Решение по иску Ступицкого В.И. к Меликсетовой Н.И. о признании договора купли-продажи незаконным



                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                                    Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года                                                                Туапсинский городской суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Щербак Н.А.

При секретаре: Никишовой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ступицкого В.И. к Меликсетовой Н.И., Александровой Л.Б., администрации муниципального образования Туапсинский район, администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании незаконным договора купли-продажи и применении последствий признания договора ничтожным, признании утратившими право пользования жилым помещением,

                                                            У С Т А Н О В И Л:

       Ступицкий В.И. обратился в суд с иском к Меликсетовой Н.И., Александровой Л.Б., администрации муниципального образования Туапсинский район, администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании незаконным договора купли-продажи и применении последствий признания договора ничтожным, признании утратившими право пользования жилым помещением, мотивировав свои требования тем, что в 2010 г. ему стало известно, что Меликсетова Н.И. воспользовалась государственной программой улучшения жилищных условий, как ветеран ВОВ в соответствии с ФЗ № 327 от 2010 г. По данной программе ей была выплачена денежная субсидия на покупку жилья. По федеральному закону о предоставлении жилья ветеранам ВОВ жилье предоставляется один раз и так как Меликсетова Н.И. была уже обеспечена жильем от государства, то для получения нового жилья в собственность ей необходимо было передать старое в собственность государства, то есть выполнить порядок мены. Между тем Мелексетова Н.И., договором купли-продажи от 09.08.2010 г. продала комнату в коммунальной квартире своей дочери Александровой Л.Б. Между тем данными действиями были нарушены его права. Так не возврат Мелексетовой, а равно как и не истребование МО г. Туапсе в собственность государства комнаты в коммунальной квартире, нарушает его право на приобретение освободившейся комнаты в коммунальной квартире в собственность. В связи с чем, просит признать договор купли-продажи от 09.08.2010 г. незаконным, применить последствия признания договора ничтожным, признать утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г. Туапсе, ул. ...

      В судебном заседании Ступицкий В.И. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

      В судебном заседании представитель Меликсетовой Н.И. по доверенности Малыгина Ф.М. просила в удовлетворении иска отказать.

      В судебном заседании Александрова Л.Б. просила в удовлетворении иска отказать.

      В судебном заседании представитель администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района по доверенности Олейникова И.Н. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что нормативно-правовые акты не предусматривают обязанность гражданина, получившего социальную выплату, передавать находящееся у него в собственности жилое помещение, в федеральную собственность, равно как и не предусматривает обязанность органа местного самоуправления поселения по истребованию у данной категории граждан жилого помещения в федеральную собственность.

     В судебном заседании представитель администрации МО Туапсинский район по доверенности Дзюба Е.А. просил в удовлетворении иска отказать.

        Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

       Как следует из материалов дела Ступицкий В.И. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан является собственником комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Туапсе, ул. .., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2002 г.

       Ступицкий В.И., обращаясь с суд с иском о признании незаконным договора купли-продажи и применении последствий признания договора ничтожным, признании утратившими право пользования жилым помещением, обосновывает свои требования о признании договора купли-продажи незаконным и применении последствий признания договора ничтожным тем, что Меликсетова Н.И., получив субсидии на покупку жилья, как ветеран ВОВ, должна была передать в собственность государства принадлежащее ей жилое помещение, а администрация Туапсинского городского поселения должна была истребовать у Меликсетовой Н.И. жилье, однако, администрация не истребовала у Меликсетовой жилое помещение в федеральную собственность. В результате нарушения данного порядка ответчиками, Меликсетова Н.И. в нарушение требований закона заключила договор купли-продажи с Александровой Л.Б. и лишила его права на приобретение у администрации Туапсинского городского поселения комнаты в коммунальной квартире, принадлежащее ранее Меликсетовой Н.И.

       Суд считает, что вышеуказанные доводы Ступицкого В.И. несостоятельны по следующим основаниям:

       Из материалов дела следует, что на основании постановления главы города Туапсе от 13.09.2000 г. № .. и договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 15.09.2000 г. коммунальная квартира № .. в г. Туапсе была передана в совместную собственность Б. и его жене Меликсетовой Н.И..

       Б. умер - 10 декабря 2004 г., что подтверждается свидетельством о смерти.

      Меликсетова Н.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.08.2005 г., свидетельства о праве общей долевой собственности от 04.08.2005 г. являлась собственником комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Туапсе, ул. ..

       Решением Туапсинского районного суда от 22.03.2010 г., вступившим в законную силу 02.04.2010 г. иск Туапсинского межрайонного прокурора удовлетворен. Меликсетова Н.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и администрация МО Туапсинский район обязана принять Меликсетову Н.И. на учет нуждающихся в жилом помещении как ветерана ВОв.

       Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 17.05.2010 г. № .., Меликсетова Н.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

На основании договора купли-продажи от 09.08.2010 г. заключенного между Меликсетовой Н.И. и Александровой Л.Б., последняя является собственником комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Туапсе, ул. .., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2010 г.

       Сделка может быть признана судом недействительной по основаниям, предусмотренным ст.ст. 162, 165, 168-179 ГК РФ и данный перечень оснований является исчерпывающим.

     Согласно п.1, п.2 ст. 23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 данной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

      Закон Краснодарского края от 28.07.2006 № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельной регулирует отношения, связанные с предоставлением мер поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных в частности, определенных федеральными нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти Краснодарского края (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

     К гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся ветераны и приравненные к ним лица: категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (п.7 ч.2 ст. 1 Закона).

      Согласно ч.1 ст. 1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 № 1535-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий».

      Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 № 808 утвержден Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем.

     Порядок определяет правила предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан, перечисленным в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятых в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем.

     Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан, перечисленным в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятых в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края до предельного срока на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Порядком осуществляет департамент социальной защиты населения Краснодарского края.

    Списки претендентов формируются органами местного самоуправления из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете, заявление на имя руководителя уполномоченного органа Краснодарского края о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по установленной Порядком форме (пункт 8 Порядка).

     Пунктом 41 Порядка предусмотрено право гражданина в пределах срока, указанного в пункте 40 Порядка, на приобретение в собственность на территории Краснодарского края на первичном или вторичном рынках жилья у любых физических, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 28 и частью 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, или юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (комнату, квартиру (часть квартиры), жилой дом (часть жилого дома), в том числе с учетом надворных построек, а также земельного участка, на котором расположен такой жилой дом (часть жилого дома)) либо долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение.

      Доводы истца о том, что при получении социальной выплаты Меликсетова Н.И. должна была передать в собственность государства принадлежащее ей жилое помещение, а администрация города должна была истребовать у Меликсетовой Н.И. занимаемую ею жилую площадь, нормативно не обоснованы.

    Положения вышеуказанных нормативно-правовых актов не предусматривают обязанность гражданина, получившего социальную выплату, передавать находящееся у него в собственности жилое помещение, в федеральную собственность, равно как и не предусматривает обязанность органа местного самоуправления поселения по истребованию у данной категории граждан жилого помещения в федеральную собственность.

    Собственник в соответствии со ст. 35 Конституции РФ может быть лишен права собственности только по решению суда. Меликсетова Н.И. не была лишена права распорядиться по своему усмотрению принадлежащей ей на праве собственности квартирой.

      В связи с чем, оснований для признания незаконным договора купли-продажи от 31.08.2010 г. и применении последствий признания договора ничтожным не имеется. Следовательно и не подлежат удовлетворению и требования Ступицкого В.И. о признании утратившими право пользования вышеуказанным жилым помещением.

          На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении иска Ступцикого В.И. к Меликсетовой Н.И., Александровой Л.Б., администрации муниципального образования Туапсинский район, администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании незаконным договора купли-продажи и применении последствий признания договора ничтожным, признании утратившими право пользования жилым помещением - отказать.

       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней через Туапсинский городской суд.

Председательствующий: