Дело № 2-808/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 июля 2012 года Краснодарского края в составе: Председательствующего - Г.Л. Авджи С участием прокурора - Сульдина В.В. при секретаре - Новиковой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора к администрации МО Туапсинский район об обязании зарегистрировать право собственности, У С Т А Н О В И Л: Туапсинский межрайонный прокурор обратился в Туапсинский районный суд с иском к администрации МО <адрес> об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что из - за отсутствия правоустанавливающих документов нет возможности произвести государственную регистрацию права. В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Сульдин В.В. заявление поддержал и пояснил, что Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании в деятельности образовательных учреждений Туапсинского района, в ходе которой установлено, что на здание, занимаемое здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>право собственности муниципального образования Туапсинский район не зарегистрировано в установленном законом порядке. здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес> осуществляет свою деятельность на основании лицензии серии 23 -А № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой истекает 17.09. 2012 года. В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявлен не, к которому в числе прочих прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам. Из представленных администрацией муниципального образования Туапсинский район документов следует, что администрация муниципального образования Туапсинский район не может обратиться в Туапсинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для регистрации права собственности на здание, занимаемое здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>по причине отсутствия правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимого имущества. При этом, как следует из информации, предоставленной ГУП КК «Крайтехинвентаризация - краевое БТИ» филиал по Туапсинскому району, здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. Статьей 234 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Из изложенного следует, что право собственности у МО Туапсинский район на указанный объект недвижимого имущества возникло в силу вышеуказанных норм закона, однако зарегистрировать право, в связи с отсутствием документов не представляется возможным. По причине того, что право собственности на здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес> не зарегистрировано в установленном порядке, существенным образом нарушаются права несовершеннолетних, посещающих в настоящее время данное учреждение, работников образовательного учреждения, а также иных лиц, проживающих на территории Туапсинского района. Поэтому вынуждены обратиться в суд, и просит обязать Туапсинский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Туапсинскому району в Краснодарском крае зарегистрировать право собственности за администрацией МО Туапсинский район на здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>. Представитель ответчика- Администрации МО Туапсинский район -Дзюба Е.А. в судебном заседании требования признал, пояснил, что администрация МО Туапсинский район не может обратиться в Туапсинский отдел Росреестра, так как не имеет на данный объект недвижимости правоустанавливающих документов. В то же время здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес> внесено в реестр имущества, находящегося муниципальной собственности района. При этом если раньше можно было получить лицензию без зарегистрированного права, то по новым правилам государственная регистрация права собственности на объект недвижимости является обязательным условием лицензирования. Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Туапсинскому району в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» муниципальные образования осуществляют лицензированную деятельность образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. При этом, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», для получения лицензии, соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому в числе прочих прилагаются копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам. Как видно из представленных документов, в ходе проверки проведенной Туапсинской межрайонной прокуратурой соблюдения законодательства о лицензировании в деятельности образовательных учреждений <адрес>, установлено, что здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>осуществляет свою деятельность на основании лицензии серии 23-А № от ДД.ММ.ГГГГ года, срок действия которой истекает 17.09. 2012 года. На здание, занимаемое здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>право собственности муниципального образования Туапсинский район в установленном законом порядке не зарегистрировано. В связи с тем, что для осуществления деятельности в области образования, учреждение, осуществляющее такую деятельность необходимо подтвердить свое право собственности на здание или сооружение, в которой осуществляется образовательная деятельность здание МБОУ ООШ №, а право муниципальной собственности на указанное здание не зарегистрировано, созданы препятствия для осуществления деятельности. В то же время судом установлено, что здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1981 году, находилось на балансе управления образования МО Туапсинский район и учтено как основные средства. При этом никаких документов на указанный объект недвижимости не сохранилось. Данное обстоятельство является препятствием для регистрации права собственности МО Туапсинский район на указанный объект недвижимости. Поэтому данный вопрос иным путем, кроме судебного, разрешить не представляется возможным. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего. Так, согласно документов, здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, числится за муниципальным образованием Туапсинский район на основании Выписки из реестра собственности № от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается сведениями из технического паспорта на указанное строение, однако правовая регистрация на здание не производилась. Судом установлено, что здание школы,расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 456,5 кв.м., построенное в 1981 году, передано собственником МО Туапсинский район в оперативное управление здание МБОУ ООШ № в <адрес>,что подтверждается постановлением администрации МО Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, договором на право оперативного управления имуществом, являющимся муниципальной собственностью и Актом приема-передачи имущества в оперативное управление. Частью 5 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно утвержденного Министерством экономического развития РФ приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Порядка ведения органом местного самоуправления реестров муниципального имущества, который устанавливает правила ведения данных реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным правообладателям и подлежащем учету в реестрах. Согласно указанному Порядку объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства и т.д. При этом в данный реестр вносятся сведения о муниципальном имущества- наименование, адрес и т,д. Таким образом, то обстоятельство, что здание школы в с. Гизель-Дере включено в Реестр муниципальной собственности подтверждает возникновение права собственности МО Туапсинский район на данное имущество. Учитывая, что здание школы было построено в 1981году, его регистрация в органах юстиции не требовалась. Право собственности МО Туапсинский район на данный объект недвижимости в любом случае возникает и в силу ст. 234Гражданского кодекса РФ по приобретательной давности. Поэтому в настоящее время суд не находит оснований для отказа в регистрации права собственности МО Туапсинский район на здание МБОУ ООШ №, расположенное по адресу: <адрес>. Отсутствие регистрации на указанный объект недвижимости в настоящее время является препятствием для получения лицензии МБОУ ООШ № в <адрес> на осуществление образовательной деятельности, следовательно, существенным образом нарушает права детей, посещающих в настоящее время данное учреждение, работников образовательного учреждения, а также иных лиц, проживающих на территории Туапсинского района, в связи с чем Туапсинский районный прокурор обосновано обратился в суд с указанным иском. На основании изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора, удовлетворить. Произвести государственную регистрацию права собственности МО Туапсинский район на здание школы, общей площадью 456,,5 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. Копию решения по вступление в законную силу направить в Туапсинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Судья: