РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2011 года Туапсинский городской суд
Краснодарского края в составе
Председательствующего Милинчук И.В.
При секретаре Медведчиковой М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туапсинской районной общественной организации (ТРОО) «Чистый город» к Администрации гор. Туапсе о признании незаконным Постановления Главы Муниципального образования гор. Туапсе № 1220 от 01.06.2006 года и приостановлении ввода в эксплуатацию Туапсинского балкерного терминала,
УСТАНОВИЛ:
Туапсинская районная общественная организация (ТРОО) «Чистый город» обратилась в Туапсинский городской суд с иском к Администрации гор. Туапсе о признании незаконным Постановления Главы Муниципального образования гор. Туапсе № 1200 от 01.06.2006 года « О разрешении проектно-изыскательских работ для строительства балкерного терминала по перегрузке минеральных удобрений в гор. Туапсе» и приостановлении ввода в эксплуатацию Туапсинского балкерного терминала, ссылаясь на то, что Главой города Туапсе были нарушены процедурные требования: общественные слушания проводились с нарушением п. 4 ст. 28, ст. 47 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ. В частности, жители города и общественные организации не были проинформированы о дате и времени проведения общественных слушаний, его результатах, само постановление № 1200 не было опубликовано в средствах массовой информации.
В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования, дополнительно пояснив, что обязанность проведения общественных слушаний при выдаче администраций разрешения на производство проектно-изыскательских работ прямо предусмотрена ст. 46 Градостроительного кодекса РФ. По мнению заявителей, обжалуемое Постановление Главы Муниципального образования гор. Туапсе № 1200 нарушает права жителей Туапсе, поскольку подготовленная ООО «Туапсинский балкерный терминал» проектно-сметная документация не учла требования граждан и общественных организаций по соблюдению их конституционных прав на экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Представители Администрация гор. Туапсе и ООО «Туапсинский балкерный терминал» считают, что обжалуемым Постановлением интересы и свободы заявителей не нарушены, гражданам Туапсе не созданы препятствия в осуществлении их прав, не возложены какие-либо обязанности. Обжалуемое постановление носит технический характер, так как им дано разрешение на производство проектно-изыскательских работ сроком на один год.
Представитель Департамента по архитектуре и строительству Краснодарского края также полагал необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заслушав мнения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ определяет, что в состав градостроительной деятельности входят семь видов отдельных, связанных между собой мероприятий по планированию территории и градостроительному зонированию:
Территориальное планирование направлено на определение и закрепление в документах назначения территорий, исходят из совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов, имеющихся на данной территории. Целью планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан, их объединений, планов развития интересы, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации.
Градостроительное зонирование заключается в создании карты зонирования, на которой устанавливаются границы зон в соответствии с принадлежностью участков к определенной категории земель. Оно включает в себя создание правил землепользования и застройки.
Частью 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно п.3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания обязаны выноситься следующие вопросы, касающиеся землепользования и градостроительства: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
В соответствии со свидетельствами серии ... и ... от 30.06.2005 года за ООО «Туапсинский балкерный терминал» зарегистрировано право собственности на два земельных участка площадью 53.697 кв. метров и 6.014 кв. метров по адресу ..., с целевым назначением «земли промышленности (для промышленных нужд)».
Статьей 88 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.
Согласно пункту 3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" проведение публичных слушаний является обязательным при принятии решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования.
Выдача разрешения на проектно-изыскательские работы не изменяет вид разрешенного использования земельного участка, а потому у Администрации гор. Туапсе отсутствовала обязанность проведения общественных слушания, поскольку разрешенный ООО «ТТБ» вида использования земли -для промышленных нужд - остался прежним.
Ст. 29, 31 Земельного кодекса РФ и ст. 39,46 Градостроительного кодекса РФ регламентируют участие граждан в рассмотрении вопросов Администрацией муниципального образования, касающихся предоставления земельных участков под строительство и разрешений на строительство физическим и юридическим лицам, не являющимся собственниками земельных участков.
В частности, ст. 29 ЗК РФ касается предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а ст. 31 ЗK РФ - процедуры выбора и согласования, информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 39 Градостроительного кодекса определяет порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, а ст. 46 названного Кодекса - особенности подготовки документации по планировке территории на основании генеральных планов поселений и городских округов по сравнению с подготовкой такой документации на основании иных документов территориального планирования.
Согласно Градостроительному кодексу РФ под планировкой территорий понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Земельный участок площадью 5,9 га, находящийся в собственности ООО «Туапсинский балкерный терминал», по состоянию на июнь 2006 года в соответствии с генеральным планом гор. Туапсе, был расположен в сохраняемой промзоне. На участке имелись административное здание, заводоуправление, ТП-60, КНС.
Ввиду того, что земельный участок уже находился в собственности ООО «Туапсинский балкерный терминал», вид его использования и границы были определены ранее, требования вышеуказанных статей в данном случае неприменимы.
Сравнительный анализ ст. 1,8 Градостроительного кодекса РФ и ст.14,28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что действующее законодательство допускает право выдачи органами местного самоуправления разрешения на производство архитектурно-строительного проектирования без проведения публичных слушаний.
Исключительное право принимать решения о подготовке проектной документации имеют не органы власти (как в случае документов градостроительного проектирования, а застройщики - то есть физические или юридические лица, которым принадлежит земельный участок. Органы власти могут принимать указанные решения только в том случае, если они являются правообладателями земельных участков.
Право принимать решение о подготовке проектной документации является вторичным, производным правом по отношению к праву на земельный участок. Возникновение базового права на земельный участок одновременно порождает неотчуждаемое от правообладателя земельного участка право самостоятельно, без дополнительного разрешения органов власти принимать решение о подготовке проектной документации и обеспечивать такую подготовку.
Предварительное согласование отдельных архитектурно-планировочных условий предусмотрен ст.16 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст.82 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортной безопасности", иными законодательными актами РФ, однако эти согласования на стадии проектирования не предусматривают проведения общественных слушаний.
В основу принятия решения о проведении проектно-изыскательских работ были положены ходатайство ООО «Туапсинский балкерный терминал» № ... от 11.05.2006 года, протокол № ... архитектурно-градостроительного Совета от 28 июля 2005 года, согласование экспертного межведомственного Совета при Администрации Краснодарского края от 31 марта 2006 года № 8-142/06-04.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен начальник проектного отдела ООО «НПО «Стройпроектизыскания»» С., который пояснил, что проектно изыскательские работы включают в себя инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование.
Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения, а также состав и форма материалов инженерных изысканий определены СНиП 11-02-96 (утв. Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. N 18-77). На их основе осуществляется архитектурно-строительное проектирование, составление прогнозов взаимодействия объектов капитального строительства с окружающей средой, обоснования их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения.
Проектные и изыскательские работы регулируются ст.758-762 ГК РФ, в качестве заказчика по договору подряда могут выступать любые лица, нуждающиеся в результатах проектных и изыскательских работ. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора подряда.
По результатам разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» 21 декабря 2007 года было дано положительное заключение ... о том, что проектные материалы на строительство Туапсинского балкерного терминала в порту Туапсе соответствуют нормативным требованиям.
Право граждан на обсуждение вопросов, связанных со строительством Туапсинского балкерного терминала, возникает лишь после проведения проектно-изыскательских работ в том случае, если строительство нового объекта влечет изменение планировки территорий, межевания территорий, а также для согласования иных вопросов, предусмотренных п.3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 4.6.7 «Методических рекомендаций по разработке порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений" "МДС 15-1.99 (утв. Протоколом Госстроя РФ от 10.06.1999 N 01-НС-15/7) предусматривается, что общественные (публичные) слушания проводятся, по материалам завершенных крупных градостроительных проектов, проведенных конкурсов на планировку и застройку жилых микрорайонов, кварталов, сельских поселений, градостроительных комплексов и архитектурных ансамблей, по объектам монументального искусства.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
ТРОО «Чистый город» считает, что в результате Постановлением Главы гор. Туапсе № Главы Муниципального образования гор. Туапсе № 1200 от 01.06.2006 года « О разрешении проектно-изыскательских работ для строительства балкерного терминала по перегрузке минеральных удобрений в гор. Туапсе» нарушено их право на экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обосновывая довод о том, что эксплуатация Туапсинского балкерного терминала представляет опасность для здоровья населения гор. Туапсе, заявители ссылаются на Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", которым, по их мнению работы по выгрузке минеральных удобрений из железнодорожных вагонов, кратковременному хранению и погрузке на морские суда законодателем отнесены к вредным.
Вместе с тем, в данном Постановлении указаны лишь работы, связанные с производством мочевины, минеральных удобрений и солей, только на химическом производстве (код 1080А010).
Однако, как разъяснялось Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999), отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг в зависимости от характера основного вида их деятельности.
В данном случае в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст), деятельность Туапсинсого балкерного терминала относится не к подразделу «DG. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО»,а к разделу «I. ТРАНСПОРТ».
К числу вредных работ отнесены работы по выгрузке, хранению, погрузке пестицидов (коды 2350200а, 2350200а-11453, 2350200а-11768, 2350200а-12759, 2350200а-13790, 2350200а-14002), однако минеральные удобрения не являются пестицидами.
Как указал Верховный суд РФ в Решении от 17 марта 2010 г. N ГКПИ10-46 по делу о признании недействующими подраздела "А" (в части), подраздела "Б" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции и технологии, в связи с чем работники этих предприятий и производств работают в одинаковых условиях труда по степени неблагоприятного воздействия на организм человека. Условия труда лиц, занятых во вредных производствах, организованных на предприятиях других отраслей промышленности, могут различаться по степени неблагоприятного воздействия на организм человека в зависимости от объема такого производства, Условия труда лиц, работающих по одним и тем же специальностям (профессиям, должностям), могут существенно отличаться по степени неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов в зависимости от объема производства, являющегося источником таких неблагоприятных факторов, а потому список не подлежит расширительному применению.
С учетом указанной позиции Верховного суда РФ, доводы истца о вредности работ по выгрузке минеральных удобрений из железнодорожных вагонов, кратковременному хранению и погрузке на морские суда, исходя из отнесения этих работ к перечню работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, являются ошибочными.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что одним из основных критериев отнесения к опасным производственным объектам выступает использование в производственной или иной хозяйственной деятельности опасных (воспламеняющихся, горючих, токсичных, высокотоксичных) веществ и механизмов, представляющих угрозу жизни и здоровью человека и окружающей среде. Закон содержит перечень наименований опасных веществ и их видов, предельное количество которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
Туапсинский балкерный терминал предназначен для выгрузки из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения и погрузки в морские суда гранулированных минеральных удобрений, а именно: карбамида (мочевины), аммофоса, нитроаммофоски, калийной соли. Указанные вещества не включены в перечень опасных веществ.
ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.03.1976 N 579) (ред. от 28.03.1990) по степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:
1-й - вещества чрезвычайно опасные;
2-й - вещества высокоопасные;
3-й - вещества умеренно опасные;
4-й - вещества малоопасные.
В Заключении № 989-07/ГГЭ-5189/04 от 21.12.2007 года, данным ФГУ «Главгосэкспертиза России», указано, что Туапсинский балкерный терминал относится к предприятиям 4 класса.
Иных доказательств, подтверждающих нарушение прав граждан гор. Туапсе на экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие в результате строительства Туапсинского балкерного терминала, заявителями не представлено.
С учетом того, что оспариваемое Постановления Главы Муниципального образования гор. Туапсе № 1200 от 01.06.2006 года « О разрешении проектно-изыскательских работ для строительства балкерного терминала по перегрузке минеральных удобрений в гор. Туапсе» носит локальный характер, не затрагивает права и свободы истцов, не возлагает на граждан гор. Туапсе каких-либо обязанностей, оснований для признания указанного Постановления незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Судья