Решение по иску Епископосова В.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Туапсинскому району о признании за ним права на получение пенсии по старости и обязании произвести начисление трудовой пенсии по старости с учетом предоставленного заработка.



Дело 2-548/12                       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года                                     Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - Г.Л. Авджи

при секретаре - О.Н. Новиковой

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Епископосова В.Г. Управлению Пенсионного фонда РФ по Туапсинскому району о признании за ним право на получение пенсии по старости и обязании произвести начисление трудовой пенсии по старости с учетом представленного заработка,

У С Т А Н О В И Л:

Епископосов В.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Туапсинском районе о признании за ним право на получение трудовой пенсии по старости с учетом его заработка за период с ноября 1984 года по октябрь 1988 года, отраженном в партийном билете. При этом просил обязать Пенсионный фонд РФ в Туапсинском районе произвести начисление трудовой пенсии по старости с учетом указанного в партийном билете заработка, с м момента подачи им заявления в пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ года.

В обоснование своих исковых требований сослался на то, что по достижению пенсионного возраста 12.01. 2012 года он подал документы в пенсионный фонд для начисления ему пенсии по старости и просил произвести расчет по данным партийного билета, косвенно подтверждающего его фактический заработок за период с ноября 1984 по октябрь 1988 года, в период его работы на машиностроительном заводе им. Лейтенанта Шмидта в гор. Баку. В 1988 году в связи с военными действиями на территории Азербайджанской ССР, он был вынужден выехать за ее пределы на постоянное место жительство в г. Туапсе. Проживал на территории г. Туапсе с 1988 года по 1993 год как беженец, а затем получил гражданство. При обращении в пенсионный фонд Туапсинского района он представил партийный билет члена КПСС, в котором был указан его заработок, так как справку о среднем заработке за этот период представить нет возможности. Он обращался с запросом в архивы гор. Баку о предоставлении справки о заработной плате, но им был получен ответ, что с завода на хранение в архив документы не поступали. Письма, направленные непосредственно на завод, вернулись нераспечатанными. То есть считает данными о заработке утраченными. Поэтому в соответствии с совместным письмом Минтруда РФ, Пенсионного фонда России от 27.11. 2001 года № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27-9704 « О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка при установлении пенсий в случае утраты работодателем первичных документов о заработке работника» для косвенного подтверждения фактического заработка представил партийный билет, в котором указан размер его заработка на машиностроительном заводе им. Лейтенанта Шмидта г. Баку с ноября 1984 года по октябрь 1988 года. Однако,решением комиссии от 16. 04. 2012 года ему была начислена пенсия по старости без учета заработной платы, указанной в партийном билете члена КПСС в связи с тем, что им в течение 3 месяцев, нее было представлены все необходимые документы. Считает данное решение незаконным, так как им были приняты все необходимые меры для решения вопроса во внесудебном порядке.

В судебном заседании Епископосов В.Г. поддержал исковые требования по изложенным выше основаниям. При этом также пояснил, что когда он обратился 12.01. 2012 года в Пенсионный фонд с заявлением о начислении пенсии, то сразу партийный билет члена КПСС не хотели у него принимать. Но потом приняли и сказали, что необходимо в судебном порядке подтвердить факт получения указанного в партийном билете заработка. Однако, он не стал обращаться в суд, а направил письма в архивы гор. Баку, откуда ему поступили ответы, что завод не передавал архив, рекомендовали обратиться непосредственно на завод, что он и сделал. Но его письмо вернулось нераспечатанным. Поэтому он считает, что сведения утрачены. К такому выводу приходит, так как в тот период, когда он уезжал, на территории Азербайджана были военные действия, он вынужден был уехать и имел статус беженца.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда по Туапсинскому району - Калайджан И.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что трудовая пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет. В соответствии со ст. 30 федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 расчетный размер пенсии определяется для мужчин из требуемого трудового стажа 25 лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и среднемесячной заработной платы за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. №16/19па предусмотрено предоставление справки о заработной плате за 60 месяцев произвольной формы. Однако, справка должна содержать все необходимые реквизиты: основание ее выдачи (лицевые счета, ведомости, платежные поручения и т. п. бухгалтерские документы предприятия), итоговую сумму заработка, в том числе прописью, в какой валюте производилось начисление заработной платы. Справка должна быть заверена подписями должностных лиц и печатью организации, действующей на момент выдачи справки. Также справка может быть выдана архивными органами на основании фондов, имеющихся на хранении. Пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены. Поскольку основным принципом пенсионного обеспечения является установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка, подтверждение (даже косвенными документами) индивидуального характера заработка является обязательным. Свидетельские показания, выписки из штатного расписания об окладе по должности, профсоюзные билеты, партийные билеты и т. п. данные не могут приниматься в подтверждение заработка. Письмо министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001г. №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 регулирует порядок подтверждения среднемесячного заработка косвенными документами, к которым относятся учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), только в случаях отсутствия причинителя вреда, стихийного бедствия. Епископосов В.Г. обратился за назначением трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ Так как он не работал в период 2000-2001 годы, то представил партийный билет члена КПСС, где указан его заработок за четыре года. Однако. ему было разъяснено, что размер заработка при отсутствии данных об утрате первичных документов, подтверждавших его заработок, должен быть подтвержден судом. Если бы у Епископосова были сведения об утрате работодателем первичных документов, подтверждающих заработок, то только в том случае они вправе были принять в качестве косвенного доказательства в подтверждение заработка партийный билет члена КПСС. Поэтому в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3Епископосову было разъяснено, какие документы необходимо представить дополнительно. Если в течение трех месяцев документы не представлены, то принимается решение. Так как подтверждающих утрату первичных документов и невозможность их истребования заявителем представлено в течение трех месяцев не было, комиссия приняла решение о назначении пенсии без учета заработка, указанного в партийном билете. Более того, пенсионный фонд также направлял запрос в указанную заявителем организацию, но ответ до настоящего времени не поступил. При этом запрос назад им не вернулся. Требования не признают и считают, что решение комиссии является законным, так как Управлеие Пенсионного фонда при изложенных обстоятельствах не могли принять партийный билет в качестве косвенного доказательства в подтверждение заработка.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Так, судом установлено, 12 января 2012 года Епископосов В.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Туапсинском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с учетом его заработка за четыре года - с ноября 1984 года по октябрь 1988 года. В подтверждение фактического заработка за время работы на машиностроительном заводе в г. Баку представил партийный билет члена КПСС № 22777411.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет. В соответствии со ст. 30 федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 расчетный размер пенсии определяется для мужчин из требуемого трудового стажа 25 лет по состоянию на 01.01.2002г. и среднемесячной заработной платы за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В связи с тем, что Епископосов В.Г. на период 2000-2001 год не работал, он обоснованно просил при исчислении ему пенсии учесть заработок за любые четыре года подряд. Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Во исполнение указанных положений, то есть в пределах предоставленной компетенции, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 26 Перечня установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья 62).

Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона (часть 1 статьи 17).

Пунктом 13 Перечня предусмотрено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о среднемесячном заработке, соответствует вышеуказанным положениям законов.

При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации были даны Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704. Как видно из содержания указанного письма, в нем даются рекомендации по рассмотрению в комиссионном порядке фактов утраты документов в органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников, а также порядок оформления данных фактов. В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке. Учет пенсионных дел граждан, пенсии которым установлены с применением настоящего письма, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в специальном порядке.

Таким образом, анализ разъяснений, содержащихся в указанном Письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704, свидетельствует о том, что органы Пенсионного фонда РФ вправе принять к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на конкретном предприятии, только в случае достоверного подтверждения, что документы первичного учета о заработке не сохранились.

Как видно из представленных заявителем документов, надлежащих сведений об отсутствии и утрате первичных документов, подтверждающих его заработок, не представлены. При этом одни лишь сведений из архива, о том, что документы не передавались на хранение, недостаточно.

При таких обстоятельствах, органом пенсионного фонда в Туапсинском районе обоснованно было предложено заявителю подтвердить невозможность предоставления первичных документов о заработке, и в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 указанные документы должны быть представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения. В связи с тем, что Епископосовым таковых документов предоставлено не было, так как ответ архива и возврат письма, адресованного предприятию, не подтверждают отсутствие утраты документов, Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда РФ в Туапсинском районе ДД.ММ.ГГГГ было принято обоснованное принято решение о назначение трудовой пенсии по старости Епископосову В.Г. без учета заработной платы.

В то же время учитывая, что трудовая пенсия- это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, в целях перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, суд полагает возможным с учетом представленных документов признать подтвержденным факт получения им указанного в партийном билете заработка в период с ноября 1984 года по октябрь 1988 года. Принимая такое решение, суд учитывает, что первичные документы, подтверждающие заработок, либо документы, подтверждающие невозможность их предоставления в связи с утратой, необходимо истребовать из другого государства и меры к этому принимались, однако ответы не поступили. При этом согласно представленной трудовой книжки Епископосов В.Г. с 1978 года по ДД.ММ.ГГГГ работал на заводе им. Лейтенанта Шмидта в гор. Баку Азербайджанской ССР. В представленном партийном билете члена КПСС № 22777411 указан размере его заработка за каждый месяц в период с ноября 1984 года по октябрь 1988 года, в том числе удержанная сумма партийных взносов.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что отделом Управления Пенсионного фонда в Туапсинском районе, Епископосову В.Г. пенсия по представленным им документам была назначена правильно. Однако, в связи с тем, что в судебном заседании факт получения им заработка в период с ноября 1984 по октябрь 1988 годы подтвержден сведениями, содержащимися в партийном билете члена КПС С, суд полагает возможным в целях соблюдения основного принципа пенсионного обеспечения о соответствии пенсии с результатами труда каждого, принять решение о ее перерасчете, но не с момента назначения, а с момента вступления в силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Епископосова В.Г. удовлетворить частично.

Признать за Епископосовым В.Г. право на получение пенсии по старости с учетом среднего заработка за период с ноября 1984 года по октябрь 1988 года согласно данным, указанным в партийном билете.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Туапсинском районе произвести перерасчет назначенной Епископосову Вячеславу Григорьевичу трудовой пенсии по старости с учетом среднего заработка за период с ноября 1984 года по октябрь 1988 года, исчисленного по представленному им партийному билету члена КПСС № 22777411, с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий

Судья: