только после прокурорской проверки был скорректирован порядок эксплуатации детского стоматологического кабинета с оборудованием - передано в пользование МБУ «Туапсинская стоматологическая поликлиника», что делает объективно возможным начало работы кабинета с привлечением специалистов указанного учреждения. Для этого руководству школы и больницы необходимо заново оформить требуемые для лицензирования документы. То есть в остальной части иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Искровые требования Туапсинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие МБУЗ «<адрес> больница » <адрес>, в части непринятия мер по надлежащей эксплуатации детского стоматологического кабинета с оборудованием, находящегося в МБОУ СОШ <адрес>.

Обязать МБОУ СОШ <адрес> и МБУЗ «<адрес> больница » <адрес> незамедлительно принять меры по надлежащей эксплуатации детского стоматологического кабинета с оборудованием.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Туапсинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председатель

Туапсинского районного суда                                   С.Е. Кротов