К делу № 2-785/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «28» июня 2011 года Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: Калиниченко А.В., с участием истца, заместителя Туапсинского транспортного прокурора Евтых Т.Ш., представителя ответчика - генерального директора ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» Дубовик Д.А., при секретаре Макаровой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Туапсинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» об обязании устранить нарушения, УСТАНОВИЛ: Заместитель Туапсинского транспортного прокурора, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об обязании ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» устранить нарушения требований федеральных законов Российской Федерации №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» и №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Свои требования мотивировал тем, что Туапсинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму на объектах транспортной инфраструктуры, в ходе чего установлено, что ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» не принимаются необходимые меры для обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности предприятия. Так, в 1 квартале 2011 года Туапсинской транспортной прокуратурой в результате проверки ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» выявлены следующие нарушения: 1) охрана границ морского порта осуществляется охранниками службы безопасности предприятия, у которых отсутствуют полномочия по досмотру транспортных средств и физических лиц, отсутствуют специальные средства, чем нарушены требования ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которых охрану границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность в морском порту, обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении; 2) существующая система охраны предприятия, состоящая из двух постов дислоцированных на КПП при въезде на территорию предприятия и на границе зоны таможенного контроля (по одному охраннику на каждом посту в смену) не позволяет обеспечивать защиту объекта транспортной инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства, поскольку исключает возможность патрулирования территории предприятия, пресечения деятельности лиц, незаконно проникнувших на его территорию. Выявленные нарушения свидетельствовали о том, что существовавшая охрана территории ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» не отвечала требованиям по должному обеспечению безопасности антитеррористической и противодиверсионной защите. Указанные недостатки в достаточной мере не гарантировали безопасность портового комплекса от внутренних и внешних угроз. По результатам проверки в феврале 2011 года Туапсинской транспортной прокуратурой генеральному директору ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» вносилось представление об устранении нарушений закона. Из ответа на представление следует, что руководством ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» устранило выявленные нарушения. Дополнительно проведенной проверкой в мае 2011 года установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, руководством ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» каких-либо мер по обеспечению антитеррористической защищенности предприятия и исполнению требований указанных законов не предпринято. Так, в ходе последней проверки выявлены нарушения аналогичные выявленным в феврале 2011 года, а также возникшие в результате деятельности предприятия - повреждения ограждения в административной и портовой зоне, отсутствие тревожной кнопки экстренного вызова, недостаточное освещение портовой и административной зоны. Кроме того, 19.05.2011 года с привлечением сотрудников отдела в г. Туапсе УФСБ РФ по Краснодарскому краю проведен оперативный эксперимент с запуском «учебных террористов» на территорию ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт». При этом на предприятие заранее направлена ориентировка с указанием примет «учебных террористов» и их намерений. В ходе оперативного эксперимента служба охраны ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» не смогла выявить «учебных террористов», которые беспрепятственно проникли на территорию предприятия, осуществили закладки муляжей взрывных устройств в административном здании и покинули объект, что также свидетельствует о ненадлежащем обеспечении охраны портового комплекса. Таким образом, несмотря на ранее внесенные представления, организация обеспечения безопасности ООО «Предприятие Туапсинский Морской Коммерческий Порт» находится в неудовлетворительном состоянии, каких-либо мер по устранению сложившейся ситуации не принято, территория предприятия не оборудована в минимально необходимом объеме техническими средствами защиты - тревожной кнопкой экстренного вызова, территория в пределах границы морского порта не охраняется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта или соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящихся в его ведении. В судебном заседании заместитель Туапсинского транспортного прокурора Евтых Т.Ш. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, ходатайствовал об их удовлетворении, а также просил признать незаконным бездействие ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт», выражающееся в неисполнении требований федеральных законов Российской Федерации №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» и №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представитель ответчика - генеральный директор ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» Дубовик Д.А в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, указывая, что финансовое состояние ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» не позволяло ранее и не позволяет в настоящее время выполнить указанные в заявлении требования, при поступлении финансовых средств необходимые меры могут быть приняты не ранее сентября 2011 года. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования заместителя Туапсинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Согласно ст. 3 ФЗ РФ №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Ст. 2 ФЗ РФ №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» установлено, что меры противодействия терроризму должны быть соразмерны степени террористической опасности. В соответствии со ст. 2, 8 ФЗ №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности, помимо прочих, являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности. Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Согласно с ч. 1 ст. 4 ФЗ №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, то есть юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, или использующие их на законном основании. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности, и несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 2, 9 Закона граждане, общественные или иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ. Основными функциями системы безопасности являются выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации. ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» является владельцем портовых средств и сооружений, которые граничат с акваторией моря, осуществляет перевалку товаров. Так, обязанность по обеспечению требований Федеральных законов Российской Федерации №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» и №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возложена на ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт». Согласно исследованным материалам дела ответчиком ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» проигнорированы указанные требования законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму, что может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность предприятия, то есть совершения противоправных действий угрожающих безопасной деятельности в области транспорта, а также влекущих угрозу причинения вреда здоровью граждан, загрязнение акватории моря, захват и угон морского судна, либо иных негативных последствий. В силу гражданско-процессуального законодательства каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако, представителем ответчика достаточных доказательств, опровергающих доводы истица, не представлены, доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых средств у общества не могут быть приняты во внимание судом в качестве обстоятельства, освобождающего от исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму, при этом обстоятельства несоблюдения требований законодательства ответчиком не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, муниципальных образований. Указанный способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц избран на основании ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» допущены нарушения законодательства, а именно федеральных законов Российской Федерации №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» и №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего юридического лица устранить в полном объеме допущенные нарушения. Таким образом, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования заместителя Туапсинского транспортного прокурора - удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт», выражающееся в неисполнении требований федеральных законов Российской Федерации №16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности», №35 ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» и №261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязать ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» обеспечить: - оборудование стационарных постов охраны тревожной кнопкой экстренного вызова; - монтирование дополнительного освещения административной и портовой зоны предприятия, позволяющего в ночное время вести визуальное наблюдение за территорией; - охрану территории предприятия в пределах границы морского порта подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта или соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящихся в его ведении; - систематическое патрулирование территории предприятия сотрудником охраны. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Туапсинский городской суд Краснодарского края. Председательствующий: