Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» сентября 2010 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Милинчук И.В.,
При секретаре: Медведчиковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якушева В.А. к Администрации Туапсинского городского поселения, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления главы МО г. Туапсе № ... от ... года, постановления главы МО г. Туапсе № ... от ... года, о признании незаконным постановления главы г. Туапсе от ... года, о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка, о признании незаконными действий по постановке земельных участков на государственный кадастровый земельный учет, о признании недействительным (ничтожным) договора аренды, о признании незаконным разрешения на строительство, о понуждении ООО «Здоровье» освободить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Якушев В. А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Туапсинского городского поселения, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления главы МО г. Туапсе № ... от ... года, постановления главы МО г. Туапсе № ... от ... года, о признании незаконным постановления главы г. Туапсе от ... года, о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка, о признании незаконными действий по постановке земельных участков на государственный кадастровый земельный учет, о признании недействительным (ничтожным) договора аренды, о признании незаконным разрешения на строительство, о понуждении ООО «Здоровье» освободить земельный участок. Свои требования мотивировал тем, что постановлением главы МО г. Туапсе, №... от ... года были разделены земельные участки с кадастровыми номерами ... (под многоквартирным жилым домом №... по ул. ...) и номером ... (под многоквартирным жилым домом №... по ул. ...) и сформирован новый земельный участок общей площадью 157 кв. метров, для строительства аптеки, утвержден проект его границ и изменен вид разрешенного использования для размещения аптеки. Постановлением главы МО г. Туапсе, Краснодарского края №... от ... года ООО "Здоровье" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 157 кв. метров с кадастровым номером.... На основании вышеуказанного постановления ... года между Администрацией МО г. Туапсе и ООО "Здоровье" был заключен договор №... аренды земельного участка в целях размещения аптеки. ... года управлением архитектуры и градостроительства Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района было выдано разрешение ООО "Здоровье" на строительство здания аптеки. Считает, что вышеуказанное постановление №... от ... года, постановление главы МО г. Туапсе, №... от ... года, разрешение на строительство аптеки и незаконная постановка вновь сформированных земельных участков на кадастровый учет существенно нарушают его гражданские права и законные интересы, противоречат нормам гражданского законодательства РФ. Земельный участок под многоквартирным домом №... общей площадью 4431 +/- 16 кв. м был поставлен на кадастровый учет ... года с видом разрешенного использования: для эксплуатации многоэтажного жилого дома и ему присвоен кадастровый номер .... Считает, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме, не требуется. МО Администрация г. Туапсе, не обладая правом собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., не вправе была распоряжаться спорным земельным участком, поскольку только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Также считает, что Администрацией г. Туапсе незаконно изменен вид разрешенного использования незаконно сформированного земельного участка, поскольку в соответствии с п.З ч.1 ст.4 ФЗ РФ от 29.12.04 г. №191ФЗ "О введении в действие Гражданского Кодекса РФ" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования - принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.1. закона №191, с учетом результатов публичных слушаний, чего выполнено не было и публичные слушания не проводились. Выдача разрешения на строительство аптеки и продолжение незаконного строительства неизбежно приведет к возникновению права собственности на строение и земельный участок и изменит его назначение. Придомовая территория значительно уменьшится, чем будут существенно нарушены, по мнению истца, его права. Поскольку об оспариваемых документах ему стало известно лишь ... года, просит восстановить процессуальный срок на их обжалование. Признать незаконным Постановление главы МО г. Туапсе, №... от ... года. Признать незаконным Постановления Главы МО г. Туапсе №... от ... года. Признать незаконным разрешение на строительство аптеки №... от ... года. Признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю по
постановке на кадастровый учет (внесению записи) земельных участков под номерами ...
В ходе рассмотрения гражданского дела по существу, истец исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановления главы г. Туапсе от ... года, признать незаконными действий Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ..., аннулировав запись в Едином государственном реестре, признать незаконными действий по постановке земельных участков с кадастровыми номерами ... ... на государственный кадастровый земельный учет, признать недействительным (ничтожным) договор аренды № ... от ... года, признать незаконным разрешение на строительство аптеки от ... года, о понуждении ООО «Здоровье» освободить земельный участок от строительных материалов, конструкций, путем сноса привести земельный участок в первоначальное состояние.
В судебном заседании истец Якушев В.А. его представители Сапожников С.П., Симонов Г.П. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства. Представитель истца Симонов Г.П. в обоснование заявленных исковых требований пояснил, что право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки у муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю. Считает, что представителем ответчика не предоставлены доказательства, подтверждающие, что земельные участки с кадастровыми номерами ... являются муниципальной собственностью. Считает, что земельные участки являются общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, а не муниципальной собственностью, в связи с чем никто, кроме общего собрания собственников помещений не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Представитель ответчика Администрации Туапсинского городского поселения Клодт К.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении, как в незаконных и в необоснованных. Пояснил, что права истца нарушены не были. Администрация принимала решения в соответствии требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представители ООО «Здоровье» Лихтнер И.Н., Ильинский С.В. возражали по существу заявленных исковых требований, просили отказать в удовлетворении. Пояснили, что истец не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов. ООО «Здоровье» имеет все разрешительные документы на строительство аптеки, земельный участок был сформирован уполномоченным органом, проектная документация была в установленном порядке согласована. Пояснили, что в общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме переходит не весь сформированный земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, а только та его часть, на которой расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты. Считают, что истец не предоставил доказательств, что его права нарушены, а также не предоставил доказательств, подтверждающих, что выделенный земельный участок под строительство аптеки, необходим для эксплуатации многоквартирного дома. Все оспариваемые истцом постановления, разрешение на строительство, договор аренды земельного участка, выданы и заключены уполномоченными органами, прав и законных интересов истца ничем не нарушают.
Представитель Администрации МО Туапсинский район Бушева И.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, считает, что обжалуемые акты не нарушают права истца.
Суд, исследовав заявленные требования, пояснения и возражение сторон, представленные доказательства и материалы дела, приходит к убеждению, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Якушеву В.А. на праве совместной собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от ... года принадлежит квартира № ... по ул. ...
В силу п.10 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимость является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Истец не отрицает, что на момент издания оспариваемых актов Главы Администрации Туапсинского городского поселения, право общедолевой собственности на придомовую территорию зарегистрировано не было, полагает, что такое право возникает не с момента государственной регистрации, а с момента проведения кадастрового учета.
С указанной позицией нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п.3 ст.1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Под формированием земельного участка понимается: установление границ земельного участка; определение разрешенного использования,
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения, определение предоставляемых прав на земельный участок и условий его предоставления, либо оснований резервирования земельного участка для нужд муниципалитета.
Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. При этом собственникам многоквартирного дома предоставляется земельный участок в границах площади, на которой расположен сам дом, элементы озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
Согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) (максимальные) размеры земельных участков, для строительства (предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
Анализ перечисленных правовых норм позволяет сделать вывод, что формирование земельного участка является самостоятельной процедурой при оформлении права собственности на придомовую территорию, должно происходить с учетом мнения органа местного самоуправления, прав смежных землепользователей, градостроительных нормативов и правил, следовательно, границы земельного участка не могут определяться в заявительном порядке.
Как разъяснено Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова», признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Истец подтвердил в судебном заседании, что границы придомовой территории с администрацией муниципального образования не согласовывались, налог на землю собственниками жилья в многоквартирном доме не уплачивался.
Истец, как и любой из собственников жилья в доме № ... по ул. ..., не были лишены права в установленном законом порядке обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, однако до настоящего время не реализовали данное право.
При таких обстоятельствах администрация гор. Туапсе имела право самостоятельно распоряжаться земельными участками, на которые не претендовали жители дома № ... по ул. ...
Постановлением главы администрации МО города Туапсе от ... №... года был утвержден план границ и площадь земельных участков по адресу ... ... и сформированы участки для размещения аптеки и эксплуатации многоквартирного дома.
Постановлением Главы администрации МО города Туапсе от ... года №... постановление главы администрации МО города Туапсе от ... года №... было отменено. Постановлением главы администрации МО города Туапсе от ... года №... постановление главы администрации МО города Туапсе от ... года №... было отменено, решение органа местного самоуправления о формировании земельных участков является действительным, принято уполномоченным органом в пределах установленных законом компетенции.
В соответствии с п.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 5 указанной статьи не предусматривается проведение торгов, аукционов, конкурсов при выделении земельных участков в аренду для последующего строительства на них различных объектов недвижимости.
Постановлением Главы администрации МО г. Туапсе №... от ... года принято решение о предоставлении ООО «Здоровье» земельного участка сроком на 5 лет площадью 157 кв.м. в районе ул. ... для размещения аптеки.
На основании договора аренды от ... года ООО «Здоровье» администрацией МО города Туапсе предоставлен земельный участок сроком на 5 лет площадью 157 кв.м. в районе ул. .... В соответствии с положением ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно -выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ООО «Здоровье» зарегистрирована аренда до ... года на земельный участок площадью 157 кв.м.
... года Управлением архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения ООО «Здоровье» выдано разрешение на строительство задания аптеки в районе ул. ... сроком до ... года.
Разрешение на строительство от ... года выдано уполномоченным органом, в пределах установленных Градостроительным Кодексом РФ полномочий в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела истцом не предоставлено доказательств того, что в результате строительства и последующей эксплуатации аптеки, будут нарушены его законные права и интересы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Якушева В.А.- отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Туапсинский городской суд Краснодарского края.
Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2010 года.
Мотивировочная часть решения изготовлена «27» сентября 2010 года.
Председательствующий: