Решение по иску Ширинян А.С. к управлению архитектуры и градостроительства о признании незаконным отказа в подготовке схемы расположения земельного участка



«К делу № 2-545/11»

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года г.Туапсе

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Желдаковой В.П.,

С участием представителя Заявителя: Федченко А.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за №,

Представителя ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинский район - Сибилевой Т.М., действующей на основании доверенности,

При секретаре судебного заседания: Диденко Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шириняна А.С. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинский район о признании незаконным отказа в подготовке схемы расположения земельного участка, обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Ширинян А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинский район от 10.03.2011 года №, которым отказано в изготовлении схемы расположения земельного участка, площадью 63 кв.м., расположенного по ул. К.Маркса 11/в в <адрес>, обязании изготовить соответствующую схему для дальнейшего межевания и постановки на кадастровый учет.

Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное в г. Туапсе <адрес> а также земельный участок под пекарней, площадью 424 кв.м. В 1998 году, для организации выносного кафе на земельном участке перед пекарней, между ним и администрацией заключен договор аренды земельного участка, площадью 63 кв.м. Однако, данный земельный участок не был сформирован и не постановлен на кадастровый учет. При этом, за данный земельный участок ним осуществляется арендная плата, задолженности по которой не имеет. С момента окончания срока действия договора аренды он неоднократно обращался в администрацию с заявлением о продлении срока договора аренды, но договор не продлевался. В целях формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет для дальнейшего заключения договора аренды и регистрации в установленном порядке, он обратился с заявлением на имя главы МО Туапсинский район об изготовлении схемы расположения земельного участка. Однако данное заявление было передано для рассмотрения в администрацию Туапсинского городского поселения. 10.03.2011 года получен ответ, в котором ему отказано в подготовке схемы расположения земельного участка. Считает отказ незаконным и не обоснованным, в связи с чем нарушены его законные права на получение земельного участка, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

Заявитель Ширинян А.С. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Федченко А.В. в судебном заседании требования своего доверителя поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил признать незаконным отказ и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Шириняну А.С. отказано в изготовлении схемы расположения земельного участка, площадью 63 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Туапсе, и обязать изготовить соответствующую схему для дальнейшего межевания и постановки на кадастровый учет.

Представитель ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинский район - Сибилева Т.М., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, требования Шириняна А.С., не признала, и пояснила, что Управление архитектуры и градостроительства без согласования с торговым отделом г. Туапсе не имеет возможности составить схему расположения земельного участка. Так, Шириняну А.С. необходимо обратиться в торговый отдел города, закрепить за собой соответствующий земельный участок с разрешенным использованием для организации торговли, а затем обратиться в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением об утверждении схемы земельного участка.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования Шириняна А.С., не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Шириняну А.С. на праве собственности принадлежит нежилое помещение «Пекарня Степана», а также земельный участок, площадью 424 кв.м., расположенные по адресу г. Туапсе <адрес>

В соответствии с договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №, заключенному с администрацией г. Туапсе, Шириняну А.С., предоставлен в аренду на 5 лет посезонно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01.04.-01.10), земельный участок, площадью 63,0 кв.м., расположенный в г. Туапсе <адрес>, для использования выносного кафе.

Соответственно в настоящее время арендные отношения между Шириняном А.С. и администрацией города Туапсе прекращены, переоформление договорных отношений до настоящего времени не осуществлено.

Между тем, как установлено в судебном заседании, Ширинян А.С. обратился в администрацию МО Туапсинский район с заявлением по вопросу подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте и заключения по формированию земельного участка по <адрес>, под выносное кафе.

Данное обращение рассмотрено и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Туапсинского городского поселения Туапсинский район Клодт К.В., на которое дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого размещение летних объектов торговли на курортный сезон 2011 года будет проводиться согласно конкурса «О размещении нестационарных торговых объектов на территории МО Туапсинский район находящихся в государственной или муниципальной собственности» и дислокация выносной торговли, утвержденной МО Туапсинский район. Информация о размещении нестационарных торговых объектов будет опубликована в газете «Черноморье сегодня». Также указано, что подготовить схему расположения земельного участка по <адрес> в г. Туапсе, для дальнейшего его формирования и постановки на кадастровый учет не представляется возможным.

Ширинян А.С. не согласившись с данным отказом, и считая, что его права нарушены, обжаловал его в суд. Заявление подано Шириняном А.С. с соблюдением требований ч. 1 ст. 256 ГПК РФ (трехмесячный срок для обращения с заявлением не пропущен), спор подведомствен Туапсинскому городскому суду.

В соответствии с главой 25 ГПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, судья, в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, вынесшего оспариваемый акт, решение или совершившего оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и свободы заявителя, созданы ли препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В ходе судебного разбирательства установлено, что обжалуемый ответ в адрес Шириняна А.С., принят компетентным органом: решение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка отнесено к компетенции соответствующего органа местного самоуправления п. 4 ст. 34 ЗК РФ.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлена процедура предоставления земельных участков из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством.

В силу пунктов 2 и 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39 ЗК РФ, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В случае, если не осуществлен кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо обращения, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плате или карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с данным заявлением, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с положениями ст. 6, 11.1 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных правоотношений - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, для признания земельного участка объектом земельных правоотношений (предметом договора аренды земельного участка) следует осуществить установление границ земельного участка.

В силу ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления лица, заинтересованного в получении земельного участка, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды земельного участка должны быть указанны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду в качестве объекта аренды. Следовательно, земельный участок, как объект арендных отношений, должен быть индивидуализирован.

Индивидуализация земельного участка как объекта аренды включает в себя изготовление и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, кадастровые работы, результатом которых является выдача заинтересованному лицу межевого дела, а также постановка земельного участка на кадастровый учет.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

Следовательно, являясь стороной в арендных правоотношениях арендатор земельного участка вправе получить утвержденный в установленном п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ порядке схему расположения земельного участка, а Управление архитектуры и градостроительства Туапсинского городского поселения обязано такую схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утвердить.

Однако в данном случае Ширинян А.С. не является стороной в договорных правоотношениях, доказательств заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок, не представлено. Также Шириняном А.С. не представлено доказательств обращения в компетентный орган с заявлением о предоставлении ему земельного участка, с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю /ст. 34 ЗК РФ/.

Соответственно, основания для утверждения схемы земельного участка у Управления архитектуры и градостроительства, без соответствующего заявления заинтересованного лица, отсутствуют.

В силу ст. 22 ЗК РФ в аренду может быть передан только сформированный земельный участок. По смыслу ст.ст. 1, 2, 7,16, 23 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» объектом земельных отношений является земельный участок, постановленный на кадастровый учет и в отношении которого проведены землеустроительные работы по межеванию и установлению его границ на местности. При этом части земельных участок учитываются в составе земельных участков и не являются самостоятельной единицей кадастрового учета.

При вышеизложенных обстоятельствах у администрации отсутствуют законные основания для утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 63 кв.м., расположенного в г. Туапсе <адрес>, следовательно отсутствуют нарушения требований ст. 34 ЗК РФ.

Суд также не установил нарушения интересов Шириняна А.С., поскольку его право на заключение договора аренды земельного участка, возникает после осуществления им действий, предписанных п. 4 ст. 34 ЗК РФ. Поскольку заявитель на момент рассмотрения дела не осуществил за свой счет выполнение в кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, то у него не возникло право на заключение договора аренды либо право на выкуп земельного участка, следовательно, это право не может считаться нарушенным.

Кроме того, проведя анализ содержании оспариваемого письма Управления архитектуры и градостроительства Туапсинского городского поселения, суд приходит к выводу о том, что данный документ не содержит отказ в предоставлении Шириняну А.С. земельного участка, а разъясняет Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 31 мая 2005 года N 879-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности", которыми установлена процедура разработки и утверждения органами местного самоуправления в Краснодарском крае схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края.

Таким образом, с учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый Шириняном А.С. ответ не нарушает его права и свободы, а также не создало препятствий к осуществлению ним предоставленных законом прав и свобод.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. В связи с вышеизложенным, и принимая во внимание п. 24 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2, исследованные и оцененные судом в своей совокупности обстоятельства, подтверждают не обоснованность заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199, 257 -258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шириняна А.С. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинский район о признании незаконным отказа в подготовке схемы расположения земельного участка, обязании устранить нарушения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Туапсинский городской суд Краснодарского края.

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2011 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2011 года.

Председательствующий: ___

стр. из