Решение по иску Туапсинского межрайонного прокурора к МУП `Райводоканал` о признании действий незаконными



К делу № 2-1504/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                           

«20» декабря 2011 года                                                           г.Туапсе

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего:                     Желдаковой В.П.

С участием помощника Туапсинского межрайонного прокурора: Русавина В.О.,

Представителей Ответчика МУП «Райводоканал» - Скрыпник Л.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2011 года;

при секретаре судебного заседания: Хатковой З.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Туапсинский район «Райводоканал» о признании действий (бездействия) незаконными, и обязании устранить нарушения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Туапсинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Туапсинский район «Райводоканал» (далее по тексту МУП «Райводоканал») о признании незаконными действия (бездействие), выразившееся в части не принятия мер по осуществлению ремонта глубоководных выпусков, расположенных в п. Джубга, с. Лермонтово Туапсинского района, а также не надлежащей эксплуатации очистных и водозаборных сооружений, расположенных в п. Джубга, с. Лермонтово, с. Тенгинка, п. Новомихайловский, с. Ольгинка, с. Кривенковское, п. Кирпичный, с. Георгиевское, с Индюк Туапсинского района; обязании устранить имеющиеся нарушения.

Свои требования мотивировал тем, что в ноябре - декабре 2011 года прокуратурой, с участием специалистов Росприроднадзора по ЮФО и ФГУ «ЦЛАТи по ЮФО» проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства в деятельности Ответчика, осуществляющего эксплуатацию глубоководных выпусков, а также очистных и водозаборных сооружений в поселениях Туапсинского района. Установлено, что МУП «Райводоканал» принял на баланс глубоководные выпуски, очистные и водозаборные сооружения, находящиеся на территории поселений, о чем заключены договоры и составлены акты. По условиям договоров МУП «Райводоканал» обязался поддерживать переданное имущество в исправном техническом состоянии, своевременно производить своими силами и за свой счет текущий ремонт указанного имущества. Однако, в ходе проверки установлено, что через морские глубоководные выпуски, расположенные в п. Джубга и с. Лермонтово Туапсинского района осуществляется выброс в Черное море прошедших очистку жидких бытовых отходов. По результатам анализа сточных вод установлено выявлено превышение показателей загрязняющих веществ в очищенной сточной воде по азоту нитритов в 1,1-3,0 раза, по азоту аммонийному 1,05-1,19 раза, по азоту нитратов 1,1-2,2 раза, по фосфатам в 1,07 раза. Кроме того, на указанных очистных сооружениях имеются стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: первичные и вторичные отстойники очистных сооружений, биофильтры, иловые площадки, однако разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у МУП «Райводоканал» отсутствуют. На указанных водозаборных сооружениях в нарушении п. 3.6. «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», не производятся исследования воды из водозаборных скважин на радиационную безопасность. Также выявлено, что территория зоны санитарной охраны водозаборного сооружения, расположенного в п. Джубга Туапсинского района в нарушении п. 3.2.1.1. «Санитарных правил и норм» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не ограждена. На водозаборных сооружениях, расположенных в п. Новомихайловский, с. Кирпичное и с. Георгиевское Туапсинского района в нарушении п. 3.4.2. и 4.4. вышеуказанных «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», не соблюдается технология обеззараживания воды, а именно: не обеспечивается 60 минутный контакт воды с хлоросодержащим реагентом, не производится контроль за содержанием свободного остаточного хлора перед подачей в распределительную сеть. Проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения с. Георгиевское, с. Кирпичное и с. Кривенковское МУП «Райводоканал» в нарушении п. 1.11. «Санитарных правил и норм» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не разработаны. В деятельности МУП «Райводоканал» не соблюдаются требования природоохранного законодательства, в части образования отходов производства и потребления при отсутствии лимитов на размещение отходов. Таким образом, считают, что при эксплуатации глубоководных выпусков, очистных и водозаборных сооружений МУП «Райводоканал» не обеспечивается выполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате чего создаётся угроза жизни и здоровью людей.

В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Русавин В.О., исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил требования удовлетворить, признать действия (бездействие) Ответчика в части не принятия мер по осуществлению ремонта глубоководных выпусков, расположенных в п. Джубга, с. Лермонтово Туапсинского района, а также не надлежащей эксплуатации очистных и водозаборных сооружений, расположенных в п. Джубга, с. Лермонтово, с. Тенгинка, п. Новомихайловский, с. Ольгинка, с. Кривенковское, п. Кирпичный, с. Георгиевское, с Индюк Туапсинского района незаконными; Обязать устранить нарушения, а именно: производить исследования воды из водозаборных скважин на радиационную безопасность; территорию зоны санитарной охраны водозаборного сооружения, расположенного в п. Джубга оградить; разработать проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения в с. Георгиевское, с. Кирпичное, с. Кривенковское; получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также устранить повреждения на глубоководных выпусках в п. Джубга, и с. Лермонтово Туапсинского района.

Представитель Ответчика - МУП «Райводоканал» - Скрыпник Л.А., действующая по доверенности, в судебном заседании требования Туапсинского межрайонного прокурора признала, считает их обоснованными. При этом пояснила, что МУП «Райводоканал» создано постановлением администрации МО Туапсинский район от 11.05.2011 года, и приступило к осуществлению деятельности с 01.06.2011 года. Предприятие в 2011 году осуществило прием объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Джубгского, Тенгинского, Новомихайловского, Георгиевского МО Туапсинского района. При осуществлении приема перечисленных объектов установлено, что не один из них не имеет действующей разрешительной и лицензионной документации. В целях соблюдения действующего экологического законодательства предприятие 30.09.2011 года заключило с ООО «Кубаньэкопром» договоры на обследование предприятия и выполнение работ по разработке проектов ПДВ, ПНООРЛ, НДС и паспортов опасных отходов. В настоящий момент обследование предприятия завершено и начата разработка проектов. В связи с тем, что процесс разработки и согласования проектов в различных инстанциях по действующим регламентам происходит в срок от 6 до 12 месяцев, МУП «Райводоканал» производит оплату за негативное воздействие на ОПС, как за сверхлимитное воздействие. Считает, что принимаются необходимые и соответствующие меры для устранения выявленных, в ходе проверки, нарушений. В обоснование своей позиции представила копии договоров, предписаний.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - администрации МО Джубгского городского поселения туапсинского района, администрации МО Тенгинское сельское поселение Туапсинского района, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе, туапсинского филиала ФГКУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд», в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается информацией, имеющейся на официальном сайте «Почта России» по отслеживанию почтовых сообщений; причину и уважительность не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела либо рассмотрении в их отсутствие не представили, в связи с чем, суд руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть требования туапсинского межрайонного прокурора, в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьями 9,42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Статья 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002 года, с изменениями и дополнениями, закрепляет, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с нормами и положениями указанного закона, Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на окружающую среду, должны осуществлять мероприятия направленные на охрану окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что на основании постановления администрации МО Туапсинский район от 11.05.2011 года образовано МУП МО Туапсинский район «Райводоканал», которое приступило к осуществлению своей деятельности с 01.06.2011 года.

Так, между МУП «Райводоканал» и администрациями Джубгского,
Новомихайловского городских и Тенгинского, Георгиевское сельских поселений
Туапсинского района заключены договоры от 06.09.2011 года, 23.08.2011 года, и 02.06.2011 года, 08.07.2011 года о передаче муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения в пользование МУП «Райводоканал».

Согласно актам приема-передачи от 24.06.2011 г., 23.08.2011 г. и 06.11.2011 г., 08.07.2011 г. МУП «Райводоканал» принял на баланс глубоководные выпуски, очистные и водозаборные сооружения, находящиеся на территории данных поселений.

Пунктом 3.3.2. вышеуказанных договоров предусмотрено, что МУП «Райводоканал» обязано поддерживать переданное имущество в исправном техническом состоянии, своевременно производить своими силами и за свой счет текущий ремонт указанного имущества.

В ноябре - декабре 2011 года Туапсинской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Росприроднадзора по ЮФО и ФГУ «ЦЛАТи по ЮФО» проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Райводоканал», осуществляющего эксплуатацию глубоководных выпусков, а также очистных и водозаборных сооружений в поселениях Туапсинского района.

В ходе проверки выявлены нарушения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (в ред. от 19.07.2011 года), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Из ст. 39 вышеуказанного Закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» и ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 19.07.2011 года), предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускаются только на основании разрешений, выданных специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из содержания ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В ходе проверки специалистами ФГУ «Цлати по ЮФО» на вышкеуказанных очистных сооружениях осуществлен отбор проб сточных вод. По результатам анализа, согласно протоколам от 25.10.2011 г. , от 10.11.2011 г. , от 10.11.2011 г. , от 10.11.2011 г. , от 10.11.2011 г. и от 10.11.2011 г. специалистами ФГУ «Цлати по ЮФО» на данных очистных сооружениях выявлено превышение показателей загрязняющих веществ в очищенной сточной воде по азоту нитритов в 1,1-3,0 раза, по азоту аммонийному 1,05-1,19 раза, по азоту нитратов 1,1-2,2 раза, по фосфатам в 1,07 раза. Кроме того, на указанных очистных сооружениях имеются стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: первичные и вторичные отстойники очистных сооружений, биофильтры, иловые площадки, однако разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у МУП «Райводоканал» отсутствуют.

На указанных водозаборных сооружениях в нарушении п. 3.6. «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. N 24), не производятся исследования воды из водозаборных скважин на радиационную безопасность.

Вместе с этим, согласно ст. 3 и ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица и предприниматели без образования юридического лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства РФ и принятых в его исполнение санитарных правил и гигиенических нормативов.

Установлено, что в деятельности МУП «Райводоканал» не соблюдаются требования природоохранного законодательства, в части образования отходов производства и потребления при отсутствии лимитов на размещение отходов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В ходе проверки выявлено, что территория зоны санитарной охраны водозаборного сооружения, расположенного в п. Джубга Туапсинского района в нарушении п. 3.2.1.1. «Санитарных правил и норм» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10), не ограждена. На водозаборных сооружениях, расположенных в п. Новомихайловский, с. Кирпичное и с. Георгиевское Туапсинского района в нарушении п. 3.4.2. и 4.4. вышеуказанных «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», не соблюдается технология обеззараживания воды, а именно: не обеспечивается 60 минутный контакт воды с хлоросодержащим реагентом, не производится контроль за содержанием свободного остаточного хлора перед подачей в распределительную сеть. Проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения с. Георгиевское, с. Кирпичное и с. Кривенковское МУП «Райводоканал» в нарушении п. 1.11. «Санитарных правил и норм» СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10), не разработаны.

Таким образом, при эксплуатации глубоководных выпусков, очистных и водозаборных сооружений МУП «Райводоканал» не обеспечивается выполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате чего создаётся угроза жизни и здоровью людей.

Доводы, представителя Ответчика о том, что в настоящее время нарушения устраняются, и принимаются необходимые меры, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исходя из исследуемых в судебном заседании документов, судом установлено что меры, принимаемые Истцом, должных результатов не принесли, поскольку выявлены соответствующие нарушения. Соответственно нарушены права и охраняемые законом интересы граждан на благополучную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в обоснование своих требований Истец представил соответствующие доказательства, а также доказательства, подтверждающие виновность МУП «Райводоканал», т.к. предприятием не были приняты все зависящие от него меры по устранению выявленных нарушений.

МУП «Райводоканал», как юридическое лицо, ведущее хозяйственную деятельность, обязано выполнять требования ФЗ «Об окружающей природной среде», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об отходах производства и потребления», Водного кодекса РФ.

Соответственно, требования Истца об обязании устранить допущенные нарушения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, основаны исключительно на требованиях закона, что в свою очередь влечет удовлетворение заявленных требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать действия (бездействие) муниципального унитарного предприятия муниципального образования Туапсинский район «Райводоканал», выразившиеся в части не принятия мер по осуществлению ремонта глубоководных выпусков, расположенных в п. Джубга, с. Лермонтово Туапсинского района, а также не надлежащей эксплуатации очистных и водозаборных сооружений, расположенных в п. Джубга, с. Лермонтово, с. Тенгинка, п. Новомихайловский, с. Ольгинка, с. Кривенковское, п. Кирпичный, с. Георгиевское, с Индюк Туапсинского района - незаконными.

Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Туапсинский район «Райводоканал» устранить допущенные нарушения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства РФ, а именно: производить исследования воды из водозаборных скважин на радиационную безопасность; территорию зоны санитарной охраны водозаборного сооружения, расположенного в п. Джубга оградить; разработать проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения в с. Георгиевское, с. Кирпичное, с. Кривенковское; получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также устранить повреждения на глубоководных выпусках в п. Джубга, и с. Лермонтово Туапсинского района.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, в течение десяти дней со дня его вынесения через Туапсинский городской суд Краснодарского края.

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2011 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2011 года.

Председательствующий: _________подпись_

Копия верна:

Судья

Туапсинского городского суда                                              В.П. Желдакова

стр. из