Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2011 года г.Туапсе Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: Милинчук И.В., при секретаре судебного заседания: Долговой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трухан И.Г. к Туапсинской районной общественной организации «Чистый Город» об истребовании документов, УСТАНОВИЛ: Трухан И.П., являющийся учредителем и членом ТРОО «Чистый город», обратился в суд с иском к указанной организации об истребовании копий протокола № 1 учредительного собрания, Устава, выписки из государственного реестра юридических лиц, справки об открытых расчетных счетах, копий протоколов собраний с даты основания организации, всех исходящих и входящих документов. В обосновании заявленных требований Трухан И.П. ссылается на п. 4.8 Устава ТРОО «Чистый город», в соответствии с которым члены организации имеют право контролировать деятельность руководящих органов организации в соответствии с ее Уставом и получать информацию о деятельности организации. В судебном заседании Трухан И.П. уточнил заявленные требования, заявив, что организация «Чистый город» для обеспечения функций контроля должна обеспечить ему возможность ознакомления с копиями протоколов собраний и перепиской с момента создания организации по дату подачи им заявления об истребовании документов, то есть 18 февраля 2011 года. Представители ТРОО «Чистый город» Иосифиди Л.Л., Нубарян А.К., Банников Н.М., Торговкина Е.П., Лотник И.Г., Яхричева Н.И., с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что Трухан И.Г. не является членом ТРОО «Чистый Город», псокольку 24 февраля 2011 года был исключен из организации на основании решения Правления ТРОО «Чистый Город», что подтверждается протоколом № 2 от 24 февраля 2011 года заседания правления ТРОО «Чистый Город». Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать по следующим основаниям. Деятельность Туапсинской районной общественной организации «Чистый город» регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Об общественных объединениях", Уставом этой организации. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию- Правление. В соответствии с протоколом № 1 учредительного собрания от 27 июля 2010 года было принято решение о создании ТРОО «Чистый город», утвержден Устав, избрано правление и ревизор организации. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ... Туапсиснкая районная общественная организация «Чистый город» была зарегистрирована 15.09.2010 года. Учредителями организации явились ... В силу ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ учредители общественных организаций при их создании автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Согласно ст.6 названного Закона члены общественной имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Законодатель различает две формы контроля в общественных организациях: внешний контроль, предусмотренный ст.38 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ и внутренний контроль. Целью внутреннего контроля является проверка деятельности общественной организации в целом либо его органов на предмет соответствия законодательству, решениям руководящих органов; ревизия финансово-хозяйственной деятельности; проверка обоснованности ответов на заявления, предложения и жалобы членов организации; поиск ошибок и недоработок в деятельности организации и выработка рекомендаций по совершенствованию управления и деятельности организации. Осуществляется этот контроль со стороны внутренней структуры объединения - контрольно-ревизионного органа. Согласно п. 3.7 Устава ТРОО «Чистый город» ревизор избирается общим собранием из числа членов организации сроком на три года, обязан представлять общему собранию отчеты о проверках деятельности организации за период между общими собраниями, осуществлять проверки: по итогам года, по предложению Правления или Председателя правления, по требованию не менее 20 % от общего числа членов организации. По результатам проверок ревизор имеет право созвать внеочередное общее собрание организации. Наличие контрольно-ревизионного органа является одним из обязательных условий существования общественной организации. Он формируется при создании общественного объединения. Согласно ст. 18 Закона решения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством. Основные полномочия ревизионного органа включают в себя: Поводом к принятию решения о проведении ревизии может быть: Соответствие деятельности организации уставу означает принятие решений органами в соответствии с их компетенцией, соблюдение кворума и процедуры принятия решений, сроков уведомления о созыве и периодичности проведения заседаний органов объединения, соответствие деятельности объединения целям, указанным в уставе. Соответствие деятельности организации законодательству означает принятие решений, не запрещенных действующими нормативно-правовыми актами. При проведении данного вида ревизии протоколы заседаний правления сопоставляются с положениями устава организации и действующего законодательства, отчеты о проведенных мероприятиях сравниваются с целями организации. При проведении контроля расходования средств организации и соблюдения бюджета общественного объединения осуществляется контроль за поступлением и использованием средств организации. Средства объединения должны расходоваться только на цели, предусмотренные в уставе организации. Кроме этого средства (имущество), полученные в виде пожертвований, грантов, целевого финансирования, могут быть использованы только на цели, предусмотренные при передаче данных средств (имущества). Для проверки правильности исполнения бюджета организации первичные документы о поступлении денег на счета объединения либо в кассу и расходовании данных средств сравниваются с составленным бюджетом, отчетами ответственных лиц и т. д. При осуществлении контроля за правильностью и полнотой уплаты членских и вступительных взносов проверяется, все ли члены организации уплатили взносы и сроки, в течение которых данные взносы были уплачены, порядок приема взносов у членов организации, правильность ведения соответствующей документации. Контроль за ведением делопроизводства в организации включает в себя проверку правильности организации работы с документами, в том числе, наличие правильно разработанных бланков и утвержденной номенклатуры дел, правильность составления и оформления документов, регистрации и контроля за их исполнением, сроки и условия хранения документов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общественной организации включает в себя проверку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, контроль за исполнением хозяйственных договоров и др. Меры по результатам ревизии принимаются и контроль за выполнением рекомендованных ревизором мероприятий проводится в различных формах, в зависимости от повода к ее проведению. В случае, когда ревизия проводится в связи с предстоящим заседанием собрания, акт проведенной ревизии заслушивается, обсуждается и утверждается на этом заседании. В случае проведения ревизии на основании жалобы кого-либо из членов организации вместе с актом ревизии составляется ответ на жалобу. Если жалоба признана обоснованной и факт нарушения подтвердился, ревизором правлению даются поручения по устранению данного нарушения. Суд учитывает, что в силу ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" требования данного правового акта касаются только обращений в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, из данного списка исключены такие субъекты рассмотрения обращений, как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, учреждений и общественных объединений. Устанавливая пределы действия указанного Закона, регулирующего обращения граждан, законодатель не распространил его положения на обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри общественных объединений, регулируемых их уставами и положениями; запросы в архивы; иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения. Таким образом, в отношении члена общественной организации не имеет прямое действие положение ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, предусматривающее право гражданина об истребовании документов и материалов. Право члена общественной организации на контроль за деятельностью правления осуществляется посредством его обращения к выборному контрольно-ревизионному органу, подотчетному общему собранию организации. Вместе с тем, в случае несогласия с выводами ревизора и общего собрания член общественной организации в силу ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ вправе обратиться с соответствующими заявлениями в прокуратуру, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, к уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Результаты проверок могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Кроме того, п. 4.12.2 Устава ТРОО «Чистый город» предусмотрена возможность принятия Правлением организации по представлению Председателя правления решения об исключении из членов организации, лиц, самоустранившихся от участия в деятельности организации, препятствующих этой деятельности, не уплачивающих членские взносы. Решение об исключении может быть обжаловано на общем собрании. В соответствии с протоколом заседания правления ТРОО «Чистый город» от 24.02.2011 года Трухан И.Г. исключен из членов организации за неуплату членских взносов, за совершение действий, препятствующих деятельности организации и грубость в отношении членов организации. До настоящего времени Трухан И.Г. решение об исключении не обжаловал, на момент рассмотрения иска в суде не является членом общественной организации и на него не распространяются права, предусмотренные п. 4.8 Устава ТРОО «Чистый город». Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Трухан И.Г. к Туапсинской районной общественной организации «Чистый Город» об истребовании документов - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Туапсинский городской суд Краснодарского края, в течение 10 дней. Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2011 года. Мотивировочная часть решения изготовлена 21 июня 2011 года. Председательствующий:
истечение годового периода деятельности организации; подготовка к проведению очередного общего собрания; заявление члена общественного объединения о нарушении его прав каким-либо из органов организации; письмо государственного органа о необходимости проведения ревизии или о выявленных нарушениях в деятельности объединения; ставшая иным образом известная информация об имеющих место нарушениях в деятельности организации.