Решение по заявлению Туапсинского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации МО Туапсе незаконным



К делу № 2-319/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» февраля 2011 года Туапсинский городской суд

Краснодарского края в составе

председательствующего: Желдаковой В.П.,

с участием помощника Туапсинского межрайонного прокурора Березина С.В.,

представителя администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района - Олейниковой И.Н., представившей доверенность от 05.08.2009 года;

При секретаре судебного заседания: Диденко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Туапсинского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района о признании незаконным бездействия, и обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Туапсинский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в г. Туапсе по ул. Калараша, площадью 11,05 га., и обязании устранить нарушения закона.

Свои требования мотивировал тем, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства администрацией муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района имеется земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (далее - кладбище) в г. Туапсе по ул. Калараша, площадью 11,05 га. В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, а именно: кладбище в г. Туапсе по ул. Калараша площадью 11,05 га., предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, переданы в муниципальную собственность Туапсинского городского поселения. Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся под кладбищами являются обязательством муниципальных образований. Однако, на указанный земельный участок, используемый под кладбища, администрация муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила, земельный участок не формировался, его границы не устанавливались и участок не предоставлялся. В связи с чем, считает, что администрация МО Туапсинское городское поселение обязана устранить нарушения действующего законодательства РФ.

В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Березин С.В. требования заявления поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил удовлетворить.

Представитель администрации МО Туапсинского городского поселения Туапсинского района Олейникова И.Н., действующая по доверенности, требования заявления не признала, считает их необоснованными. Пояснила, что в настоящее время предприняты все необходимые меры по оформлению права муниципальной собственности указанного земельного участка, а именно: разработано градостроительное заключение по оформлению земельного участка, разработан проект границ городского кладбища, подписано соглашение о порядке использования земельного участка в границах охранной зоны энергетического объекта. Правоустанавливающие документы направлены в администрацию МО Туапсинского района, Туапсинский филиала ОАО НЭСК, ФГУП «Туапсеберегозащита» для согласования размещения кладбища в г. Туапсе по ул. Калараша. В связи с чем, считает, что со стороны администрации МО Туапсинское городское поселение отсутствует бездействие. Просила в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своей позиции представила копии документов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО Туапсинский район, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину и уважительность не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела либо рассмотрении дела в отсутствие их представителя не представили, в связи с чем, суд руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, рассматривает дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, считает, что требования Туапсинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Материалами дела установлено, в январе 2011 года Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства администрацией муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района имеется земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (далее - кладбище) в г. Туапсе по ул. Калараша площадью 11,05 га.

Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" регламентирует, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч. 4, ч. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле", предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, а именно: кладбище в г. Туапсе по ул. Калараша площадью 11,05 га., предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, переданы в муниципальную собственность Туапсинского городского поселения.

Характер данной нормы предполагает активные действия тех субъектов, кому она адресована, выражающиеся в принятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся под кладбищами являются обязательством муниципальных образований.

Однако, как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, на вышеуказанный земельный участок, используемый под кладбище, администрация муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила.

Доводы, представителя администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о том, что предприняты необходимые меры, направленные на оформление права муниципальной собственности, в том числе составлено градостроительное заключение, разработана схема границ земельного участка, которые направлены на согласование в администрацию МО Туапсинский район, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не могут рассматриваться как основание для отказа в иске прокурора. Так, в период с момента образования Туапсинского городского поселения Туапсинского района, т.е. с 2008 года по настоящее время, администрацией не принято необходимых, достаточных мер, направленных на своевременное оформление права муниципальной собственности на объект недвижимости. Каких - либо объективных данных, свидетельствующих об уважительности причин затягивания совершения действия, ставшего предметом судебного разбирательства, администрацией Туапсинского городского поселения, не представлено. Также, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Туапсинского городского поселения, отсутствует надлежащий контроль, что свидетельствует о фактическом бездействии с их стороны, и что находится в противоречии с положениями законодательства РФ, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Туапсинского межрайонного прокурор в части признания бездействия администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в г. Туапсе по ул. Калараша, площадью 11,05 га., обоснованны, и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено бездействие органа местного самоуправления в данной части. Доказательств обратного со стороны администрации МО Туапсинское городское поселение не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод граждан, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Соответственно администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района необходимо устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление Туапсинского межрайонного прокурора - удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в г. Туапсе по ул. Калараша площадью 11,05 га.

Обязать администрацию МО Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в установленном законом порядке, устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2011 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2011 года.

Председательствующий: ____________