Решение по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Санаторно - куротному учреждению Центросоюза РФ пансионата `Джубга` о ликвидации юридического лица.



Дело № 2-300/12 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

26 апреля 2012 года      Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Г.Л. Авджи

при секретаре - О.Н. Новиковой

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Санаторно-курортному учреждению Центросоюза РФ пансионата «Джубга» о ликвидации юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском ликвидации юридического лица -Санаторно-курортного учреждения Центросоюза РФ пансионат «Джубга». В обоснование своих исковых требований сослались на то, что ссылаясь на то, что некоммерческая организация Санаторно-курортное учреждение Центросоюза РФ пансионат «Джубга» с 2001 года зарегистрировано в качестве юридического лица. В нарушении Федерального закона «О некоммерческих организациях», ответчиком с 2006 года не представлялись документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В связи с чем, в адрес некоммерческой организации ДД.ММ.ГГГГ и повторно, ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководящего органа некоммерческой организации выносились письменные предупреждения с требованием устранить допущенные нарушения в порядке ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Однако, до настоящего времени предупреждения не исполнены, в вышестоящий орган и в судебном порядке не обжаловались. Также необходимая в соответствии с Законом отчетность не представлена и за 2010 год. Указанные обстоятельства являются в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной организации.

В судебное заседание представитель Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика -Санаторно-курортного учреждения Центросоюза РФ пансионат «Джубга» и третьего лица - Центросоюза Российской Федерации- Ханина А.С., действующая на основании выданных ей доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущения грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения, либо запрещенной законом, с нарушениями Конституции РФ, или иными неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям. При этом в соответствии с Федеральным Законом « О некоммерческих организациях» неоднократное представление в установленный срок сведений, предусмотренных ст, 32 указанного Закона является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации. Однако, такая санкция как ликвидация юридического лица не может быть применена по одному лишь формальному основанию. Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть такими существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела принять решение о ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и интересов других лиц. Такое положение высказал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П. Ответчиком действительно не представлялись указанные в иске сведения. Однако, это было сделано не умышленно, а по незнанию. Предупреждения, которые направлялись в адрес руководителя пансионата « Джубга», последним получены не был. Исходя из представленных суду уведомлений о вручении, предупреждения были получены вообще не работниками данной организации. В настоящее время необходимые сведений в Управление юстиции по Краснодарскому краю предоставлены. Поэтому учитывая, что характер допущенных нарушений не является существенным и в настоящее время устранены, просят в иске отказать. Неустранимым.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав представленные письменные материалы приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что санаторно-курортное учреждение Центросоюза РФ пансионат « Джубга» /Учреждение/ образовано ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ. Согласно Устава Учреждение является некоммерческой организацией, действует в системе потребительской кооперации, учредителем является Центросоюз Российской Федерации. Данная организация имеет юридический адрес: <адрес>, директор Мищенко А.В.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального Закона « О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган, каковым является Министерство юстиции РФ, а в данном случае Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и сроки, установленные постановлением Правительства РФ. При этом согласно Постановлению правительства РФ от 15.04. 2006 года/в редакции от 04. 05. 2010 года/ « О мерах реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», указанные сведения предоставляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. При этом в силу п. 5 ст. 32 указанного Закона, территориальные органы юстиции при осуществлении контроля имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

При этом в силу п. 10 ст. 32 Федерального Закона « О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как установлено в судебном заседании ответчиком Санаторно-курортным учреждением пансионат « Джубга» действительно на момент обращения в суд с иском, указанные сведения в Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю не предоставлялись. В связи с чем истцом 26.10. 2009 года и 25. 05. 2011 года были направлены по юридическому адресу Учреждения письменные предупреждения. Как пояснил в судебном заседании представитель Учреждения никаких письменных предупреждений руководителю передано не было, согласно уведомлений они были получены не работниками Учреждения, в связи с чем указанные нарушения устранены не были.

Таким образом, согласно п. 10 ст. 32 Федерального Закона « О некоммерческих организациях» у Управления министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю были основания для обращения в суд с требованиями о ликвидации данного Учреждения. Однако, исходя из содержания указанной нормы неоднократное непредставление некоммерческой организацией сведений, предусмотренных п. 3 данной статьи влечёт за собой право контролирующего органа на обращение в суд с иском о ликвидации организации, но при этом не является для суда безусловным основанием к принятию решения о ликвидации организации.

Отказывая в иске о ликвидации некоммерческой организации Санаторно-курортное учреждение Центросоюза РФ пансионат « Джубга» суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 6 ст. 116 ГК РФ правовое положение потребительских кооперативов / обществ/ как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяется законом о потребительской кооперации. Так, согласно ст. 30 Закона «О потребительской кооперации/ потребительских обществах, и их союзов/ в Российской Федерации» ликвидация потребительского общества осуществляется по решению его общего собрания или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального Закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» и ст. 61 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 18 и п. 10 ст. 32 Федерального Закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу абз.2 п.2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации юридического лица по решению суда являются грубые нарушения закона при создании юридического лица, которые носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения/ лицензии/, либо запрещенной законом, лито с нарушениями Конституции РФ, либо иными неоднократные и грубые нарушения закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона « об акционерных обществах», ст. 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в пункте 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию -в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При этом Конституционным судом отмечено, что исходя их общеправовых принципов юридической ответственности/ в том числе и наличия вины/ и установленных ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, данная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образам, исходя из конституционно-правового смысла вышеуказанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократно нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Истец- управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, обратилось в суд с иском о ликвидации Учреждения по основанию, предусмотренному п. 10 ст. 32 ФЗ « О некоммерческих организациях», а именно неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных п. 3 этой же нормы. Однако, суд считает, допущенные организацией нарушение не вызвали каких-либо серьёзных последствий, являются устранимыми и в настоящее время уже устранены, так как документы, содержащие отчет о деятельности пансионата и др. уже представлены в Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю. Поэтому по своему характеру данное нарушение не может являться достаточным основанием для ликвидации Учреждения, так как такая мера реагирования как ликвидация юридического лица явно несоразмерна допущенному нарушению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю о ликвидации Санаторно-курортного учреждения Центросоюза Российской Федерации пансионат « Джубга», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья: