Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе: Председательствующего: Щербак Н.А. При секретаре: Никишовой Е.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Коханова Ю.А., Мищенко А.А., Лутай И.Ф., Иванова А.А. к ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» (ОАО «ТСРЗ») об истребовании имущества из чужого незаконного владения, У С Т А Н О В И Л: Коханов Ю.А., Мищенко А.А., Лутай И.Ф., Иванов А.А. обратились в суд с иском к ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, мотивировав свои требования тем, что в апреле 1967 на Туапсинском судоремонтном заводе рабочими и инженерами завода была создана Общественная Верфь спортивного судостроения. В инициативную группу вошли рабочие мастера, конструкторы инженер -механик - Быков В.П., конструктор - Облаков А.В., старший мастер корпусного цеха - Лутай И.Ф., бригадир разметчиков - электросварщик - Фучижи С.П., бригадир судовых электриков - Мищенко А.А., мастер корпусного цеха - Иванов А.А., старший мастер штурманской радио навигации - Коханов Ю.А., бригадир электросварщиков - Натхо И.А., мастер дерево цеха - Горбатюк С.К., прораб - Тюрин А.М. Цель создания Судоверфи оказание помощи заводскому детскому Яхт-клубу СРЗ и детской спортивной школе «Олимпийского резерва» спортивными детскими яхтами. В результате общих условий в ноябре 1968 г. была спущена на воду крейсерская яхта международного класса «Лада», в 1971 г. переименована в «Дзержинец» и в 1978 г. в «Заря». За этот период общественной верфью СРЗ было спроектировано и построено еще восемь яхт детского международного класса, которые были переданы строителями - создателями бесплатно детскому яхт-клубу СРЗ, которые принимали участие в Союзных и международных регатах в г. Туапсе. В 1991 г. государственный судоремонтный завод им. «Дзержинского» реорганизован в ОАО»ТСРЗ». В передаточной ведомости недвижимого имущества продаваемого и передаваемого ОАО «ТСРЗ» яхта «Заря» не значится. По решению строителей и создателей яхты «Заря» в 1992 г. был продан заявочный лист регистрации яхты, ее собственниками по рассмотрению которого, яхте «Заря» был выдан «Судовой билет яхты» в котором были указаны собственники яхты - Быков В.П., Облаков А.В., Лутай И.Ф., Фучижи С.П., Мищенко А.А., Иванов А.А., Коханов Ю.А., Натхо И.А., Горбатюк С.К., Тюрин А.М. назван судовладелец - профсоюз ОАО «ТСРЗ». Собственники яхты «Заря» и судовладелец внесены в «Судовой билет яхты» в регистрационную книгу и реестр морских парусных спортивных яхт ФПС. В 1999 г. собственниками яхты «Заря» и профкомом ОАО «ТСРЗ» составлен акт о передаче яхты в доверительное управление и на баланс профкома ОАО «ТСРЗ», о чем было составлено письменное соглашение. Однако, затем председатель профкома ОАО «ТСРЗ» не уведомляя собственников, без решения профкома, общего собрания передал с баланса профкома на баланс ОАО «ТСРЗ» яхту «Заря». В связи с чем, просят изъять из незаконного владения ОАО «ТСРЗ» парусно-моторную яхту «Заря» с принадлежащим ей «Кильблоком» и возвратить недвижимую собственность истцам, уведомление - распоряжение № ООТиЗ 3946 от 19.10.2010 г. генерального директора ОАО «ТСРЗ» Глушакова И.В. в части вывода из эксплуатации спортивной парусной яхты «Заря» признать противоправным устранить допущенное нарушение, договор соглашение с обременением от 06.12.1999 г. расторгнуть в связи с отказом профкома от исполнения условий соглашения, акт председателя профкома ОАО «ТСРЗ» и руководства ТСРЗ «о передаче с баланса профкома на баланс ОАО «ТСРЗ» спортивно-моторной яхты «Заря» признать противоправным. Коханов Ю.А., Мищенко А.А., Лутай И.Ф., Иванов А.А. обратились в суд с дополнительными исковыми требованиями, в которых просили изъять из чужого незаконного владения ответчика спортивно-парусную яхту «Заря» с принадлежащим ей кильблоком и возвратить недвижимую общую совместную собственность истца, уведомление-распоряжение № ООТ и З 3946 от 19.10.2010 г. генерального директора ОАО «ТСРЗ» Глушакова И.В. в части вывода из эксплуатации спортивной парусно-моторной яхты «Заря» признать противоправным и устранить допущенные нарушения, договор соглашение с обременением от 06.12.1999 г. расторгнуть, акт от 06.12.1999 г. признать противоправным и отменить. В судебном заседании Коханов Ю.А., Мищенко А.А., Лутай И.Ф., и Иванов А.А. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства. В судебном заседании представитель ОАО «ТСРЗ» по доверенности Пузин Г.А. просил в удовлетворении иска отказать и применить к требованиям истцов срок исковой давности. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям: На основании статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Положение статьи 301 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что предметом виндикационного иска может быть только индивидуально-определенное имущество, имеющееся у незаконного владельца в натуре. При рассмотрении спора об истребовании имущества из чужого незаконного владения должны быть установлены наличие права собственности или иного вещного права истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество. Из материалов дела следует, что спорное имущество -парусная моторная спортивная яхта «Заря» построена в 70-х годах на Туапсинском судоремонтном заводе и находилась на территории завода с момента постройки и по настоящее время. Корпус судна и устройства изготавливались из принадлежащих заводу материалов; устройства и детальные вещи приобретались отделом снабжения предприятия с разрешения руководства завода, что подтверждается актом от 6 декабря 1999 года. В 1992 году произведена приватизации государственного предприятия - судоремонтный завод им. Дзержинского в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 года. Собственником имущества, в том числе и спорного имущества - яхты «Заря» стало ОАО «Туапсинский судоремонтный завод», которое использует и несет бремя собственника на все приватизированное имущество с момента приватизации и по настоящее время. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Так, из материалов дела следует, что ОАО «ТСРЗ» несло расходы на содержание яхты, в том числе и расходы на текущий ремонт, стоянку, а на заводе введена должность капитана и матроса яхты. Однако, из материалов дела не усматривается и истцами не представлено, суду доказательства о несении расходов при строительстве яхты, ее содержании. Сами истцы пояснили в судебном заседании, что в строительстве этой яхты принимало участие ползавода и все рабочие завода могли по установленному графику ходить на яхте в море. Но, когда они узнал, что руководство завода ее продало, они возмутились и решили обратиться в суд. В соответствии со статей 33 КТМ РФ, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения прав на него подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Право собственности на спорное имущество ОАО «ТСРЗ» подтверждается имеющимся в материалах дела регистрационным свидетельством Государственной яхтенной инспекции, в соответствии с которым ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» является собственником и судовладельцем яхты «Заря», дата постановки на учет 02.06.2003 г. В подтверждение доводов истцов о том, что именно они являются собственниками спорной яхты, ими представлено свидетельство, однако ими не представлено доказательств, что ранее выданное свидетельство о праве собственности на судно за ОАО «ТСРЗ» аннулировано. Какие-либо отметки о снятии яхты с регистрационного учета в представленных истцами доказательствах отсутствуют. Из акта от 06.12.1999 г. следует, данный акт утвержден заместителем генерального директора по экономике и кадрам Яцуковым Г.В. Согласно Устава государственного предприятия судоремонтного завода им. Дзержинского, утвержденного директором департамента морского транспорта, зарегистрированном под № 839 Постановлением главы администрации г. Туапсе от 10.09.1992 г. № 677.1 все документы денежного, материально-имущественного, расчетного и кредитного характера подписываются директором завода и главным бухгалтером. Таким образом, акт от 06.12.1999 г. не подтверждает факт передачи яхты «Заря» на баланс профкома, так как он не подписан главным бухгалтером и председателем профкома. Из имеющихся в материалах дела справки ОАО «ТСРЗ» № БУХ-1686 от 27.07.2011 г., а также справки первичной профсоюзной организации ОАО «ТСРЗ» от 16.11.2011 г. следует, что яхта «Заря» на балансе профсоюзной организации не числилась. Кроме того, суд считает, что истцами пропущен срок исковой давности. В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 200 данного Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, срок исковой давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения. Так, из пояснений истцов следует, их право по владению яхтой было уже ограничено еще в 1999 г., когда они были вынуждены писать заявление на имя заместителя директора завода Яцукова Г.В. о предоставлении возможности выйти на яхте в море, но не возражали против этого, так как боялись, что будут уволены с завода. Истцы обратились в суд 26.01.2010 г., то есть с пропуском срока. Уважительных причин пропуска срока ими не представлено. Истцами ставится требование о расторжении соглашения с обременением от 06.12.1999 г. о доверительном управлении спортивной парусно-моторной яхтой «Заря», однако данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку данное соглашение не является договором, так как не подписано председателем профкома, следовательно, к нему не может быть применена ст. 450 ГК РФ. Что касается требований о признании распоряжения № ООТ и З 3946 от 19.10.2010 г. генерального директора ОАО «ТСРЗ» Глушакова И.В. в части вывода из эксплуатации спортивной парусно-моторной яхты «Заря» и акта от 27.07.1999 г. о передаче на баланс ОАО «ТСРЗ» яхты «Заря» противоправными, то они удовлетворению не подлежат, так как данным распоряжением и актом не нарушаются права и интересы истцов. В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда. Поскольку в удовлетворении иска отказано, то суд считает, что обеспечительные меры принятые по определению Туапсинского городского суда от 28 января 2011 г. в виде наложения ареста на парусно-моторную спортивную яхту «Заря» с принадлежащим ей «Кильблоком» и определению Туапсинского городского суда от 29 июня 2011 г. в виде запрета администрации ОАО «ТСРЗ» производить сделки в отношении спортивной парусно-моторной яхты «Заря» с принадлежащим ей «Кибельблоком» подлежат отмене. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Коханова Ю.А., Мищенко А.А., Лутай И.Ф. и Иванова А.А. к ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» об истребовании имущества из чужого незаконного владения - отказать. Отменить обеспечительные меры, принятые по определению Туапсинского городского суда от 28 января 2011 г. и определению Туапсинского городского суда от 29 июня 2011 г. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней через Туапсинский городской суд. Председательствующий: