Решение по иску Цуркан И.Г. к ООО `Туапсинский балкерный терминал` о запрете строительства, о понуждении произвести демонтаж склада для хранения минеральных удобрений



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«30» июня 2011 года       гор. Туапсе

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе

Председательствующего: Милинчук И.В.

При секретаре:        Долговой О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цуркан И.Г. к ООО «Туапсинский балкерный терминал» о признании строительства Туапсинского балкерного терминала незаконным, приостановлении и запрете его деятельности

УСТАНОВИЛ:

Цуркан И.Г. обратилась в Туапсинский городской суд с иском о признании незаконным в связи с нарушениями санитарных норм и правил строительства Туапсинского балкерного терминала, приостановлении и запрете его деятельности.

В обосновании заявленных требований Цуркан И.Г. указала, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 07.08.1997 N 332 (ред. от 17.08.2006) "О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения", гор. Туапсе является курортом местного значения, т.е. особо охраняемой природной территорией. В границах этой особо охраняемой зоны- гор. Туапсе- ответчиком ведется строительство балкерного терминала, предназначенного для транспортировки, в том числе, временного хранения, минеральных удобрений. Для хранения этих удобрений построен склад вместимостью 116 тыс. тонн. Цуркан И.Г. полагает, что хранение минеральных удобрений противоречит требованиям СанПиН № 4631-88 и СанПин 2.1.5.2582-10, которыми установлен запрет в двухкилометровой полосе в зоне санитарной охраны.

В судебном заседании Цуркан И.Г. поддержала заявленные требования, просила признать строительство балкерного терминала незаконным, приостановить и запретить его деятельность. Позицию истца поддержали ее представители Третьякова Е.В., Хренов Д.А., Яковиди Е.А..

Представитель ответчика Шаронов В.В. пояснил в судебном заседании, что ООО «Туапсинский балкерный терминал» расположено на земельном участке по адресу: ..., кадастровый номер ..., категория - земли поселений, целевое использование - земли промышленности (для промышленных нужд), на территории, ранее принадлежащей ЗАО «Туапсинский судомеханический завод», в границах морского порта Туапсе. Земельный участок, кадастровый номер ..., являясь землей промышленности и одновременно полосой суши, в силу своего целевого использования, и нахождения в границах морского порта Туапсе, не является районом водопользования населения, не относится к особо охраняемой природной территории, не является охраняемым районом и не является рекреационной зоной. Кроме того, представитель ответчика полагает, что в соответствии СанПин 2.1.5.2582-10 распространяется лишь на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, предназначенных для рекреационного, лечебно-оздоровительного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового морского водопользования, к числу которых ООО «Туапсинский балкерный терминал» не относится.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе Р. пояснил в судебном заседании, что СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения» (п. 1.2.) устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей, используемых и перспективных для рекреационного, лечебно-оздоровительного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового морского водопользования населения и не устанавливаетограничений по использованию другими способами района водопользования, и, в частности, строительства причалови комплексов для перевалки грузов. Потенциальное отрицательное влияние ООО «Туапсинский балкерный терминал» на качество морской воды зон рекреации и морского порта Туапсе ни кем и ни чем не подтверждено, все проведенные экологические экспертизы, выполненные различными организациями, в т.ч. и зарубежными исключают неблагоприятное воздействие на качество воды и подтверждают возможность размещения ООО «Туапсинский балкерный терминал» на оговариваемой территории. При проектировании балкерного терминала ОАО «Еврохим» учитывались требования ранее действовавших санитарно-эпидемиологических правил и норм, положения которых не противоречат требованиям СанПиН 2.1.5.2582-10, в том числе и в части предупреждения загрязнения морской воды, в т.ч. и при внештатных ситуациях. Эксперт Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе Р. считает, что нарушений природоохранного законодательства, в том числе санитарных норм и правил при согласования проекта и при строительстве балкерного терминала на территории Туапсинского морского торгового порта не допущено.

Заслушав мнения участников судебного процесса, заключение специалиста Роспортребнадзора, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

В основу своих доводов о незаконности строительства Туапсинского балкерного терминала истица ссылается на нарушения санитарных норм и правил, соответственно действовавших на момент получения разрешительных документов на строительство терминала ("Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 06.07.1988 N 4631-88) и в настоящее время (СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения», утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.02.2010 N 15).

Первый из указанных документов (СанПиН № 4631-88) был разработан в соответствии с "Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик", "Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении", другими принятыми в СССР законодательными актами, правительственными постановлениями, действующими стандартами и правилами, инструктивно-методическими и нормативными документами, с учетом требований "Положения о курортах".

В основу второго документа (СанПиН 2.1.5.2582-10) были положены Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".

Статьей 85 Водного кодекса Российской Федерации" от 16.11.1995 N 167-ФЗ и соответственно ст. 37,47 ныне действующего Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ предусмотрено, что водные объекты используются для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, для лечебных, оздоровительных, рекреационных и иных целей. При этом использование поверхностных водных объектов для транспортных целей осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.

В соответствии с п. 3.3 Устава ООО «Туапсинский балкерный терминал» создано для осуществления перевозок грузов, строительства портовых сооружений, деятельности морского грузового транспорта, транспортной обработки грузов, хранения товаров и транспортных средств на складах.

ООО «Туапсинский балкерный терминал» расположен в границах морского порта Туапсе, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 28.08.2009 N 1243-р (ред. от 06.04.2011).

Статья 4 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации» № 261-ФЗ от 08.11.2007 года определяет терминал, как совокупность объектов инфраструктуры, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

Под перевалкой грузов понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта; технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов.

Балкерами являются специализированные суда для бестарной перевозки навалочных и насыпных грузов.

Нахождение ООО «Туапсинский балкерный терминал» полностью согласуется со ст. 28 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации» № 261-ФЗ от 08.11.2007 года, предусматривающей, что земельные участки в границах территории морского порта, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности. В границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Пунктом 1 указанной статьи установлено, что в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей ст. 64 Водного кодекса РФ N 74-ФЗ определено, что зоны и округа санитарной охраны могут быть созданы для охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами (статья 115 Водного кодекса РФ N 167-ФЗ дополнительно допускала установление санитарных зон, округов для охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

Статья 111 Водного кодекса РФ N 74-ФЗ, кроме зон санитарной охраны, предусматривает такой вид защитных зон, как водоохранные, т.е. территорий, примыкающих к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аналогичный порядок установлен и ст. 65 Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

Требования о запрете строительства и эксплуатации ООО» Туапсинский балкерный терминал» вытекают из ошибочной трактовки истицей п. 2.4, п. 4.4.2 СанПиН № 4631-88, устанавливающей, что граница зоны санитарной охраны района водопользования населения определяется в сторону моря границами территориальных вод и в обе стороны от района водопользования по линии уреза воды на 10 км, а в глубь полосы суши на 2 км, и запрещающей строительство в этой зоне складов для хранения химических веществ, включая ядохимикаты, минеральные удобрения, горюче-смазочных материалов. Подобные ограничения предусмотрены и п.п. 2.3, 2.4, 4.9.2 СанПиН 2.1.5.2582-10.

По смыслу п.4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 64 Водного кодекса РФ N 74-ФЗ и 115 Водного кодекса РФ N 167-ФЗ данные требования распространяются лишь на водные объекты, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, либо используются для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.

Воды Черного моря не пригодны для нужд питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.

Истица ссылается на Постановление Главы администрации Краснодарского края от 07.08.1997 N 332 (ред. от 17.08.2006) "О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения", пунктом 1.12 которого Туапсе отнесено к курортам местного значения, а потому в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" территория Туапсе является лечебно-оздоровительной местностью.

Вместе с тем, право субъекта РФ на собственное нормотворчество влечет за собой обязанность субъекта соблюдать конституционные требования о согласованности правовых норм в системе действующего законодательства. Статьей 3 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ установлен принцип верховенства федерального законодательства, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Поскольку распоряжением Правительства РФ от 28.08.2009 N 1243-р, имеющим верховенство над законодательством субъекта федерации, определены границы Туапсинского морского порта, на занимаемую морским портом территорию и акваторию не распространяются ограничения и запреты, предусмотренные актами властных и законотворческих структур Краснодарского края, касающиеся охраняемых зон курортов местного значения.

Предприятие ООО «Туапсинский балкерный терминал» расположено на земельном участке площадью 53.697 кв. метров по адресу .... Основным видом деятельности предприятия планируется перевалка сухих гранулированных минеральных удобрений, годовой объем которых составляет 2,3 млн. тонн, в том числе:

  • карбамида (мочевины)- 1,0 млн.т,
  • аммофоса- 0,3 млн.т,
  • нитроаммофоса-0,3 млн.т
  • калийной соли - 0,7 млн.т.

Для перевалки минеральных удобрений будет использоваться специализированный причал длиной 245 метров, соединенный с берегом подходной эстакадой, обеспечивающей подачу на загрузку в балкера минеральных удобрений. К основным береговым технологическим сооружениям относятся: станция разгрузки специализированных вагонов-хопперов, склад минеральных удобрений, пересыпные и приводные станции, контейнерные галереи. Станция разгрузки вагонов представляет собой закрытое здание для одновременной разгрузки четырех вагонов в приемные бункеры. Для временного хранения минеральных удобрений предусмотрен крытый механизированный склад хребтового типа вместимостью до 100 тысяч тонн удобрений, оборудованный для исключения выхода пыли минеральных удобрений наружу вакуумной установкой. Для удаления запыленного воздуха от мест перегрузки минеральных удобрений предусмотрены аспирационные установки фирмы «Dantherm». Непосредственно в трюмы балкерных судом удобрения будут загружаться с помощью телескопической течки, оборудованной насадкой для уменьшения пылеобразования.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 в ред. от 09.09.2010 г.), под санитарно-защитной зоной понимается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п. 7.1.14 для складов, причалов и мест перегрузки и хранения грузов санитарно-защитные зоны установлены

  • 1 класса 1000 метров - для открытых складов и мест разгрузки апатитного концентрата, фосфоритной муки, цементов и других пылящих грузов при грузообороте более 150 тыс. т/год, в ее состав не входят транспортно-технологические схемы с применением складских элеваторов и пневмотранспортных или др. установок, исключающих вынос пыли грузов;
  • 2 класса 500 метров - для открытых складов и места разгрузки апатитного концентрата, фосфоритной муки, цементов и других пылящих грузов при грузообороте менее 150 тыс. т/год, открытых складов и мест перегрузки минеральных удобрений, и других минералов (серы, серного колчедана, гипса и т.д.);
  • 3 класса 300 метров- для открытых складов и мест разгрузки и погрузки пылящих грузов (апатитного концентрата, фосфоритной муки, цемента и т.д.) при грузообороте менее 5 тыс. т/год, закрытые склады, мест перегрузки и хранения затаренного химического груза (удобрений, органических растворителей, кислот и других веществ);
  • 4 класса 100 метров - для транспортно-технических схем перегрузки и хранения апатитового концентрата, фосфоритной муки, цемента и др. пылящих грузов, перевозимых навалом, с применением складских элеваторов и пневмотранспортных или других установок и хранилищ, исключающих вынос пыли во внешнюю среду.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия, на основании заключения Кафедры коммунальной гигиены Российской медицинской академии последипломного образования № 76/68 от 02.2.2005 года, в письме № 0100/882-05-31 от 09.02.2005 года сделан вывод, что комплекс «Туапсинский балкерный терминал» относится к предприятием 4 класса с санитарно-защитной зоной 100 метров.

Согласно экспертному заключению Федерального государственного учреждения здравоохранения в Краснодарском крае № 9810/03-01 от 20.09.2010 года суммарная масса годовая масса загрязняющих веществ в результате деятельности Туапсинского балкерного терминала не превысит 4759 кг, при этом расчеты рассеивания, выполненные для наиболее неблагоприятного режима выбросов источников загрязнения ТБТ с учетом фонового загрязнения свидетельствуют, что область, ограниченная изолинией 0,8 ПДК (предельно допустимой концентрации) располагается в акватории моря и не достигает береговой черты. Эксперты пришли к выводу, что результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ и акустические расчеты соответствуют требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Физические факторы производственной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36), ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.05.2003), СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест.(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14).

Факт соответствия проекта организации санитарно-защитных зон для ООО «Туапсинский балкерный терминал» СанПиН 2.1.6.1032-01, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 подтвержден санитарно-эпидемиологическим заключением № ..., выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Краснодарскому краю.

Возможность перевозки аммофоса, карбамида, нитроаммофоса, калийной соли по территории гор. Туапсе до станций разгрузки на территории ООО «Туапсинский балкерный терминал» железнодорожным транспортом навалом и насыпью в крытых вагонах - хопперах для минеральных удобрений (вагонах-минераловозах) предусмотрена Приказом МПС РФ от 25.06.2003 N 52 (ред. от 24.07.2009) "Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом".

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 18.04.2011) "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" предусмотрено, что в 2010 - 2015 годах в российских морских портах будут введены в эксплуатацию высокопроизводительных перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн. тонн в год, будет способствовать улучшению условий труда портовых рабочих и повышению уровня охраны окружающей природной среды. В результате реализации подпрограммы подавляющая часть пылящих грузов (уголь, минеральные удобрения и др.) будет перегружаться на специализированных комплексах с применением новейших технологий, что позволит, улучшить экологическую обстановку в портах, прибрежных зонах и в населенных пунктах, где эти порты расположены.

Указанные требования по повышению уровня охраны окружающей среды полностью учтены при строительстве балкерного терминала.

Так, эксперт Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе Р. пояснил, что по имеющимся данным выбросы от деятельности «Туапсинского НПЗ» составляют 3 000 тонн в год, выбросы «Туапсинского морского торгового порта» - 1 600 тонн в год, выбросы «Туапсинская нефтебаза»- 800 тонн в год. Доля Туапсинского балкерного терминала в совокупных выбросах составит 0,09% (4.900 кг), без учета воздействия на окружающую среду транспортных средств, выбросы от которых выше выбросов ведущих промышленных предприятий Туапсе.

Строительство Туапсинского балкерного терминала завершено в июле 2010 года. Согласно Акту приемки законченного строительством объекта ООО «Туапсинский балкерный терминал» от 27.07.2010 года, работы по строительству объекта ООО «Туапсинский балкерный терминал» выполнены в полном объеме.

06.05.2011 года Сочинским отделом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Северо-Кавказского Управления выдано Заключение №10-157-20-20 «о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации».

Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в адрес ООО «Туапсинский балкерный терминал» выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 23-49 от 18.05.2011 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

  1. В удовлетворении исковых требований Цуркан И.Г. о признании в связи с нарушениями санитарных норм и правил строительства Туапсинского балкерного терминала незаконным, приостановлении и запрете его деятельности - ОТКАЗАТЬ.
  2. Мотивировочная часть решения изготовлена 01 июля 2011 года.
  3. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в срок до 14 июля 2011 года.

Судья: