Дело № 2-194-12 01 марта 2012 года Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: судьи Вороненкова О.В. При секретаре: Переломовой Е.Н. С участием Представителя истца - Администрации МО Туапсинский район - Дзюба Н.С. Представителем ответчика Карп Д.А. - Измайловой К.А. Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО Туапсинский район к Карп Д.А. о признании возведенного ответчиком объекта капитального строительства, самовольным и его сносе, Карп Д.А. обратился со встречным иском к Администрации МО Туапсинский район о признании Постановления Главы МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительным и признании за ним права собственности на земельный участок площадью 902 кв. метра, здание гостиница и помещения хозблока, УСТАНОВИЛ: Администрации МО Туапсинский район обратилась в суд с иском к Карп Д.А. о признании возведенного ответчиком объекта капитального строительства, по адресу: <адрес>, самовольным и его сносе. Карп Д.А. обратился со встречным иском к Администрации МО <адрес> о признании Постановления Главы МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, «Об отмене Постановления администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы», недействительным и признании за ним права собственности на земельный участок площадью 902 кв. метра, здание гостиница и помещения хозблока, по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель истца Дзюба Н.С. иск администрации поддержала, встречный иск Карп Д.А. не признала и пояснила, что в 2011 году Карп Д.А. обратился в администрацию муниципального образования Туапсинский район с заявлением о приобретении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 900 кв.м в <адрес>. Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения гостиницы Карп Д.А. в <адрес>» утверждены материалы предварительного согласования места размещения гостиницы на земельном участке площадью 902.0 кв.м в <адрес>. В отношении сформированного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №. Постановлением администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении почтового адреса земельному участку для строительства и эксплуатации гостиницы, по <адрес>» указанному земельному участку присвоен адрес: РФ, <адрес>, №. На основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, №» указанный земельный участок предоставлен Карп Д.А. на праве аренды. Сторонами подписан договор аренды земельного участка. Однако, в настоящее время, указанный договор аренды земельного участка в установленном законом порядке не зарегистрирован, а значит, в силу закона, заключенным считаться не может. Согласно Акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № муниципального бюджетного учреждения «Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район» в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> находятся два двухэтажных капитальных строения -гостиницы, возведенные Карп Д.А. По результатам осмотра сделаны выводы об использовании земельного участка без надлежащим образом оформленных документов, строительства без разрешительных документов. В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Следовательно, земельные участки при формировании не должны быть обременены наличием, каких либо строений. На момент предоставления земельного участка по <адрес> Карп Д.А. на праве аренды, на указанном земельном участке находились объекты капитального строительства. Правоустанавливающие документы на данные строения у Карп Д.А. отсутствуют. Таким образом, основания для предоставления в аренду земельного участка обремененного указанными строениями у администрации муниципального образования Туапсинский район отсутствовали. В соответствии со статьей 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Так, постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ, краснодарский край, <адрес>, №» отменен правовой акт органа местного самоуправления, являющийся основанием для возникновения права аренды на указанный земельный участок у Карп Д.А. Отсутствие зарегистрированного права у ответчика на указанные капитальные строения свидетельствует о неполучении им разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию спорных строений. Таким образом, спорные объекты являются самовольными постройкой, и их статус регулируется ст. 222 ГК РФ, в соответствии с которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Так, полномочия по распоряжению земельным участком площадью 902.0 кв.м используемым Карп Д.А. находятся у администрации муниципального образования Туапсинский район. По причине расположения на данном земельном участке капитальных строений, возведенных ответчиком, администрация муниципального образования Туапсинский район лишена законного права распоряжения земельным участком. На основании этого просит суд признать объекты капитального строительства - гостиницы, расположенные на земельном участке площадью 902.0 кв.м, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: РФ, <адрес>, №, самовольными постройками и обязать Карп Д.А. осуществить снос указанных объектов. Представитель Карп Д.А. - Измайлова К.А. в судебном заседании с иском Администрации МО Туапсинский район не согласилась, встречный иск поддержала и пояснила, что администрация обратилась в суд с иском к ее доверителю о сносе объектов капитального строительства - гостиницы площадью 212 кв.м. и хозблока площадью 93 кв.м., расположенных на земельном участке площадью 902.0 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: РФ, <адрес>. Ответчик по иску администрации Карп Д.А. обратился в администрацию муниципального образования Туапсинский район с заявлением о приобретении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 900 кв.м в <адрес>. Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения гостиницы Карп Д.А. в <адрес>» по его заявлению утверждены материалы предварительного согласования места размещения гостиницы на земельном участке площадью 902.0 кв.м в <адрес>. В отношении сформированного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер № Постановлением администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении почтового адреса земельному участку для строительства и эксплуатации гостиницы, по <адрес>» указанному земельному участку присвоен адрес: РФ, <адрес>, №. На основании постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, №» указанный земельный участок предоставлен Карп Д.А. па праве аренды. Сторонами подписан договор аренды земельного участка. Однако, Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Постановление администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, №», было отменено. Считает, что данное постановление является незаконным по следующим основаниям: В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял данный акт. ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Комитет земельных отношений муниципального образования Туапсинский район» проведено обследование земельного участка, в ходе которого установлен факт расположения на нем двух двухэтажных зданий. Данное обстоятельство явилось поводом для вынесения администрацией муниципального образования Туапсинский район постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ. <адрес>, №». Согласно статье 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. По смыслу этой нормы отмена самим органом и должностным лицом ранее принятых актов должны производиться в соответствии с их компетенцией и соблюдением законодательства. Статьей 61 Земельного кодекса РФ также установлен судебный порядок рассмотрения спора о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель. Таким образом, отменяя постановление о предварительном согласовании места размещения гостиниц, уже после проведения работ по формированию и постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, заинтересованное лицо фактически лишает Карп Д.А. права на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером № Закрепленный в Земельном Кодексе Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов не предусматривает оснований отмены решений о предварительном согласовании места размещения объекта, в том числе и по причинам, не зависящим от заявителя. Кроме того, в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ для расторжения договора требуется согласие всех сторон по сделке. В одностороннем порядке расторжение договора допускается только в судебном порядке с заблаговременным уведомлением другой стороны. В нарушение данного требования закона Карп Д.А. не был уведомлен о расторжении договора аренды, в связи с чем были существенно нарушены мои права. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. О нарушении его прав ответчику стало известно из основного иска, поданного администрацией в суд. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие судом решения о признании решения органа местного самоуправления недействительным происходит в случае если: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Постановление главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, по адресу: РФ, <адрес>, №» принято с нарушением требований действующего законодательства, и создало правовую неопределенность в вопросе о возможности получения прав на использование спорного земельного участка. Просит суд Постановление главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, №» признать незаконным. Признать за Карп Д.А. право собственности на земельный участок по адресу: РФ, <адрес>, № с кадастровым номером № площадью 902,0 кв.м. и видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации гостиницы. Признать право собственности на здание Гостиницы, общей площадью 212 кв.м, по адресу <адрес> Литер Б. и на здание Хозблок, общей площадью 93 кв.м, по адресу <адрес> Литер А. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации МО <адрес> к Карп Д.А. о признании возведенного ответчиком объекта капитального строительства, по адресу: <адрес>, самовольным и его сносе удовлетворению не подлежат, а встречные требования Карп Д.А. к Администрации МО Туапсинский район о признании Постановления Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, «Об отмене Постановления администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы», незаконным и признании за ним права собственности на земельный участок площадью 902 кв. метра, здание гостиница и помещения хозблока, по адресу: <адрес> подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, что в 2011 году Карп Д.А. обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о приобретении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 900 кв.м в <адрес>. Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места размещения гостиницы в <адрес>» по его заявлению утверждены материалы предварительного согласования места размещения гостиницы на земельном участке площадью 902.0 кв.м в <адрес>. В отношении сформированного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер № Постановлением администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении почтового адреса земельному участку для строительства и эксплуатации гостиницы, по <адрес>» указанному земельному участку присвоен адрес: РФ, <адрес>, №. На основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, №» указанный земельный участок предоставлен Карп Д.А. па праве аренды. Сторонами подписан договор аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ представителями Комитета земельных отношений муниципального образования <адрес> был произведен осмотр земельного участка, выделенного Карп Д.А. на правах аренды. По результатам осмотра составлен Акт №, согласно которому в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> находятся два двухэтажных капитальных строения -гостиницы, возведенные Карп Д.А. и были сделаны выводы об использовании земельного участка без надлежащим образом оформленных документов, строительства без разрешительных документов. Данное обстоятельство явилось поводом для вынесения администрацией муниципального образования Туапсинский район постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, расположенного по адресу: РФ. <адрес>, №». Однако, порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ, согласно которой, такое предоставление может осуществляться с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без такового. При этом предоставление участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Согласно части 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ. Как это предусмотрено названными положениями Земельного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования <адрес> № «О предварительном согласовании места размещения гостиницы Карп Д.А. в <адрес>» утверждены материалы предварительного согласования места размещения гостиницы, на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 901,69 кв.м., в. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке, расположенном по <адрес> с кадастровым номером № площадью 902,0 кв.м. и видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации гостиницы. В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Исполняя вышеназванное нормативное предписание, администрация муниципального образования Туапсинский район опубликовала в газете «Черноморье сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ информацию о наличии земельного участка с кадастровым номером № площадью 902,0 кв.м., предназначенного для строительства и эксплуатации гостиницы. Как следует из статей 31 и 32 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления границ испрашиваемого участка и его государственного кадастрового учета, а также для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. В свою очередь, решение о предоставлении земельного участка для строительства, является основанием для заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации. При этом заявителю в семидневный срок со дня принятия такого решения должно быть выдано указанное решение или выписка из него. Согласно статье 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. По смыслу этой нормы отмена самим органом и должностным лицом ранее принятых актов должны производиться в соответствии с их компетенцией и соблюдением законодательства. Вместе с тем, в силу прямого указания п. 9 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, который должен рассмотреть такое заявление с особенностями, установленными в этой статье, связанными с возмещением гражданину или юридическому лицу расходов, понесенных ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Статьей 61 Земельного кодекса РФ также установлен судебный порядок рассмотрения спора о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель. Таким образом, отменяя постановление о предварительном согласовании места размещения гостиниц, уже после проведения работ по формированию и постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, заинтересованное лицо фактически лишает Карп Д.А. права на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером №. Закрепленный в Земельном Кодексе Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов не предусматривает оснований отмены решений о предварительном согласовании места размещения объекта, в том числе и по причинам, не зависящим от заявителя. Кроме того, в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ для расторжения договора требуется согласие всех сторон по сделке. В одностороннем порядке расторжение договора допускается только в судебном порядке с заблаговременным уведомлением другой стороны. В нарушение данного требования закона Карп Д.А. не был уведомлен о расторжении договора аренды, в связи с чем были существенно нарушены его права. Постановление главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы, по адресу: РФ, <адрес>, №» принято с нарушением требований действующего законодательства, и создало правовую неопределенность в вопросе о возможности получения прав на использование спорного земельного участка. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановление главы муниципального образования Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным. Тот факт, что строения ответчиком на земельном участке были возведены без разрешающей и проектной документации подтверждает наличие самовольного строительства. Вместе с тем, строения возведены в границах земельного участка предоставленного Карп Д.А. в аренду под целевое использование. Прав и законных интересов третьих лиц не нарушает. На основании ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в пользовании которого находится земельный участок. Учитывая положения данной нормы закона, суд считает возможным признать за Карп Д.А. право собственности на возведенные им строения на здание Гостиницы, общей площадью 212 кв.м, по адресу <адрес> Литер Б. и на здание Хозблок, общей площадью 93 кв.м, по адресу <адрес> Литер А. по техническому паспорту, изготовленному Туапсинским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по <адрес>», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В части требований Карп Д.А. о признании права собственности на земельный участок по адресу: РФ, <адрес>, № с кадастровым номером № площадью 902,0 кв.м. и видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации гостиницы, суд считает необходимым отказать, как необоснованным и не основанным на законе. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В исковых требованиях администрации МО <адрес> к Карп Д.А. о признании возведенного ответчиком объекта капитального строительства, по адресу: <адрес>, самовольным и его сносе, отказать. Встречные требования Карп Д.А. к Администрации МО <адрес> удовлетворить частично. Признать постановление Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, «Об отмене Постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации гостиницы», незаконным и признать за ним право собственности на здание Гостиницы, общей площадью 212 кв.м, по адресу <адрес> Литер Б. и на здание Хозблок, общей площадью 93 кв.м, по адресу <адрес> Литер А. по техническому паспорту, изготовленному Туапсинским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по <адрес>», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В части требований Карп Д.А. о признании права собственности на земельный участок по адресу: РФ, <адрес>, № с кадастровым номером № площадью 902,0 кв.м., отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий __________________