Решение по заявлению Туапсинского межрайонного прокурорао признании незаконным положений `Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы`



                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года                                        Туапсинский городской суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Щербак Н.А.

При секретаре: Никишовой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю, администрации МО Туапсинский район, администрациям муниципальных образований: Туапсинского городского поселения, Вельяминовского сельского поселения, Георгиевского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Шаумяновского сельского поселения, Шепсинского сельского поселения, Небугского сельского поселения, Новомихайловского городского поселения, Тенгинского сельского поселения, Джубгского городского поселения о признании незаконными положений «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы»,

                                       У С Т А Н О В И Л:

       Туапсинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю, администрации МО Туапсинский район, администрациям муниципальных образований: Туапсинского городского поселения, Вельяминовского сельского поселения, Георгиевского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Шаумяновского сельского поселения, Шепсинского сельского поселения, Небугского сельского поселения, Новомихайловского городского поселения, Тенгинского сельского поселения, Джубгского городского поселения о признании незаконными положений «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы», мотивировав свои требования тем, что Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований налогового законодательства на территории Туапсинского района. В ходе проверки установлено, что 22.11.2010 г. между администрацией МО Туапсинский район в лице Лыбанева В.В., администрацией Туапсинского городского поселения в лице главы Чехова А.В., администрацией Джубгское городское поселение в лице главы Караченцевой Т.Ю., администрацией муниципального образования Новомихайловское городское поселение в лице главы Зайцева В.В., администрацией муниципального образования Небугское сельское поселение в лице главы Ачоха Р.К., администрацией муниципального образования Вельяминовское сельское поселение в лице главы Антипова В.В., администрацией муниципального образования Георгиевское сельское поселение в лице исполняющего обязанности главы Козлова С.Г., администрацией муниципального образования Октябрьское сельское поселение в лице главы Сычевой Н.С., администрацией муниципального образования Тенгинское сельское поселение Варелджяна А.З., администрацией муниципального образования Шаумянское сельское поселение в лице главы Барсукова Б.Б., администрацией муниципального образования Шепсинское сельское поселение в лице главы Горбунова А.И. и межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю заключено многостороннее соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. В соответствии с абзацем вторым статьи 6 указанного Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу как администратору поступлений по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налога налогоплательщикам - физическим лицам, прописанным и проживающим на территории муниципальных образований Туапсинского района через специалистов администрации, с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в соответствии абзацем третьим статьи 6 Соглашения, налоговый орган обеспечивает массовую печать налоговых уведомлений, платежных извещений и их передачу городским и сельским поселениям Туапсинского района для оказания содействия по вручению плательщикам налога на имущество и землю, прописанным на территории муниципальных образований. Таким образом, направление налоговых уведомлений и налоговых требований органами местного самоуправления противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - налогоплательщиков. В связи с чем, просит признать незаконными положения абзаца второго статьи 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 22.11.2010 года, в части вручения органами местного самоуправления налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам, а также положения абзаца третьего статьи 6 «Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 22.11.2010 года, в части обеспечения налоговым органом массовой печати налоговых уведомлений, платежных извещений и их передачи городским и сельским поселениям Туапсинского района для оказания содействия по вручению плательщикам налога и обязать устранить допущенные нарушения закона.

       В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Федотова В.О. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

       В судебном заседании представитель администрации МО Туапсинский район, администраций муниципальных образований: Вельяминовского сельского поселения, Георгиевского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Шаумяновского сельского поселения, Шепсинского сельского поселения, Небугского сельского поселения, Новомихайловского городского поселения, Тенгинского сельского поселения, Джубгского городского поселения, действующий по доверенностям Дзюба Е.А., просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что администрации поселений, учитывая знание своей территории, налогоплательщиков, а так же непосредственную заинтересованность в поступлении имущественных налогов оказывают неоценимую помощь по вручению налоговых уведомлений. Само по себе наличие в Соглашениях положения о том, что органы местно самоуправления оказывают содействие по вручению налоговых уведомлений, не противоречит требованиям Налогового кодекса.

     В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Краснодарскому краю по доверенности Невзорова С.В. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что межрайонная ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю руководствуясь нормами НК РФ направляет налоговые уведомления по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением. Однако, практика направления налоговых уведомлений заказным порядком через почтовые отделения показывает, что значительный объем, объем направленных таким образом уведомлений и требований, фактически плательщику не вручается, возвращается обратно. Обжалуемое соглашение заключено между ответчиками как оказание содействия по вручению налоговых уведомлений. Данное соглашение не противоречит нормам НК РФ.

       В судебное заседание представитель администрации Туапсинского городского поселения не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

     Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

      В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

       Согласно ст. 4 НК РФ налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

       В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ, систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

      Правовой нормой ст. 85 Налогового кодекса РФ установлено, что на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

      В силу положений ст.ст. 358, 361, 362, 396 Налогового кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

      Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ, налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

       В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

       Статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения либо муниципального района, а также обязанность, согласно ч. 9.2 ст. 85 Налогового кодекса РФ, ежегодно в срок до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

      Как следует из материалов дела, 22 ноября 2010 г. между администрацией МО Туапсинский район в лице главы Лыбанева В.В., администрацией МО Туапсинское городское поселение в лице главы Чехова А.В., администрацией Джубгское городское поселение в лице главы Караченцевой Т.Ю., администрацией муниципального образования Новомихайловское городское поселение в лице главы Зайцева В.В., администрацией муниципального образования Небугское сельское поселение в лице главы Ачоха Р.К., администрацией муниципального образования Вельяминовское сельское поселение в лице главы Антипова В.В., администрацией муниципального образования Георгиевское сельское поселение в лице исполняющего обязанности главы Козлова С.Г., администрацией муниципального образования Октябрьское сельское поселение в лице главы Сычевой Н.С., администрацией муниципального образования Тенгинское сельское поселение Варелджяна А.З., администрацией муниципального образования Шаумянское сельское поселение в лице главы Барсукова Б.Б., администрацией муниципального образования Шепсинское сельское поселение в лице главы Горбунова А.И. и межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю заключено многостороннее соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы.

      В соответствии с абзацем вторым статьи 6 указанного Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу как администратору поступлений по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налога налогоплательщикам - физическим лицам, прописанным и проживающим на территории муниципальных образований Туапсинского района через специалистов администрации, с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса РФ.

      В соответствии абзацем третьим статьи 6 Соглашения, налоговый орган обеспечивает массовую печать налоговых уведомлений, платежных извещений и их передачу городским и сельским поселениям Туапсинского района для оказания содействия по вручению плательщикам налога на имущество и землю, прописанным на территории муниципальных образований.

    При этом условия абз. 2. и 3 ст. 6 соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы» от 22.11.2010 года противоречат изложенному выше действующему законодательству о налогах и сборах, так как органы местного самоуправления возлагаются функции отнесенные, законом к компетенции налоговых органов, и, которые обязаны, без каких либо соглашений, ежегодно в срок до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, а налоговые органы в свою очередь, делегировали органы местного самоуправления в этой части свои функции, отнесенные исключительно к их компетенции.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л:

       Заявление Туапсинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

      Признать незаконными положения абзаца второго ст. 6, в части вручения органами местного самоуправления налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам, и абзаца третьего ст. 6, в части обеспечения налоговым органом массовой печати налоговых уведомлений, платежных извещений и их передачи городским и сельским поселениям Туапсинского района для оказания содействия по вручению плательщикам налога, соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы» от 22.11.2010 г., заключенного между органами местного самоуправления: администрацией муниципального образования Туапсинский район и администрациями Вельяминовского, Георгиевского, Октябрьского, Шаумяновского, Шепсинского, Небугского, Новомихайловского, Тенгинского, Джубгского и Туапсинского городских поселений Туапсинского район и органом Федеральной налоговой службы № 6 по Краснодарскому краю.

       Обязать вышеуказанные органы местного самоуправления устранить допущенные нарушения закона.

       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней, через Туапсинский городской суд.

Председательствующий: